ф45 Фаустиана В начале было Дело
В начале было Дело
Фауст Тургенева и философия Баруха Спинозы
В начале было Дело» - Выготский эту фразу называл «гётевской формулой».
Гёте был горячим почитателем Спинозы и его Фаусту одной этой строкой удалось передать суть спинозовской философии.
Основная задача этической доктрины Спинозы состоит в поиске путей, приводящих человека к моральной свободе (libertas). Эта свобода связана со способностью адекватного познания, позволяющего преодолеть то состояние человеческого существа, которое обозначается как рабство (servitus) от аффектов (страстей).
Entbehren sollst du, sollst entbehren {*}.
"Фауст" (часть 1-ая).
{* Отречься <от своих желаний> должен ты, отречься}
***
Эту фразу Тургенев Иван Сергеевич взял эпиграфом к своему «Фауст. Рассказ в девяти письмах».
Эти девять писем пишет Павел Александрович В... к Семену Николаевичу В… из сельца М...ского в июне 1850-го. А в сельцо свое этот барин ездил по одной простой русской привычке «полениться как следует»!
В одном из писем с рассказом о тургеневской любви дама сердца пишущего после чтения вслух драмы «Фауст» произнесла:
Мефистофель ее пугает не как черт,
а как "что-то такое, что в каждом человеке может быть"
Итогом чтения «Фауста» вслух и затем самостоятельно героиня рассказа в девяти письмах Вера влюбилась в рассказчика П. Б., но неожиданно скончалась в одночасье после признания в любви … Ее жизнь скоротечно сжалась как шагреневая кожа или будто она была в договоре с дьяволом: за страсть и прелюбодеяния сердца следовала расплата — завершение личного бытия и исчезновение
***
Ликбез для лика без души да без души прекрасные порывы в душе (сантехническом)
Основы философии Барухы Спинозы
1. Субстанция
Субстанция – Первопричина и причина самой себя; она то, что делает вещи реальными, в силу чего они возникают и существуют. Субстанция абсолютна, бесконечна, независима.
Как Первопричина, она называется Богом (не в христианском смысле).
Бог – не надмировой личный Дух, а только сущность вещей.
Атрибуты единой С чрезвычайно многочисленны, но из них человек познаёт только те, которые он находит в самом себе, а именно – мышление и протяженность.
Единичные вещи лишены всякой самостоятельности, они – только модусы бесконечной С, изменчивые состояния Бога. Вещи не извлекаются от Бога ни творением, ни эманацией. Они с необходимостью следуют из природы Бога
2. Бог
«Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо».
Бог, это – субстанция, природа. Ему не присущи воля, самосознание, чувства, мораль. Его бессмысленно о чём-либо просить, молитвы бесполезны.
Вещи находятся в Боге. Бог – не трансцендентный Творец, а действующая, созидающая природа (natura naturans) в противоположность совокупности конечных вещей, как природы страдательной, созданной (natura naturata). Деятельность Бога, ни от чего не завися, сама себя определяя, подчиняется внутренней необходимости, которая вытекает из природы Божества. Это не делает С несовершенной; наоборот, произвол и непостоянство, как дефекты, должны быть исключены из идеи Бога, утверждая положение: «все, что есть, есть в Боге, а без Бога ничего не может существовать и не может быть представлено». Это позиция решительного пантеизма – учения о полном единстве Творца и Мира. Все совершающееся в мире – этом проявлении Бога или природы (Deus sive natura) – строго определено, и бесконечно длинный ряд причин заканчивается только вне области явлений, заканчивается в божественной Первопричине.
3. Душа
Человеческая душа есть часть мировой души. Человек не способен действовать по свободной воле, ибо все его поступки (и бездействие) определяются единым, всеобъемлющим бытием – Богом. По формальной логике полностью отрицается нравственность, поскольку отсутствует ответственность за действия. Есть, однако, разумные действия и действия под влиянием аффектов. Человек, подчиненный аффектам (страстям), несвободен в своих действиях. Причиной аффектов являются заблуждения, невежество. Чтобы достичь свободы, нужно совершенствовать свой разум. Свобода заключается в познании, в укрощении аффектов, в успокоении души, которое рождается от созерцания Бога. Истинное познание природы страстей освобождает и исцеляет от них, так достигается свобода.
Душа есть не что иное, как идея тела, а тело или движение – предмет, соответствующий известной идее. Всякой идее соответствует что-нибудь телесное; всякое тело существует и мыслится как идея: порядок действия нашего тела по природе одновременен порядку действия души.
4. Этика
Во всем - разумная необходимость. Этика - это физика нравов. Нет свободы воли, существования самой воли (разума).
Добра и зла в мировом процессе не существует; все действительное само по себе совершенно: добро и зло, активность и пассивность, могущество и бессилие – это лишь различия в степенях.
Основой добродетели служит стремление к самосохранению; содержание этики указывается познанием. Только та деятельность, которая зиждется на познании, может быть, истинно нравственной. Только разум побеждает аффекты, только интеллектуальным путем достигаем мы блаженства.
Нет слепых нравственных инстинктов - этика строится на рационалистическом фундаменте.
Высшее добро и высшая добродетель заключаются в познании Бога и любви к Нему, познании и любви, в своем синтезе образующих интеллектуальную любовь к Богу (amor Dei intellectualis).
Жизнь духа заключается в мышлении, в стремлении к совершенному познанию, к постижению разумной необходимости, сообразно которой мы должны действовать, если хотим быть свободными в настоящем смысле этого слова.
Кто познает себя, свои аффекты, тот, проникается любовью к Богу, и в этой радостной любви духовно сливает себя с вечной сущностью Бога, природы, мира.
Свидетельство о публикации №222040500305