Омерта

Мое детство прошло на Украине, в городе Никополе. Это был русскоязычный город, с двумя украинскими школами на сто тысяч населения. Градообразующим предприятием в Никополе был Южнотрубный металлургический завод и лето, практически поголовно, дети проводили в самом большом пионерлагере "Восход", принадлежащем этому ведомству.
Путевка стоила копейки, располагался лагерь на берегу Каховского водохранилища, был даже свой бассейн, который, правда, запускался только к середине сезона, и большую часть времени он стоял закрытым.

Каждый год я безропотно отправлялся в лагерь как на повинность, но с каждым проведенным там месяцем, мне становилось все более очевидна вся ненормальность того, что в нём происходит. Местная молодежь любила посещать лагерь с развлекательными целями: парни ухаживали за девочками, смотрели на открытой площадке кинофильмы, избивали вожатых и мальчиков, в которых они видели своих конкурентов за женское внимание.

Единственным недоступным для их посещений местом оставалась танцплощадка. Местные стояли за забором, мрачно курили и обсуждали танцующие пары, сплевывая себе под ноги.
Иногда приезжала милиция и устраивала за ними гонки на мотоцикле. Местные уходили в одну дырку в заборе и через час возвращались через другую.

Поскольку это была городская окраина, разговаривали они и матерились исключительно на украинском языке.
На эту особенность я обратил внимание только в свой последний сезон в лагере, когда в наш отряд "заехало" пару местных переростков, каким-то чудом "отхватившие" путевки, хотя на тот момент одному  исполнилось шестнадцать, а другому шел уже восемнадцатый год, но формально он еще считался школьником, поскольку только что закончил десятый класс и нигде еще не работал. Сначала весь отряд рассчитывал обрести в них друзей, надеясь на покровительство от преследований местной шпаны, но вскоре выяснилось, что задачей этих двух хлопцев было подчинить себе руководство лагеря и оторваться по полной.

Я оказался в первом отряде случайно, мне было двенадцать, но поскольку я выглядел старше своих лет, то и тянулся к обществу более старших ребят, как это и бывает в подростковом возрасте.
Мне довелось  наблюдать изнутри, на примере жизни небольшого коллектива, как распоясывается садизм, как расползаются его метастазы, как коллективный страх овладевает людьми и делает их заложниками двух негодяеев.

Они начали с избиений и унижений детей в своем отряде. Сначала это были мальчишки, затем им под руку стали попадаться и девочки, осмелившиеся протестовать против криминальных порядков шпаны с окраины, превратившей три десятка человек в послушное стадо. Когда встал вопрос об исключении "поганых овец" из лагеря, девочки бегали к руководству ходатайствуя за них.

Забегая вперед скажу, что дело кончилось коллективным изнасилованием двенадцатилетней девочки из другого отряда. В изнасиловании принимали участие не только эти два подонка, но и мальчишки из моего отряда, повинуясь стадному инстинкту, превратившему их в бездумных исполнителей чужой воли. Так зло порождает еще большее зло, заражая его жертв.

Я уехал из лагеря через неделю. Собрал свои вещи в одно из посещений мамы и, ни слова не говоря, покинул территорию лагеря. На выходе, в обнимку с пионервожатой, сидели эти два урода, курили и пытались изображать дружелюбие. Они боялись, что заговор молчания по воле случайного свидетеля может прерваться, и все дерьмо всплывет наружу. Они боялись, но не сильно. Нас с детства учили, что "закладывать" нехорошо.


Рецензии
Ну, наконец-то. Узнаю "старого" доброго Жилкина. Все понятно и интересно. Единственную пометочку сделала бы: хорошо бы, если было бы примерно указано время действия, т.е. конкретные годы. Потому что я недавно ввязалась в обсуждения в "Одноклассниках", где хором пели дифирамбы якобы идеальному советскому строю, где "никто не дрался, все подростки тихо-мирно сидели в уголках и вырезали из цветного картона, которого не было тогда в продаже, всякие разные правильные слова. Я же после такого заунывного вранья, хоть и из благих целей, видимо, показать существующей сейчас молодежи, что они никто по сравнению с нами, жившими в восьмидесятых теперь уже прошлого века, ходящими в школу с целью получить мудрое и вечное, а приходящие оттуда с воинственным видом (типа Зены из одноименного сериала девяностых?), победив или проиграв в очередной драке или в словесном побоище. Хотя, что касается словесных поединков, мне и моей подруге равных не было, мы не боялись ничего и никого, и блатных поговорок в нашем четырнадцатилетнем возрасте знали не хуже попробовавших "жизнь не понаслышке", хотя смысл некоторых слов, тогда ускользающих от нас, сейчас кажется очень даже жестким.

Тема миниатюры Олега Жилкина мне близка и понятна, так как дорога в город и к высшему гуманитарному образованию была поначалу терниста. Но, как говорится: первая - комом, вторая - колом, третья - ясным соколом.

Избежав физических и частично психологических увечий в подростковом возрасте в показательной советской обычной средней школы, избежав встреч с законом, мы как-то вырулили на более прямой путь и даже стали добропорядочными гражданами при СССР, а потом - и успешными при РФ. Так что жизнь продолжается, господа присяжные заседатели, и, если мы, молодежь восьмидесятых, вспоминаем не то, что надо, а то, что было,значит, мы еще на плаву, не впали в деменцию, как некоторые, которым кажется, что они были идеальными человечками, никогда не шагавшими влево и вправо, а, просыпаясь на заре, пели гимны и дифирамбы существовавшему тогда, кстати, неплохому строю, но настоящему, а не виртуальному.

В общем, миниатюра понравилась, так как люблю, когда по-нашему, по-настоящему, то есть, когда пишут ПРАВДУ.

Иринга Тулуханова   06.04.2022 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за твою рецку. Как всегда точно, по сути, и по делу. Это был 1977 год, но я решил не уточнять, чтобы не перегружать рассказ деталями.

Жилкин Олег   06.04.2022 12:48   Заявить о нарушении