Сквозь толщу веков глава 4

      Ася вернулась из похода  немного уставшая, но весёлая улыбка не сходила с её лица. Дома её радостно встретили сестрёнки. Помогая разбирать походный рюкзак, они с любопытством разглядывали старшую сестру, отмечая, что она загорела. Вскоре с работы вернулись родители.

    – Ааа, походница наша вернулась!– обрадовался папа,– Историй много привезла? Расскажешь?

    – Конечно расскажу! Как я соскучилась по всем вам!– кинулась Ася к родителям с объятиями.

Во время общего ужина мама спросила:

    – Вижу: удался поход. Понравилось?

    – Ещё бы! – восторженно ответила Ася.

И она взахлёб  начала рассказывать всем о том, как впервые в своей жизни сама рыбачила на удочку и даже поймала несколько рыбёшек,  как пекли на костре картошку, как интересно было собирать растения для гербария и узнавать их  удивительные свойства. Маргарита Ивановна умела рассказывать обо всём просто сказочно.

    – А какой рассвет мы наблюдали! Солнце прямо перед нами всходило.  Огромное!  В полнеба, как в сказке!  Я раньше никогда-никогдашечки  такого не видела, даже в кино! Нет, этого рассказать нельзя, это увидеть надо! А знаете, с какими людьми мы встречались? Они самого Блюхера видели и столько нам про его походы рассказывали. Правда,  они старые все, а глаза, как у молодых, просто горят. Сами в будёновках и сабли у них есть. Немного смешно, все седые красноармейцы эти, и без зубов. А как подумаю, что они на конях в атаку скакали и саблями махали в бою, даже не верится. И страшно и интересно!

 Она начинала новое повествование, спеша поделиться, переполнявшими её, впечатлениями.  Больше всего ей понравились вечера у костра, и походная еда. И уха, и каша получались необыкновенно вкусно. С лёгким запахом кострового дымка, дома так уже точно не получиться.
     Ася несколько дней перестраивалась на обычную жизнь, не прекращая рассказывать о походных событиях.  Но теперь её мысли ещё отвлекла книга. Она побывала в библиотеке и взяла почитать книгу «Дмитрий Донской» С. Бородина. Ох, и интересная та книжка оказалась! Ася перечитала её дважды с большим удовольствием.
А впереди оставалось почти целое лето…  Летом можно заняться чем угодно: купаться в реке (благо их в городе целых шесть), проводить время с подружками, обсуждая фасоны платьев - любимая тема, или прочитанные книги. Да мало ли тем для приятных бесед? Можно мечтать о чём угодно. А работа в саду, вечерние прогулки с подружками. Дел полно, только успевай!
Находясь под впечатлением очередной книги, Ася представляла себя то в роли отважной партизанки в тылу врага, то знаменитой дрессировщицы тигров, то боярыни или крестьянки четырнадцатого века.  Она придумывала наряды для своей героини, представляла её окружение, речь и поведение  в то  древнее время. Это было так увлекательно! Но дни пробегали за днями, и лето помаленьку подходило к концу.
     За неделю до начала нового учебного года учащихся старших классов пригласили в новую школу. Пришла туда и Ася. В школу привезли мебель, которую надо было разместить в пустых  классных комнатах. Вместе с другими ребятами она переносила со школьного двора привезённые стулья,  школьные столы в классы, протирала их, мыла большие окна. Какое здесь всё было новое!  Как приятно пахло краской и свежестью и как всё блестело!  Ребята перезнакомились,  но держались пока ещё напряжённо.  К первому сентября класс был отмыт и украшен.
     Ася сразу же погрузилась в учёбу, постепенно привыкая к одноклассникам, новым учителям и новым предметам.  А привыкать было к чему.  Собрались ребята со всех районов города, и что было у каждого за душой ещё предстояло узнать.  В общем, народец подобрался шебутной. Пара мальчишек соревновалась в наличии чувства юмора и умении повеселить класс. Несколько мальчиков и девочек были заняты исключительно учёбой и явно преуспевали в ней. Остальная масса учащихся вела себя, как обычные школьники, в меру проявляя старания по всем предметам.

 "Вот зря считают, что дети, даже ученики старших классов, ничего не понимают в поведении взрослых. Не такие уж мы дураки. Можем хорошего преподавателя  от плохого отличить.  Хотя обсуждать учителей как-то стыдно.  Ещё неизвестно, что из нас самих с годами получится… "– думала Ася.

     В коллективе учителей новой школы  тоже не было спаянности и единомыслия. Учителя появлялись и, проработав месяц, исчезали неизвестно куда, и они были такие разные. Учитель физики, например,  (уже третий за начало учебного года), голубоглазый брюнет, с именем Фердинанд  сразу покорил сердца почти всех девочек. Они смотрели на него, не отрываясь, отчего он смущался и краснел. На его вопросы по теме урока мало кто мог вразумительно ответить, в голове девятиклассниц были только мечты о голубоглазом принце. Учитель истории частенько приходил на урок с "глубокого бодуна". Ася в этих случаях расстраивалась, ведь история всегда была её любимым предметом. Ведущая биологию дама, бывало, ела на уроках жареную рыбу, выглядывая из-за классного журнала с рыбными костями во рту, воинственно торчащими в разные стороны. Она бросала строгий взгляд на учеников, следя за дисциплиной во время самостоятельной работы по той или иной теме, и снова, прикрывшись журналом, продолжала есть свою рыбу.  Наверное, очень рыбу любила. Хотя свой предмет знала и вела очень неплохо, если бы не эта рыба!  Но зато уроки литературы проходили на редкость увлекательно. Полная и даже чем-то неприятная, на первый взгляд, учительница только открывала рот, как класс впадал в некую прострацию.  Очарованные ученики замирали, слушая рассказы Клавдии Андреевны о жизни и творчестве писателей, в которых содержалось немало и исторического материала. На этих уроках времени всегда не хватало, хотелось слушать и слушать учительницу, поражаясь её глубоким знаниям предмета, выходящим далеко за рамки учебника. Так же интересно было на географии и на математике. Учительница по химии совсем не умела держать дисциплину и преподносила материал, не отклоняясь от учебника, монотонным, нудным речитативом. Класс в это время стоял «на ушах». Все занимались своими делами, перекидывались записками и вертелись на своих местах, как флюгеры. Одним словом, химия занимала у Аси последнее место в рейтинге школьных предметов. Эти впечатления останутся у Аси навсегда.

     Тем не менее, жизнь продолжалась. Ребята не только учились, но и проводили какие-то игры, соревнования, конкурсы, олимпиады,  викторины, вечера и состязания в спорте. Они подшучивали друг над другом по-доброму, без злости. В школе проходил конкурс плаката с темой «Мир во всём мире»  к одноимённому вечеру. Выбрали редколлегию и приступили к выбору основного рисунка.

    – А я совсем рисовать не умею, – призналась Тоня, – вот только: палка, палка, огуречик, вот и вышел…

    – Кошмар какой-то вышел. Огурец с двумя палками! – насмешливо хмыкнул Витька Краснов, – И какое отношение огурцы к миру во всём мире имеют? Давайте голубя нарисуем и напишем что-нибудь про мир.

    – Ага! – возмутился Рафаил, – Вот зуб даю, все классы голубей рисовать будут и наш пятым на конкурс прилетит.

    – А может, первым? – возразила Люда.

    – Первым, ну и что? Где оригинальность? Нет! Не вариант! – забраковал идею о голубе Рафаил, – Думайте, что ещё нарисовать можно?

    – Слушайте, давайте лист на две части поделим. На одной стороне только чёрно-белые рисунки, ну, взрывы там, танки и надпись: Нет войне! А на другой – солнце, цветы. И надпись: Миру - да! – предложила Ася.

    – Ну, ты – Малевич! –  восхитился Краснов, – Вот и рисуй, давай!

    – И нарисую. Я вообще рисовать люблю. А уж цветочки и солнышко и ты бы нарисовать смог. Вот только, если мне кто-нибудь танки нарисовать поможет, – Ася обвела редколлегию вопросительным взглядом.

    – Я могу. Я нарисую, – откликнулся Александр.

    – Ну, вот.  Можно сказать: полдела сделано, – подвёл итог Рафаил, – рисуйте, ребята.  Да помогут Вам боги живописи!

     Ася нарисовала несколько фигурок в одеждах стран мира, которые держали над головами транспарант с надписью « Миру – да!» Они стояли  перед большой клумбой с цветами на фоне, пронизывающих всё  пространство, солнечных лучей. Над второй частью рисунка трудился Саша, Ася лишь слегка корректировала композицию рисунка и надпись «Войне – нет!»
Их плакат получил высшую оценку жюри. Класс наградили почётной грамотой. А Саша и Ася  искупались в лучах славы и дружественных похлопываниях по плечу.

 "Раньше я больше принцесс рисовала, а теперь вот… Что-то давно мне не снилась моя арфисточка, прошло почти три года  с той поры, как этот сон впервые  мне приснился, сейчас мне уже четырнадцать, значит и ей столько же", – думала Ася.

И, как будто прочитав её мысли, кто-то снова поставил для неё, как старое кино, её волшебный сон.
      Снова на балконе рядом с арфой сидела девушка, чем-то неуловимо похожая на Асю. Она по-прежнему смотрела на море. Но теперь это было раннее утро, когда ночная прохлада только – только отступала. Заря уже родилась, и её мягкий золотистый свет разливался по вершинам прибрежных скал, внизу же у их подножия ещё ютились мрак и свежесть. Маленькие рыбацкие лодочки под парусом стремились по, сверкающей, серебристой поверхности воды, в открытое море. Суматошные чайки носились над водой. Запоздавшие рыбаки отправлялись на свой ежедневный промысел.

          – Ах, госпожа, как рано Вы поднялись сегодня.  Я уж перепугалась, не найдя Вас в опочивальне, – промолвила, выбежавшая на балкон служанка.

          – Ну, что ты, Дебора, что может случиться со мной? Ведь сегодня приезжает мой отец. Я не могла сомкнуть глаз ночью и еле дождалась рассвета. Мне не хватает терпения до встречи с ним. Так хочется скорее увидеть его и припасть к его руке! Всё-таки пять месяцев напряжённого ожидания, это так много! Подавай скорее завтрак. А потом одеваться, и поспешим в гавань, навстречу ему! – возбуждённо и радостно говорила девушка.

          – Сейчас, сейчас, госпожа. Завтрак будет подан через несколько минут. А потом я помогу  Вам выбрать платье и украшения, – отозвалась Дебора.
 
После завтрака девушки торопясь выбирали из нарядов красивое и в то  же время скромное платье для Паолины. Они остановились на платье из лёгкого шёлка в сиреневых оттенках, что очень шло к её глазам. Сверху  девушка накинула плащ с прорезями для рук. Волосы  подхватила  лентой с серебристой вышивкой и жемчугом.
Через некоторое время Паолина и Дебора отправились в гавань Венеции, большого итальянского города, где уже собралась толпа  встречающих корабли из дальнего плавания.
     Невдалеке от берега под парусами стояло на приколе несколько кораблей и весёлые матросы, радуясь возвращению,  быстро грузили товар с кораблей в лёгкие лодки, отправляя их к  берегу. Здесь их встречали купцы в бархатных или шёлковых одеждах и замысловатых головных уборах с перьями и без них. Кричали матросы и возчики, восседающие в больших  крытых повозках для груза.   Толпа встречающих гудела множеством голосов, оживлённая радостной встречей.

      Только выйдя из красивой, крытой кареты, принадлежащей её отцу, Паолина   сразу увидела его. Он,  был облачён в бархатный кафтан, мягкими складками спадающий с его плеч, в белоснежный нагрудник из тончайшего шёлка, виднеющийся в  глубоком вырезе. Отец размахивал руками, показывая то на тюки и сундуки, то на корабль. При этом колоколообразные рукава его кафтана взметались вверх, и опадали вниз.
 
          – Отец! – крикнула Паолина, пытаясь привлечь к себе внимание.

Синьор Лоренцо Марино оглянулся и приветливо помахал ей рукой. Это был ещё не старый человек, которому минуло  только пятьдесят четыре весны.  Среднего роста, достаточно бодр и крепок, он отличался по-молодому худощавым телосложением. Лоренцо  не носил  бороду и усы, брея лицо до лёгкой синевы, которое украшал крупный нос, широкие губы и добрые тёмно-карие глаза, окружённые сеткой морщинок.
Дождавшись лодку с недостающими вещами, Лоренцо приказал погрузить всё в повозку и пошёл навстречу дочери, распахнув руки для объятий. Среди толпы несколько человек внимательно следили за встречей дочери с отцом. И среди них две пары глаз, обладателями которых оказались два молодых и очень богатых гражданина Венеции, не отводили взгляда от Паолины.

     Лоренцо был богатым купцом, державшим в городе  лавку, в которой  продавались изысканные восточные ткани, благовония и драгоценные камни. Он торговал почти со всем светом, имея друзей - купцов во многих странах. К его услугам прибегали   знатные особы, как представители известного семейства Медичей, так и другие богатейшие жители Италии. Дело Марино процветало, его товары ценились высоко и пользовались большим спросом. Он пожертвовал значительную сумму на строительство новых церквей в Венеции и Риме.  Но оно ещё продолжалось и никак не могло закончиться потому, что зодчим не  всё удавалось сделать, а именно построить купола церквей.
 В доме Лоренцо Марино царила праздничная суматоха, вызванная приездом хозяина. Все залы его  большого дворца были вычищены до блеска. К приезду хозяина повара приготовили роскошный обед. На столе было множество овощей запечённых и приправленных восточными пряностями.  Здесь же на огромном  золотом блюде с изысканной чеканкой лежала гора  всевозможных отборных фруктов.  В чашах исходила тонким ароматом искусно приготовленная фазанья грудка. На блюде поменьше возвышался горкой рассыпчатый рис. Несколько соусов стояли в изящных кувшинчиках с зауженным горлышком. Гора лепёшек манила своим запахом свежеиспеченного хлеба. Здесь были и сладкие конфеты, изготовленные из миндаля с мёдом, финики и фисташки, какие-то зёрна и семена, обжаренные в меду, привезённые отцом из дальнего путешествия.

          – Франки зовут эти лакомства confie или dessert, что переводиться, как "обжаренное" или "убирать со стола", и подают их в самом конце трапезы.
А в туманном Альбионе я купил мешок тростникового сахара, который стоит баснословных денег ибо добавление даже одной чайной ложечки его в блюдо, совершенно меняет его качества, делая пищу удивительно вкусной,– весело рассказывал Лоренцо.


     … Проснувшись утром, Ася с сожалением поняла, что она совсем ничего не помнит из своего сна. В голове как-то приглушённо звучали имена: Паола или Паолина, Лоренцо. Вроде итальянцев так называют. Значит девушка из сна живёт или жила в Италии? Ясно было одно: в её сне что-то происходило и это не только удивляло, но тревожило Асю и волновало.
    Учебный год   девятого класса, как, впрочем, и всех других классов,  подходил к концу. Ася училась хорошо и за годовые оценки не переживала.   Она снова наведалась в городскую библиотеку и взяла там  несколько книг об эпохе Возрождения.   Как только ей встречалось что-нибудь об Италии, душа её замирала, и она начинала активно фантазировать, помещая свою героиню в разные ситуации и окружение. Так читая об одном  итальянском замке у моря она думала:

 "Как похоже на замок, балкон которого висит над морем. И там живёт девушка, играющая на арфе".

В одной из книг она нашла описание интерьера дома богатого итальянца, жившего во времена  эпохи Возрождения.
 «В больших окнах, объединяемых  попарно посредине колонной,  вставлены венецианские стёкла, в виде небольших круглых  стеклянных пластин, соединённых между собой медными перемычками.   Они пропускают довольно много света, однако окна есть не во всех залах. В большинстве комнат окон нет вовсе, и они освещаются только колеблющимся светом факелов и масляных ламп, которые горят днём и ночью. Лампы, искусно изготовленные из глины, расписанные причудливыми узорами освещают обеденную залу, кухню и спальни, а так же комнату с книгами. Помещений, или комнат в доме бывает от двенадцати до тридцати девяти. Здесь же хранится множество разнообразных сундуков для всего. В  нескольких комнатах стоят сундуки с зерном и вином, причём этих запасов хватило бы на 10 лет. В других комнатах сундуки со всякой одеждой. И одна из комнат заполнена сундуками с книгами и благовониями. Кое-где в этих комнатах располагаются большие столы, длиной в 2-3 метра. В спальнях кровати  такой ширины, что на них свободно могли бы улечься человек шесть или восемь. И совсем немного табуретов.  Из всех комнат отапливается, как обычно одна, и ещё кухня, расположенная, как правило, на втором или даже третьем уровне дома. В таких домах часто на кухне были колодцы, так, что недостатка в воде не было."

 "Как интересно! – думала она, – Почему бы моей арфисточке не жить в таком замке? Но кто она? Почему я вижу её во сне и мне интересна её история? Рассказать кому-нибудь – просто засмеют. Ещё «чокнутой» обзовут, пожалуй… Поищу сама разгадку, в тайне от всех", –  поразмыслив, решила она.

Продолжение... - http://proza.ru/2022/11/25/1163


Рецензии
Здравствуйте, Мила!
Очень насыщенная глава! Читается интересно, без напряжения. Хорошо поданы образы учителей (Рыба жареная на уроке - это уже край!)
Задумка, конечно, замечательна! Как бы не пытались учёные объяснять причину снов, нам порой, такое привидится во сне... Мне всю жизнь снится какая-то диковинная страна: море, белый песок, вода полностью прозрачная и огромные цветы на ней, а я медленно лечу над этой красотой и знаю, что увижу в следующее мгновение. Сон этот пришёл, когда я ещё море в глаза не видела. Тема интересная, развивать её можно сколько угодно. Так, что Вы, Мила, молодец.
А вот над текстом в этой главе советую ещё немного поработать.
Спасибо, читаю с огромным интересом.
Всего Вам доброго желаю.
С теплом души и уважением, Людмила

Людмила Колбасова   27.03.2024 12:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Людмила!
Спасибо за то, что читаете, за то, что делитесь своими воспоминаниями, мне это особенно приятно. Про учителей всё правда, это не выдумка и не сгущение красок. Они у нас такими и были. Спасибо за замечание, может Вы по доброте душевной подскажете на какую часть главы обратить особое внимание? Буду признательна.
Спасибо Вам большущее! С уважением и теплом,

Мила Стояновская   27.03.2024 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.