Обряд выхода невесты за водой

         

Наверное, нет  необходимости  говорить  читателю  о  древности  исконно кавказских  народов, ибо  этот  факт  абсолютным большинством исследователей  воспринимается  априори. Для  ясности  можно  указать  на  то, что  в  исторических анналах  они  упоминаются  гораздо  раньше, чем  амореев, ассирийцев, евреев и  других этносов, сыгравших  значительную  роль  в  истории  древнего  мира. В  данном  контексте  уместно  вспомнить, например, о  кутиях, известных  также   под  названием  кутмухов,  вторгшихся  в  Месопотамию.  После  захвата  Шумера  и  Аккада -  первых  государств  мира, как считают, они  в  течение  ста  лет  владычествовали  в регионе. Об  этническом  происхождении  кутиев – кутмухов  свидетельствуют  лингвистические  данные. В  частности, частица  - мух  в  названии  кутмух, где  она  является  показателем  одной  из  древних  форм  множественного  числа  кавказских  языков. Ею  маркировались  объекты, не  поддающиеся  счету. К  таким  объектам, например, можно было  отнести  деревья  в  лесу, волосы  на  голове, людей (в  силу  того, что  перепись  не  была  неизвестна) и  т.п. Из  современных  языков  в  качестве  действующего  форманта  множественного  числа  эта  частица сохранилась  в  удинском  языке, а  в  форме не функционирующего  реликта - во  всех  остальных  языках  лезгинской  группы.

Однако  надо  признаться  в  том, что подобно  приведенному  пассажу  информации  в источниках   о  древнейшей  истории  кавказцев немного. Это  обстоятельство усложняет  ее  изучение, а  нередко, служит  и  почвой  для  необоснованных  предположений  и спекуляций. Тем  не  менее,  имеющийся  пробел  в  существенной мере  можно восполнить,  обратившись  к  богатому  культурному  наследию  кавказских  народов  и, разумеется,  при  этом  найти  правильный  ключ  к  его  пониманию, чем по сути является  метод  реконструкций  дошедших  до нас фрагментов  древних  представлений. А  одним  из  таких  интересных  действ  является  известный  по  всему  Дагестану  обряд  «Выхода  невесты  по  воду», суть  которого  заключается  в  следующем.

Через  три  дня  после  завершения  свадьбы  невеста  должна  была демонстрировать  свой  статус  полноправного  члена  семьи  и  общества. Для  этого  использовался  момент  первого  выхода  из  дома  мужа  за  водой. Этому  моменту придавалось большое  значение и поэтому  к  нему  тщательно  готовились. Из  дома  невеста  должна  была  выходить  в  начале  дня (но не слишком рано)  в  сопровождении группы  нарядно  одетых  родственниц  и  подружек, одна  из  которых  брала  с  собой  заранее  приготовленный поднос  со сладостями  предназначенные  для  раздачи  встречным, в  качестве  искупительной  жертвы. В  горловине  кувшина  невестки  клали  свадебный  подарочный сверток  с  носовыми  платком, носками, кисетом   и  другими  подобными  вещами. На  пути  следования  их  поджидала  заранее  осведомленная  группа  молодых  людей, преимущественно  неженатых. В  момент  появления  участников  процессии  один из  молодых  людей  подходил  к  невестке, вытаскивал  из  кувшина  приготовленный  подарок  и  клал  в него  деньги. Сумма  денег  не  имело  значения. Все  это  сопровождалось  обменом  шуток  и  веселой  потасовкой  между  молодыми  людьми, стремящихся  первым  получить  подарок  и, после  чего  группа  женщин  отправлялась  дальше  к  источнику. Здесь  одна  из  сопровождающих  невесту  девушек  должна  была  заполнить  ее  кувшин  водой, за  что  в  качестве  символического  вознаграждения  получала, деньги  из  сосуда.   

Содержание  этого  обряда  на  первый  взгляд  кажется  довольно  простым. Но близкое  знакомство  с  ним  приводит  к  мнению, что  в  нем  полно  символического  смысла, т.к. отражает  собой один  из  переломных  этапов  развития  общественного  устройства  древности – этап  перехода  от  одной  формы  существования  браков  к  другой. Исходя  из  такого  понимания  заложенного  в  обряд  смысла, можно,  например, подарочный  сверток  невесты  интерпретировать   как  выкуп  представляемый  ею  молодым  людям  за  право  принадлежать тому, кого  она  считает  нужным  в  противовес  тому, кто  овладеет  ею  раньше  других, как  это  было  до  этого. Горловина  сосуда  символизирует  женское  начало,  вытаскивание из  него  подарка, бросание  туда  денег  и  сам  весь  этот  процесс - сексуальный  акт, который  раньше  был  доступный  прежде  любому  желающему. Не случаен  здесь  и  элемент  воды. Он символизирует  мужское  семя, которое  вливается  в  сосуд, олицетворяющий  собой  женское  чрево. Кроме  того, вода  в  народных  представлениях  всегда  выступала  символом  плодородия.

Близко  к  рассматриваемому  варианту  обряда  примыкает  и  другой  распространенный  по  всему  Дагестану  обычай  блокирования   свадебной  процессии  молодыми  людьми  до  тех  пор  пока  они  не получат  от  участников  действа  определенный  выкуп.

Если  сказанное  не  подвергнуть  необоснованным  сомнениям, то  из  него  можно  делать  следующие  выводы. В  истории  кавказских  народов  существовал  период, когда  любой  женщиной  мог  овладеть, если  не  все  желающие  мужчины, то  хотя  бы  один  из  них, кто  оказывался  первым, и, по  всей  вероятности, позиция  самой  женщины  при  этом  не  брался  в  расчет. Затем  наступает  период  моногамных  браков, но старые  традиции  сохраняют  свою  силу  и  женщине, чтобы  отделаться  от  них  приходиться  откупиться  перед  мужчинами, подменив  свои сексуальные  обязательства  перед  ними  их  материальным  эквивалентом. Существование  подобных  брачных  отношений  на  Кавказе  подтверждается  и  зафиксированными  в  литературе  сведениями  этнографического  характера. Так, академик Х.Д. Форн  в  одной  из  своих  работ, опубликованных  в  конце  19 в., рассказывает  интересную  подробность  из  далекого  прошлого  из  жизни  кубачинских  женщин.

«Раз  в  неделю  в  Кубачах  вдовы  и  покинутые  женщины  на  скамьях  перед  своими  домами, закрыв  лица, между  2 – 3  часами  ночи  отдавались  в  объятия  юношам, которые  оставались  им  совершенно  неизвестными. Это  не  считалось  постыдным  или  позорным. Напротив, плоды  таких  отношений  содержались  и  воспитывались  на  общественный  счет». Несомненно, этот  обычай  так же, как  и  вышеприведенный, является  пережитком  широко           распространенной  когда-то  переходной  формы  от  группового  брака  к  парному.

Отголоском   описанных  выше  отношений  видимо  являлся  и другой, сохранявшийся  до  недавних  пор  у  агулов  и  рутулов, обычай  закидывать  камнями  и  грязью  вдову  выходящую  замуж. Можно  предположить, что  первоначально  с  этим  были  не  согласны  люди  молодого  возраста, которые  не  желали  упускать  принадлежащий  им  по  праву  сексуальный объект.

По  мнению  Ф.Энгельса  в  приведенных  ситуациях  «Женщина  откупается  от  существовавшей  в  старое  время  общности  мужей  и  приобретает  право  отдаваться  только  одному  мужчине». В  случае  с  кубачинским  обычаем  этот  выкуп  состоит  в  том, чтобы  отдаваться  мужчинам  в  определенное  время, а  в  случае  с  агульским  обрядом – выкуп  уже  переходит  в  чисто  символическую  фазу.

Традиционная  культура  кавказских  народов  неизменно  связана  с  культурой народов  Древней  передней  Азии. Поэтому  в  рассматриваемом  ключе  небезынтересно  обратиться  к  примерам  и  этого  региона. Так, например,  в  Передней  Азии  в  древности, как  и  на  Кавказе,  вавилонские  женщины  должны  были  раз  в  год  отдаваться  мужчине  в  храме  Милитты. Некоторые  народы  региона  посылали  своих  девушек  на  целые  годы  в  храм  Анатис, где  они должны  были  предаваться  свободной  любви  со  своими  избранниками, прежде  чем  получить  право  на  вступление  в  брак.  И  как  пишет  тот  же  Ф.Энгельс - «Подобные  обычаи, облаченные  в религиозную  оболочку,  встречаются  почти  у  всех  народов, живущих  между  Средиземным  морем  и  Гангом».


Рецензии