6 класс Тема урока Нет проявлениям терроризма

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с понятием «Терроризм».

Воспитательная цель урока: выработать нетерпимость к проявлениям терроризма.

Развивающая цель урока: сформировать в душах учащихся чувства дружбы, умения ценить представителей других национальностей и поддерживать мир, согласие между людьми. 

Оборудование урока: ПК, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом афоризмы великих мыслителей о терроризме:
1. Те, кто использует террор, чтобы прийти к власти, правят при помощи террора, оказавшись у власти. Хелен Макиннес
2. «И хотя мы регулярно клеймим другие государства, называя их странами изгоями, мы сами превратились в самую большую страну-изгоя. Мы не соблюдаем договоров. Мы пренебрегаем международными судами. По собственному желанию наносим удары туда, куда вздумаем. Мы отдаём приказы ООН, но не платим членских взносов. Мы жалуемся на терроризм, но наша империя стала сегодня самым дерзким террористом». Гор Видал американский прозаик, публицист, драматург, эссеист 1925 – 2012гг.
Источник: https://ru.citaty.net/temy/terrorizm/

                Ход урока:

I. Организационный момент

 Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, почему и как проявляется терроризм. Знаете ли вы, что означает понятия «Терроризм»?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Терроризм – это «запугивание», «устрашение». Преднамеренное создание устрашающей обстановки, атмосферы подавленности, напряженности. Страх здесь играет роль рычага целенаправленного воздействия для достижения целей, поставленных перед собой террористами.
Насилие (или угроза насилия) применяется по отношению к одним лицам, а воздействие по факту оказывается на других, чтобы склонить их к принятию нужных решений.

II. Беседа по теме «Проявление терроризма» 

После того, как 26 декабря 1991 года СССР прекратил своё существование, системе нравственных ценностей, развитых в годы Советской власти, был нанесён сокрушительный удар, а граждане нашей страны стали метаться из крайности в крайность. Последствия распада страны привели к разжиганию межнациональной розни, вербовке социально незащищенных слоёв населения в преступные группы.
Хорошо, что нам удалось сохранить целостность и независимость России, улучшить социальную жизнь населения нашей страны, добиться успехов в развитии промышленности, транспорта, культуры, образования, строительства, средств связи, здравоохранения, литературы, искусства, народного хозяйства и в благоустройстве родного края.
В России, может быть, жизнь не идеальна, может быть, социальные условия жизни граждан оставляют желать лучшего, может быть, есть люди, обиженные коррупционерами-чиновниками. Но любые проблемы можно решить мирным путём.
Да, это не скорый и не лёгкий путь. Но это единственно правильный путь. И нет никакого оправдания заказчикам и исполнителям террористических актов, при которых погибают невинные существа – дети, мирные люди. Такое произошло при взрыве пассажирского поезда Москва-Баку около станции Хасавюрт 30 мая 1991 года. Такое произошло при захвате группой боевиков больницы и роддома города Кизляр. Такое произошло на Котляковском кладбище в Москве 10 ноября 1996 года. Такое произошло на улице Пархоменко в Махачкале 4 сентября 1998 года. Такое произошло на Центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года. 
Такое произошло в жилом доме города Буйнакск 4 сентября 1999 года. Такое произошло на праздничной площади города Каспийск 9 мая 2002. Такое произошло в девятиэтажном жилом доме № 35 города Волгодонск 16 сентября 1999 года. Такое произошло на Дубровке, в Москве, мюзикле «Норд-Ост» 23-26 октября 2002 года. Такое произошло в здании Моздокского госпиталя 1 августа 2003 года. Такое произошло в больнице города Будённовск 14-20 июня 2004 года. Такое произошло в школе № 1 города Беслан 1 сентября 2004 года. Такое произошло в Москве, на Черкизовском рынке 21 августа 2006 года. Такое произошло в Санкт-Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года и т. д. Везде, при всех террористических актах происходили взрывы и человеческие жертвы, погибали невинные дети, молодые люди и пожилое поколение.
Эти многие другие теракты, совершённые на территории нашей страны, по религиозным, этическим и общечеловеческим меркам являются кощунством, подрывающим устои общества.
Россия – это наша Родина, росту благосостояния которой не должно препятствовать безразличие одних граждан или преступность других.
При ведении работы в патриотическом русле, народы России всегда сплачивались в единый живой монолит, как это было во время индустриализации нашей страны, при защите Родины в годы ВОВ, при восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Без воодушевляющего патриотического духа не может существовать ни одно государство.
Говорят, в семье не без урода. Да, и в советскую эпоху были в нашей стране свои отщепенцы или негодяи. Были! Но основная масса населения нашей страны была озабочена стремлением, сделать Родину краше, богаче, дружественнее, миролюбивее. А художественная литература тогда ставила перед собой задачу: помочь читателям, стать нравственно чище, умственно развитее, физически крепче, стать гуманнее и патриотичнее.
В шокирующие 90-е годы, когда нравственные устои в нашей стране стали расшатываться, порочная деятельность алчных дельцов привела к тому, что стали пустовать заводы и фабрики, разоряться колхозы и совхозы. Неслыханная коррумпированность в социальной сфере привело не только к безработице, но и к росту преступности и терроризма.
В целях пресечения преступности нашей стране пришлось усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних, прививать им основы толерантности путем организации уроков тактичности, просветительских программ и семинаров.
 «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека», – писал Василий Александрович Сухомлинский.
Так и было в нашей стране. В годы бедствий или при угрозе целостности страны простые люди не щадили ни своего здоровья, ни жизни, ни своих сил, ни времени ради защиты её рубежей и сохранения независимости. Почему бы в мирной жизни, когда в родном краю есть проблемы, не обсуждать их общими усилиями, почему бы не находить компромисс и не решать вопросы в корне?

III. Анализ темы «Проявление терроризма» 
            
Учитель. Как вы считаете, ребята, какие основные виды проявления терроризма существуют на сегодняшний день?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно! В зависимости от целей выделяют разные типы террора:
1. Политический терроризм, используемый как метод политической борьбы для изменения государственного строя в стране или смены курса в экономике.
2. Религиозный терроризм, связанный с борьбой сторонников разных вероисповеданий или преследующий цель установить религиозную власть, подорвав влияние светской.
3. Националистический терроризм, основанный на межэтнических и межнациональных конфликтах. Классический пример – действия группировок, стремящихся к независимости от государства или к превосходству своей нации над другими (палестинские радикальные группировки, воюющие против господствующей еврейской нации в Израиле).
4. Криминальный терроризм – использование преступниками методов, применяемых террористическими организациями. Особенно часто его проявления отмечались в 90-х годах прошлого века в виде заказных убийств банкиров, промышленников, политических или общественных деятелей, медийных личностей, то есть, публичных людей, занимающиеся различным родом деятельности: артистов, ученых, писателей, журналистов и т. д.

VI. История возникновения терроризма

Термин «терроризм» стал распространённым в странах мира после «Эпохи террора», в период массовых казней после начала Великой французской революции (с июня 1793 по 27 июля 1794 года). Терроризм, возникая то в одной стране, то в другой, ежегодно уносит жизни многих людей на планете, приносит много горя человечеству. Хотя правоохранительными органами мира принимаются всё возможное, статистика терроризма неумолимо растет.

По характеру деятельности, терроризм делится на:
1. Неорганизованный или индивидуальный теракт, совершаемый одним или двумя людьми. Такие индивидуальные теракты произвели: 
1. Дмитрий Каракозов, русский революционер, совершивший 4 апреля 1866 года первый террористический акт в истории России – покушение на императора Александра II.
2. Вера Засулич, совершившая покушение на петербургского градоначальника генерала Трепова за то, что он приказал прилюдно высечь заключенного народника Боголюбова.
3. Тимоти Маквей,  стремившийся отомстить федеральному правительству США за осаду Вако в 1993 году, где в результате пожара погибло 76 жителей, в том числе 25 детей, две беременные женщины и сам Дэвид Кореш. Тимоти Маквей считал правительство США тираническим и, решился бомбардировать Оклахома-Сити, за что в 1997 году он был приговорен к смертной казни.

Организованный, коллективный терроризм – это деятельность, планируемая и реализуемая определённой организацией. Например, революционная организация «Народная воля», возникшая в 1879 году в России, поставившая своей основной целью принуждение правительства к демократическим реформам и социальным преобразованиям общества.

Или Аль-Каида – одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций, осуществившая целый ряд крупных террористических актов, в том числе теракт 11 сентября 2001 года в США. Террористы направили два авиалайнера в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке, в  результате чего обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения и погубив жизнь 2977 человек. Этот теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв.
Организованный терроризм является наиболее распространённым явлением в современном мире.

VI. Анализ темы «Проявление терроризма» 

Учитель. Как вы думаете, ребята, что означают слова американского прозаика, публициста, драматурга и эссеиста Юджина Лютера Гора Видала: «И хотя мы регулярно клеймим другие государства, называя их странами изгоями, мы сами превратились в самую большую страну-изгоя. Мы не соблюдаем договоров. Мы пренебрегаем международными судами. По собственному желанию наносим удары туда, куда вздумаем. Мы отдаём приказы ООН, но не платим членских взносов. Мы жалуемся на терроризм, но наша империя стала сегодня самым дерзким террористом».
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно! США систематически критикуют другие государства, уличая их в терроризме, когда они сами не соблюдают договоров,  пренебрегают международными судами, решаются на смену власти в любой стране. Вроде бы США против терроризма, но они регулярно поддерживают террористов во всём мире, снабжая их оружием.
Международный террорист, основатель международной исламистской террористической организации «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за теракты 11 сентября 2001 года и взрывы посольств США в Африке в 1998 году, Усама бен Ладен ставил знак равенства между деятельностью террористической организации, созданной им, и деятельностью США: «Почему те разрушения, которые несут американцы, – это свобода и демократия, а сопротивление им – это терроризм и фанатичная нетерпимость?» Усама бен Ладен считал, что США под маской демократии вмешивается во внутренние дела других стран.
1. военное вторжение в Гватемалу в 1954 году с целью свержения прокоммунистического президента Хакобо Арбенса и его последователя Карлоса Энрико Диаса.
2. Операция вооружённых сил США по вторжению на Гренаду в 1983 году, предпринятая с целью защиты американских граждан и восстановления стабильности в стране. Целью операции была ликвидация последствий произошедшего ранее вооружённого переворота, в результате которого было свергнуто правительство страны и казнён его руководитель Морис Бишоп.
2. Иракская война (с 20 марта 2003 по 15 декабря 2011 года) — военный конфликт, начавшийся со вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения власти Саддама Хусейна и его казни.
3. Оккупация США в Гаити, начавшийся 28 июля 1915 года с высадки 330 морских пехотинцев Соединенных Штатов в Порт-о-Пренс по распоряжению президента США, Вудро Вильсона, с целью защиты интересов корпораций Соединенных Штатов.
4. Вторжение США в Панаму, начавшееся 20 декабря 1989 года. Боевые действия были завершены утром 25 декабря. США официально мотивировали вторжение защитой жизни 35 тысяч американских граждан и «восстановлением демократии» в Панаме, в ходе вторжения погибли 570 граждан Панамы.
5. Переворот в Иране в 1953 году, организованный спецслужбами Великобритании и США, повлёкший свержение демократически избранного правительства Национального фронта Ирана Мохаммеда Мосаддыка, который  был арестован и осенью 1953 года осуждён военным трибуналом и т. д.
Исследования и расчёты показывают непрекращающуюся погоню Америки за превосходством с момента своего первого вмешательства в дела других стран. Америка вмешивалась в дела 50 стран, свыше 130 раз: в Никарагуа, Гондурас, Китай, Кубу, Иран, Гаити, Доминиканскую Республику, Югославию, Ирак, Филиппины, Корею, Ливию, Гватемалу, Йемен, Либерию, Чили, Мексика, Пуэрто-Рико, Эль-Сальвадор, Германия, Лаос, Сомали, Афганистан. Американские боевые части активную деятельность в таких странах, как Аргентина, Самоа, Россия, Гуам, Турция, Уругвай, Греция, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Оман, Македония, Сирия, Пакистан, Боливия, Виргинские острова, Заир (Конго), Саудовская Аравия, Кувейт, Ливан, Гренада, Ангола, Судан, Албания, Босния и Колумбия.

Все эти вмешательства в дела других стран сопровождались террористическими актами.
Как вы считаете, ребята, терроризм можно ли чем-то оправдать?
Учащиеся отвечают. Нет.
Учитель. Нет, конечно. Терроризм можно было бы оправдать, если бы он происходил во имя спасения большего количества человеческих  жизней.  Но такого случая в истории человечества не было. Поэтому ответ может быть только однозначным: нет.
 
VII. Обсуждение афоризмов о единстве народов

Учитель. Французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед Ромен Роллан писал: «У друзей недоразумения никогда не бывают серьёзными до тех пор, пока между ними не станет третье лицо». Как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся отвечают. Друзья бывают неразлучны до тех пор, пока между ними не появится подстрекатель, желающий их разлучить. Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.

Учитель. Персидский философ, математик, астроном и поэт Омар Хайям писал: «Мы одинокими приходим в мир и ищем мудрых и достойных. Безмерно счастлив тот, кто спутника обрёл и в нём источник радости душевной».  Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся отвечают. Мы рождаемся в разных семьях и ищем себе достойных друзей в обществе. Мы бываем безгранично рады, если находим хороших друзей, спутника жизни и получил много радости, если они наши единомышленники, если они не способны на подлость.

Учитель. Римский поэт эпохи Цезаря и Августа, разыгрывавший свои драматические произведения в разных городах Италии, автор многих нравоучительных изречений Публилий Сир писал: «Где единение, там и победа». Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся отвечают. Там, где народ сплоченный, не бывает провала. Дружного народа враг не может победить.

Учитель. Польский писатель, известный автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года, один из выдающихся реалистов XIX века Генрик Сенкевич писал: «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы». Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся отвечают. Мирные отношения помогают малым государствам укрепляться, из-за ссор или бунтов распадаются великие государства, как СССР.
 
VIII. Чтение стихов на тему «Единство народа – основа спокойствия края»

Дай мне руку, друг, мы вместе станем в круг,
Заплетём венок всемирной дружбы,
В единстве мы сильны, в единстве мы добры,
Нам жить семьёй одной большущей нужно.

Дружба всех народов не просто слова,
Дружбою народов сила наша велика,
Призываем всех – соединяйтесь,
Все народы, нации в одну семью объединяйтесь.
 
IХ. Обобщение по теме

Учитель.  Единство между народами несовместимо с эгоизмом и предательством, тем более с экстремизмом или терроризмом. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, нет спокойствия в мире. Только добрые дела могут предотвратить терроризм.

Х. Итог проведённой работы

Учитель. Итак, к какому  итогу мы пришли, проводя этот урок?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Да. От умения сохранять дружественные отношения с окружающими людьми, от мудрого решения не поддаваться злословиям зависит тишина и благоденствие в жизни человека. Будьте, ребята, осмотрительны.

VIII. Задание на дом. Написать сочинение на тему «Нет проявлениям терроризма».


Рецензии