Ф46. Пушкин и русские фаусты у русских классиков

0
Пушкин А.С.
Наш гениальный поэт - идеальный русский Фауст
ЖИВОЙ И НЕВРЕДИМЫЙ

Доказательство:

Фауст Гете выпустил фауст-патрон:

                "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"

О происхождении и смысле фразы  Ол Ханнинен умно пишет на своей жижи-странице следующее:

Эта фраза употребляется в "Фаусте" И.В.Гете как в первой, так и во второй частях.

В сцене 4 "Кабинет Фауста" части первой с ее помощью описывается договор с Мефистофелем о продаже тому души Фауста: когда Фауст скажет эту фразу, душа переходит к Мефистофелю.

Цитирую по переводу Н. Холодковского 1878 г:

- Ну, по рукам! Когда воскликну я: "Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!" -
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!
Твою неволю разрешая,
Пусть смерти зов услышу я -
И станет стрелка часовая,
И время минет для меня.

Фауст и иначе формулирует это свое желание:
- Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
Я упаду, тогда настал мой час!

И, кроме того, желая остроты жизни, и будучи уверен, что Мефистофелю на самом деле нечего ему предложить, он высокомерно утверждает:
               
                "что будет там, мне нет заботы!"

В действии 5 "Большой двор перед дворцом" второй части, когда ослепший и вновь постаревший Фауст принимает стук лопат лемуров, копающих ему могилу, за работу по проведению осушительных каналов, он произносит именно две знаменитые фразы:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг вкушаю свой.

И тут Фауст умирает.

То есть Фауст еще не произносит эту сакраментальную фразу, а говорит о том, что он бы сказал, если бы увидел. Но увидеть-то он и не может: хитрец слеп.
А если бы в тот момент чудом прозрел, то увидел бы собственную могилу, а совсем не свободный край со свободным народом, которым так восторгался.
Так что, возможно, в ад Фауст не попадает не потому, что такой положительный герой, - кто читал, знает, что это не так, - а просто потому, что Мефистофель поторопился.
Или потому что обманщик Фауст обманул обманщика Мефистофеля: черт не дал ему вечной молодости, а всего лишь вторую жизнь, которую Фауст прожил, как и первую.
Или по совокупности причин.

истопник:
https://olhanninen.livejournal.com/343373.html

На это наш русский гений русской поэтики ответил куда более известной (на святой Руси) фразой:
                Я  ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

Чуть позже П. А. ВЯЗЕМСКОМУ. 27 мая 1826 г. Из Пскова в Петербург:

«… Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу , то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайлов-ское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой :
где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ:
 
     он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»

Еще позже: " Мордвинов будет на меня смотреть, как на Фаддея Булгарина и Николая Полевого, как на шпиона;

              черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!

Весело, нечего сказать."

1
Вяземский П.А.

Неужели можно честному русскому быть русским в России?
Разумеется, нельзя.
Русский патриотизм может заключаться в одной ненависти к России – такой, как она нам представляется. Этот патриотизм весьма переносчив. Другой любви к Отечеству у нас не понимаю.
Любовь к России, заключающаяся в желании жить в России, есть химера, недостойная возвышенного человека.

Россию можно любить, как бл*дь, которую любишь со всеми её недостатками, проказами, но нельзя любить, как жену, потому что в любви к жене должна быть примесь уважения, а настоящую
Россию любить нельзя.
//Поэт Пётр Вяземский. Из письма к А. И. Тургеневу//

(из письма Тургеневу, 18 апреля 1828 года)

... Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперёк,
Бог имений недоходных
Вот он, вот он, русский бог.
Бог "грудей и жоп" отвислых
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он, русский бог ...
... К глупым полн он благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог …


2
Грибоедов А.С.

1823 г – “Горе уму” – так вначале называлась комедия Грибоедова « Горе от ума». В таком виде название точнее выражает суть ее. Хотя и иной вариант - «Горе и нет ума» тоже не кисло. Горе уму, горе благородству, свободолюбию в обществе, подобном обществу царской России, где правили Фамусовы. Уму Грибоедова не нашлось в том обществе места.

РИС. Чацкий. Художник П. Соколов

Горе уму в России. И горе от ума. И горе и нет ума … И всё это = Россия. Короче + точнее и не скажешь …

Грибоедов дал русской идее архетип русскости = Чацкого, которого Пушкин обнаружил не умным

3
Гоголь Н.В.

Всероссийский хохол Ревизором, Носом, Шинелью и Мертвыми душами о людях без души и души без лика Россию пригвоздил к распятию без права на второе пришествие и всякого намека на воскреше-ние ...
Чацкие и Онегины стали у Гоголя Башмачкиными, Хлестаковыми и Чичиковыми

4
Гончаров И. А.

Гончаров пошел по пути художественного сравнения русского и немца = Обломова и Штольца. Немец с девизом «Сейчас или никогда!» готов в трудоголизме свернуть горы, а Илья Обломов, этот новый Онегин, не снимая халата и не вставая с дивана, зашел в эволюционный тупик. Нечаенко Д. А. Назвал обломовщину русских Миф ом о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации ...

«Обломов» — роман писался более 12 лет (будто Гончаров и сам боролся в себе с обломовщиной) в период с 1847 по 1859 г и в первые был опубликован в 1859 г. Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв », являясь её второй частью. Обрыв даже говорящим названием символичен: падение спящего парализованного русского с обрыв а во мрак эволюционного тупика вдали от бутылочного горла выживания../

5.
Чехов А. П.

Антон Чехов изобразил русских как массу «лишних» людей, массу никчемного ничтожества, копошащуюся в эволюционном тупике бытия. В 1897г Чехов, пообщавшись с Толстым Л.Н., выдал «мужицкую трилогию» = «Мужики», «Новая дача», «В овраге»
 
Глубоко уважавший Чехова Лев Толстой и подсказавший ему идею «мужиков» после прочтения повести : «его „Мужики“ ; это грех против народа, он не знает русского человека» (согласно дневника Виктора Миролюбова). «Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впечатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове» (и з письма профессора Иванюкова Антону Чехова от 10 октября 1897 г)
 
Илл. Александра Апсита к повести Чехова, 1903

«В первой половине апрельской книжки „Русской мысли“ в цензурном отношении особенного внимания заслуживает статья А. П. Чехова „Мужики“. В ней слишком мрачными красками описывается положение крестьян, проживающих в деревнях. В течение лета они, не зная отдыха, работают с утра до поздней ночи с своими семьями, а между тем хлеба не заготовляют для своих семей и на половину года. Питаясь, поэтому, впроголодь, они тем не менее почти все поголовно пьянствуют. На пьянство они не жалеют ничего, даже одежды своей. Пьяные, они зверски обращаются с своими женами и, уродуя их всячески, всегда считают себя безнаказанными. И без того беспомощных, их особенно тяготят подати, которые всею тяжестью ложатся на семейства крестьян.
 
Илл. Илья Репина к французскому изданию повести Чехова

В чем же кроются причины такого печального положения крестьян, или вернее, их семейств? В невежестве. В бога большая часть мужиков, будто, не верит и к религии относится слепо. Крестьяне жаждут света и знания, но не могут сами по себе найти его, потому что грамоте из них редкие обучены. Большинство же будто и понятия о ней не имеют».
Из доклада цензора С.И. Соколова, 1897 год.

6
Горький А.М. (Пешков)
 
Пешков из пешек народных ун-тов горьких наук пошел в дамки: русский у Максима Горького = это человек «на Дне» цивилизации. В брошюре « О русском крестьянстве » -1922, Берлин) с горечью горькой правды-матки Горький вещает и завещает :

»... Люди, которыхъ я привыкъ уважать, спрашиваютъ: что я думаю о Россіи? Мн; очень тяжело все, что я думаю о моей стран;, точн;е говоря, о русскомъ народ;, о крестьянств;, большинств; его.
 
Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего более грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. В русском крестьянине как бы еще не изжит инстинкт кочевника, он смотрит на труд пахаря как на проклятие Божье и болеет «охотой к перемене мест». У него почти отсутствует — во всяком случае, очень слабо развито — боевое желание укрепиться на избранной точке и влиять на окружающую среду в своих интересах, если же он решается на это — его ждет тяжелая и бесплодная борьба. Психология (.р.н.) ... выражается в курьезном совете-пословице:
                «От дела — не бегай, а дела — не делай» .
 
Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него, и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре ее — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи! Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: « Множество суеверий и никаких идей ».
 
Человек деяния, он создал для себя жизнь мучительно напряженную, порочную, но — прекрасную своей полнотой. Он возбудитель всех социальных болезней, извращений плоти и духа, творец лжи и социального лицемерия, но — это он создал микроскоп самокритики, который позволяет ему со страшной ясностью видеть все свои пороки и преступления, все вольные и невольные ошибки свои, малейшие движения своего всегда и навеки неудовлетворенного духа. Великий грешник перед ближним и, может быть, еще больший перед самим собою, он — великомученик своих стремлений, которые, искажая, разрушая его, родят все новые и новые муки и радости бытия. Дух его, как проклятый Агасфер, идет в безграничье будущего, куда-то к сердцу космоса или в холодную пустоту вселенной, которую он — может быть — заполнит эманацией своей психофизической энергии, создав — со временем — нечто не доступное представлениям разума сегодня.
 
«Вы считаете себя самым праведным народом в Мире, а вы — развратны, злобны, мало любите ближнего и не расположены делать добро» - Самозванец бросил в лицо палачам.
 
Я думаю, что русскому народу исключительно — так же исключительно, как англичанину чувство юмора — свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни. В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют. Наследие алкоголизма? Не думаю, чтоб русский народ был отравлен ядом алкоголя более других народов Европы, хотя допустимо, что при плохом питании русского крестьянства яд алкоголя действует на психику сильнее в России, чем в других странах, где питание народа обильнее и разнообразнее.
 
Но где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литера-тура XIX века?

По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья». Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих — чужие бояться будут». О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, так же вреден». Чувствуя себя человеком, способным на всякий труд, он говорит: «Бей русского, — часы сделает». А бить надо потому, что «каждый день есть не лень, а работать неохота». Таких и подобных афоризмов у него тысячи … на все случаи жизни …
 
Существует мнение, что русский крестьянин как-то особенно глубоко религиозен. Я никогда не чувствовал этого, хотя, кажется, достаточно внимательно наблюдал духовную жизнь народа. Я думаю, что человек безграмотный и не привыкший мыслить не может быть истинным теистом или атеистом и что путь к твердой, глубокой вере лежит через пустыню неверия. Беседуя с верующими крестьянами, присматриваясь к жизни различных сект, я видел прежде всего органическое, слепое недоверие к поискам мысли, к ее работе, наблюдал умонастроение, которое следует назвать скептицизмом невежества.
 
Великодушием русский крестьянин не отличается. Про него можно сказать, что он не злопамятен: он не помнит зла, творимого им самим, да, кстати, не помнит и добра, содеянного в его пользу другим.

Он не скоро задумается над теорией Эйнштейна и научится понимать значение Шекспира или Леонардо да Винчи, но, вероятно, он даст денег на опыты Штейнаха и, несомненно, очень скоро усвоит значение электрификации, ценность ученого агронома, полезность трактора, необходимость иметь в каждом селе хорошего доктора и пользу шоссе».
Из книги Горький Максим. О русском крестьянстве. Берлин. 1922

7
Ильф и Петров (Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев )
 
Два еврея довели архетип Чацкого - Онегина — Чичикова — Обломова до пародийного махинатора-комбинатора Остапа Бендера, понявшего что «надо валить», но так в агонии и конвульсиях и не нашедшего выхода из эволюционного тупика с иллюзией Золотого Тельца и 12 стульев
 
***
Кто убил Пушкина? За что?
Нет… постановка задачи д.б. переиначена: Что убило Пушкина?
Ответ очевиден… Атмосфера.
Наши архетипы — герои наших гениев: уголовники, повесы, лентяи, лишние люди и негодяи = Чацкие, Онегины, Хлестаковы, Чичиковы, Обломовы, Мышкины, Раскольниковы и Карамазовы
Наши поэты = гении-духовидцы и провидцы = завершили свой жизненный путь насильственной смертью: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов (врач, умерший по болезни тот же самоубийца), Блок, Гумилев, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Цветаева ...
 
рис. КЛОДТ ФОН ЮРГЕНСБУРГ Михаил


Рецензии