5 класс. Тема урока Что значит человечность

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся  с рассказом А. Курбановой «Мир не без добрых людей», разъяснить им, что означают понятия «человечность»,«понимание» «экстремизм». Разъяснить  им, что экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, разный профессиональный и образовательный уровень, разной возрастной  группы. Объяснить  им, что экстремизм – это выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.
      
Воспитательная цель урока: помочь им, осмыслить, что человечность украшает людей и помогает им, избегать неприятностей, что взаимопонимание помогает избегать конфликтов.
 
Развивающая цель урока: формировать у детей добрые отношения через проведение теста, научить их, прислушиваться к мнениям окружающих людей.

Оборудование урока: НИТО, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом  высказывания:
1. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон).
2. «Против всего можно устоять, но не против доброты». (Ж-Ж. Руссо, французский мыслитель).
3. «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». (И.Бентам, английский писатель XVII в.)

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте рассмотрим о том, что самое большое богатство на Земле – это человеческая жизнь! Она дана нам для того, чтобы мы могли облагородить природу, создать величественные картины, удивить мир чудесной музыкой, сделать невероятные научные открытия, совершенствовать бытовую или промышленную технику, а самое главное, продолжить человеческий род. А для спокойной и счастливой жизни нам необходимо развивать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Поэтому нам нужно  помнить, что на свете есть не только добрые люди, но и экстремисты.  Экстремизм – это одно из наиболее опасных явлений, представляющий угрозу для всего общества, несущий разрушение привычных норм морали, права и человеческих ценностей. Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, разный профессиональный и образовательный уровень, люди разной возрастной  группы. Ведь экстремизм – это выражение крайних взглядов и непредсказуемых преступных действий.
За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих целях достижения науки, религию, недостатки в законодательстве, становится масштабным, многоликим преступным явлением. Чтобы экстремизм не коснулся интересов подрастающего поколения, нашим государством делается многое: проводится  предупредительно-профилактическая работа по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистских сайтов в Интернете. Проводится воспитательная работа, по формированию у подростков стойкого неприятия по совершению противоправных действий, выпускаются книги, журналы, газеты, разъясняющие опасность вовлечения молодёжи в экстремистскую деятельность.

Автор известного романа «Как закалялась сталь» Николай Островский писал: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или трагическая случайность могут прервать её». Возможно, Н. Островский имел в виду: «за освобождение человечества» от безнравственности. 

Каждый из нас – личность, наделённая положительными качествами и недостатками. Личность с сильными и слабыми сторонами. Личность, подверженная влиянию коллектива или отдельного лица, не застрахованная от случайных стечений обстоятельств и ошибок. Каждый из нас – это личность, неповторимая и уникальная. От нас зависит не только наше образование и внешний вид, но и воспитание, развитие своих природных задатков, поддержание своего физического, психического и нравственного состояния. Раз каждому из нас жизнь даётся один раз, её нужно прожить, подобно фруктовому дереву, радующему нас своим появлением в виде ростка, своим цветением и своими плодами.

Сохранить в себе человеческие качества, радовать окружающих нас людей своей добротой, своими способностями, результатами своих усилий – проще простого. Сегодня, благодаря достижениям науки и техники, мы можем за миг связаться не только с близкими родственниками, соседями, друзьями, но и с людьми, живущими за пределами нашей страны, общаться с ними, обмениваться своими знаниями, своими благими намерениями, согласовывать свои действия с интересными для нас личностями, чтобы выработать хорошие черты характера.

Кто-то нас учит, кто-то даёт наставления, кто-то занимается нашим развитием, однако без целенаправленного нашего желания совершенствовать себя, мы не только не развиваемся, но и можем потерять свои лучшие, данные природой, качества.
«Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым», – писал восточный поэт Алишер Навои. Поэтому мы обязаны, накапливать знания о себе, об обществе, научиться анализирует происходящие в мире события, уметь делать выводы из совершившихся фактов, развивать в себе личность.

«Родиться человеком легче, чем им стать», – считает создатель многочисленных афоризмов Игорь Карпов. Это истина. Родиться человеком – мало. Для того чтобы им оставаться, нам нужно иметь немалое мужество, твёрдость характера, неколебимость нравственных принципов.

Как вы знаете, ребята, видя преграды в преодолении труднодоступных скал, настоящий альпинист не отступает от намеченной цели. Точно также каждому индивиду, желающему оставаться Человеком, тоже нужно учиться преодолевать трудности, и учиться этому нужно всю жизнь!

II. Обсуждение темы «Почему иногда между некоторыми взрослыми и детьми не бывает взаимопонимания?»
 
(Обсуждение темы «Почему иногда между некоторыми взрослыми и детьми не бывает  взаимопонимания). 

Как вы знаете, родители обязаны создавать условия, в которых каждый ребёнок развивался бы доброжелательным Человеком, чтобы он превыше всего ценил добрососедство, гостеприимство, мир на земле. Родители  обязаны развивать в подрастающем поколении добрые человеческие отношения, чтобы воспитание детей шло в нормальном русле. Поэтому нельзя обижаться на родителей, если они недовольны вашим замеченным нехорошим поведением. Это раздражает родителей. Чтобы такого раздражения не возникало, необходимо развивать в себе положительные черты характера. Это будет радовать родителей.

Так как все мы, люди, – биологические существа и нуждаемся в пище, в питье, во сне, в защите от холода или жары. В этом нам помогают родители. Они стараются, чтобы наши естественные потребности, носили цивилизованный характер, соответствующий современному воспитанию.

Взрослые стараются, чтобы наши духовные потребности: желание поделиться с другими людьми своими мыслями, чувствами, проходило в доброжелательной атмосфере, чтобы наше желание творить, создавать что-то новое, оригинальное, необходимое для развития собственной личности и нужное для окружающего нас общества, помогало нам вырасти добрыми людьми.

«Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни», – писал древнегреческий философ Платон. При любых ситуациях мы обязаны оставаться людьми и прислушиваться к советам взрослых.
«Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды люди погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия», – писал великий китайский мыслитель Конфуций.

Поэтому постарайтесь найти взаимопонимания между вами и взрослыми…
 
III. Ознакомление учащихся с рассказом А. Курбановой «Мир не без добрых людей»

Учитель. А теперь, ребята, мы ознакомимся с рассказом А. Курбановой «Мир не без добрых людей», Из этого рассказа можно узнать, что значит  доброта и понимание окружающих людей.

А. Курбанова

Мир не без добрых людей

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей,
добро и зло соседствуют в ней.
Оноре де Бальзак

Аида вышла на балкон и глубоко вдохнула воздух, насыщенный запахом раскрывшихся роз и увядающих соцветий сиреней. По её телу разлилась приятная освежающая прохлада.
Солнца, припекавшего с утра, не было видно за тёмными тучами. Дул лёгкий ветерок. Девушка, просидевшая четыре часа за книгами, по-чувствовала потребность в движении: хотелось пробежаться, попрыгать, подтянуться на турнике и даже таскать тяжести. «Пожалуй, я выберу по-следний вариант: побегу на базар, наберу сумки с продуктами и начну готовить салаты. Завтра экзамен. Но завтра и день моего рождения. После экзамена подруги точно зайдут ко мне. Хочу я справлять именины или нет, они у меня и спрашивать не будут. Придут и поздравят.  Так что надо быть к этому готовой», – девушка направилась на рынок.
Пока Аида шла, стал накрапывать дождик. Через мгновение он стал усиливаться, зачастил, вдруг хлынул, как из ведра. Покупатели, оказавшиеся на рынке, поспешили под навес. Аида тоже побежала под огромный зонт, установленный перед кафе. Рядом продавалось мороженое. Аида протиснулась между молодыми, ярко накрашенными девицами, стоящими под зонтом. Ей, уставшей от умственного труда, этот июньский дождь был даже приятен, но не хотела, чтобы мокрая одежда липла к телу. Оказавшись под защитой зонта, она купила себе мороженое и положила кошелёк в карман сумки. Под зонтом, где в тесноте стояли люди, девушка не могла есть мороженое. Отодвигаясь от разукрашенных девиц, почему-то жмущихся к ней, она перевела дыхание и улыбнулась всем стоящим под зонтом.
Дождь, как быстро начался, так быстро и прошёл. Люди, не успевшие спрятаться от дождя и промокшие до нитки, но довольные свежестью, шутя, разбрелись по рядам рынка. Аида, доев мороженое, тоже последовала за ними. Наполнила переносную корзину продуктами: и направилась к кассе. Кассирша стала подсчитывать цены на продукты. Вдруг Аида обомлела: её заплечная сумка была разрезана в том месте, где находился кошелёк. Девушка порылась в сумке, но нашла только записную книжку. Она виновато взглянула на кассиршу:
– Извините, пожалуйста, я не могу заплатить за продукты.
– Почему?
– У меня украден кошелёк… –  чуть не плача, тихо ответила Аида.
– Как же это так? В нашем отделе такого раньше не случалось, – сочувственно посмотрела на неё кассирша.
– Кража могла случиться на улице, под зонтом, где я покупала мороженое. Там, молодые девушки отчего-то прижимались ко мне. Я думала им, промокшим, холодно и стараются согреться, беря меня под руки. 
– Вам не повезло, – опять сочувственно взглянула на неё кассирша, – придётся расставить продукты по своим местам.
– Не придётся, – улыбнулся парень, стоявший в очереди за Аидой. – Я заплачу за неё.
– Не надо! – смутилась Аида.
– А я считаю – надо, – опять улыбнулся парень.
– Я не смогу вам вернуть деньги, – стала упираться девушка.
– И не надо, – вновь улыбнулся парень. Считайте, что у вас никто деньги не украл.   
– Спасибо, – сквозь слёзы проговорила студентка, – воспринимая всё, что происходит вокруг, как во сне.
Пока незадачливая покупательница приходила в себя, парень заплатил за неё и за себя и ушёл. Кассирша вручила недоумевающей студентке сдачу: пятирублёвую монету и проговорила:
– Девушка, возьмите свою сумку с продуктами и уступите дорогу покупателям.
– Да-да, – прошептала Аида, роняя монету. Она гуртом покатилась по полу и скрылась за торговым рядом. Студентка, отойдя в сторону, никак не могла понять: сон ли то, что произошло с ней за полчаса, или это явь. Вдруг к ней подошёл ребёнок лет пяти.
– Девушка, вы уронили монету. Вот она. Возьмите, пожалуйста.
– Не расстраивайтесь, – следом за мальчиком к Аиде подошла и миловидная женщина. – Мир не без добрых людей. Всё же будьте осмотрительны.
– Да-да. Мир не без добрых людей, – проговорила студентка, вытирая непрошеные слёзы.

Учитель. Ребята, как вы знаете, сутки состоят из дня и ночи, погода – из солнечных и пасмурных дней, а жизнь – из грустных и счастливых моментов.
Встретившись с неудачей, нельзя считать, что в жизни всё плохо, встретив удачу, нельзя думать, что жизнь – вечное блаженство. Нужно научиться принимать подарки судьбы, как весеннее тепло, но не забывать, что весною могут грянуть грозы с ветрами и градом.

Немецкий философ Фридрих Ницше писал: «На свете гораздо больше счастья, чем видят затуманенные печалью глаза человека, если не забывать тех приятных минут, которым богат каждый день человеческой жизни».

Так что, ребята, нужно принимать жизнь такой, какая она есть, то безмятежно светлой, как солнечный день, то загадочно тёмной, как безлунная ночь. Поэтому старайтесь чаще проявлять доброту и понимать интересы  окружающих людей. Проявленная доброта и понимание окружающих людей к вам обязательно вернётся. Как говорится в пословице «Как аукнется, так и откликнется.

IV. Анализ рассказа «Мир не без добрых людей»

Учитель. Ребята, понравился вам рассказ? 
Дети отвечают.
Учитель. Что вам больше всего понравилось?
Дети отвечают. 1. То, что пока Аида приходила в себя, парень заплатил за неё и за себя и ушёл. 2. Что кассирша вручила недоумевающей студентке сдачу: пятирублёвую монету.
Учитель. Как вы думаете, ребята, почему парень заплатил за неё?
Дети отвечают. За то, что он был добрый.
Учитель. А вы могли бы заплатить за незнакомого человека?
Дети отвечают.
Учитель. А что вы чувствуете, когда вы совершаете добро?
Дети отвечают.

Учитель. Всемирно известный писатель Максим Горький, с малых лет познавший жизнь со всеми её негативными и позитивными сторонами, писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье».

Как видите, ребята, великий русский прозаик точно выразил нашу черту характера: стремление к совершенству, к самовоспитанию.
Я думаю, ребята, эти мудрые слова стоит записать в тетради и запомнить.

V. Проведение теста

Учитель. А теперь, ребята, давайте проведём тест. При его выполнении постарайтесь честно ответить на вопросы. Итак.

1. Любишь ли ты находиться в центре внимания и быть ведущим в играх, соревнованиях, учёбе, беседе? 
Ваш ответ. А) Да. Б) Нет.
2. Какие из следующих качеств соответствуют твоему характеру?
Ваш ответ. А) Умен (на) и общителен (на). Б) Робок (а), застенчив (а), сдержан (а).
3. Часто ли твои друзья обращаются к тебе за добрым советом и просят тебя помочь им?
Ваш ответ. А) Постоянно! Я всех выслушаю. Б) Нет! Потому что я и сам(а) редко прошу других о помощи.
4. Ваш классный руководитель вдруг запретил устраивать уже запланированный утренник. Что ты будешь делать?
Ваш ответ. А) Поддержу ребят, которые хотят протестовать. Б) Вздохну и смирюсь.
5. Что ты думаешь о людях, которых невозможно переспорить, и как ты себя с ними ведешь?
Ваш ответ. А) Уважаю тех, кто отстаивает свое мнение, и отношу себя к их числу. Б) Я с такими людьми не общаюсь.   
6.  Ты мечтаешь купить какую-то вещь, но она дорого стоит. Что ты сделаешь?
Ваш ответ. А) Всё равно попрошу родителей купить её.  Б) Куплю, когда сам (а) заработаю деньги.   
7. У каждого человека в жизни есть свой девиз. Попробуй выбрать фразу, которая стала бы твоим девизом?
Ваш ответ. А) Вижу цель, иду вперед, не вижу препятствий! Б) Сделал дело – гуляй смело!

VI. Подведение результатов теста

Если ты набрал(а) 6-7 баллов пункта Б), можно сделать вывод: ты позволяешь другим использовать себя, все время боишься чьего-то неодобрения и хочешь быть как все. Ведь так можно потерять и чужое уважение, и свое собственное. Поставь перед собой какую-то цель и постарайся обязательно достичь ее без помощи друзей и родителей. Увидев результат, ты почувствуешь в себе уверенность.

Если ты набрал(а) 6-7 баллов пункта А), можно сделать вывод: ты поставил (а) себе цель, ты ее достигаешь всеми доступными средствами. Твое правило: "Все для себя и для своей цели". Ты все делаешь по-своему, даже если приходится говорить, что черное – это белое. Тебе не кажется, что таким образом ты вмешиваешься в чужую жизнь? Будь тактичнее, и люди к тебе потянутся.

VII. Подведение итога по теме урока

Учитель.  Итак, ребята, к какому  итогу мы пришли на сегодняшнем уроке?
Дети отвечают.
Учитель. Жизнь, ребята,  многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное – быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!
Обратите, ребята, внимание на это высказывание. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон).
Как вы думаете, заступившись за ребёнка, вы почувствуете радость из-за того, что защитили его или нет?
Дети отвечают.
Учитель.  А теперь обратите  внимание на другое высказывание. «Против всего можно устоять, но не против доброты». (Ж-Ж. Руссо, французский мыслитель).
Как вы считаете, объяснив вашему ровеснику, почему нельзя выбрасывать мусор прямо на улицу, почувствуете ли вы радость из-за того, что вы не дали испачкать окружающую вас окрестность?
Дети отвечают.
Учитель.  А теперь обратите  внимание на это высказывание. «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». (И.Бентам, английский писатель XVII в.)
Представьте себе, что вы не дали другу обмануть продавца. Почувствуете ли вы уважение к себе из-за того, что вы предупредили продавца? 
Дети отвечают.
Учитель. Умники и умницы! Я вами горжусь.
 
VIII. Запись в тетради высказываний великих мыслителей

 
IХ. Задание на дом. Описать в тетрадях реальный случай из жизни, почему иногда между некоторыми взрослыми и детьми не бывает  взаимопонимания.

 


Рецензии