7 класс. Тема Крепкая дружба - основа спокойствия

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с понятием, что означает крепкая дружба, как она способна поддержать мир и согласие между людьми. Ознакомить их с понятием «Экстремизм».

Воспитательная цель урока: помочь им понять, что коварство иных друзей способно разрушить даже очень крепкую дружбу. 

Развивающая цель урока: сформировать в душах учащихся чувства дружбы, умения ценить приятельские отношения.   

Оборудование урока: ПК, караоке, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом  высказывание великого римского мыслителя и философа Марка Аврелия: «Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты».
Источник: Статья Цитаты Марка Аврелия с https://burido.ru/891-tsitaty-marka-avreliya.
   
                Ход урока:

I. Организационный момент

(Классическая музыка)

Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии  мы поговорим о   чувствах уважения к другим народам, постараемся понять, что означают слова  «чувство патриотизма», «альтруизм». Ознакомимся с понятием «Экстремизм».
На современном этапе развития нашего общества, ребята, проблемы патриотизма и альтруизма являются очень актуальными. Возникающие время от времени конфликты между людьми приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения умения налаживать добрые отношения с окружающими людьми. Для того чтобы у нас с вами не возникало проблем с ними, необходимо познавать себя и окружающий мир, правильно организовать своё рабочее время и досуг, заниматься саморазвитием,  самообразованием и самовоспитанием.
Поможет нам в этом притча  «Коварство» М. Саидова. Из притчи мы узнаем, как нужно ценить своих друзей, как не поддаваться наущениям недоброжелателей.   
 
II. Беседа по теме «Коварство» 
            
Учитель. Как вы думаете, ребята, что означает слово «коварство»?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно! В словаре С. Ожегова даётся такое толкование этого  слова: «Злонамеренность, прикрытая показной доброжелательностью». О том, как злонамеренность иногда прикрывается показной доброжелательностью, мы узнаем из притчи М. Саидова «Коварство».
 
III. Чтение притчи

Коварство

На зеленой поляне, среди густолиственного леса, паслись три коня. Один черный,
как темная ночь, другой белый, как светлый день, третий красный, как солнечный закат.
На них время от времени нападала стая голодных серых волков, но они мощными копытами дружно и смело защищались. И волки ничего не могли с ними сделать. Дружная тройка коней для стаи была не по зубам.
Волки начали обвинять друг друга в трусости и нерешительности. Некоторые молодые волки в этом обвинили вожака: «Зачем нам нужен такой вожак, который не способен добывать пропитание в тяжелую и голодную минуту членам стаи?»
Увидев угрозу распада стаи в протестах голодных молодых сородичей, матерый волк воскликнул: «Я нашел способ выиграть единоборство с этими безмозглыми конями! И не спешите обвинять друг друга, тем более вожака!» И стая послушно на время успокоилась.
Вечером, матерый волк, во время очередной атаки, улучив момент, нашептал на ухо черному коню:
«Если бы не конь красной масти, который своим цветом крови раздражает нас, голодных волков, мы вас оставили бы в покое.
 Черный конь сообщил об этом белому коню. Ночью, когда красный конь заснул, черный и белый тихо встали и ушли на другую поляну.
Стая волков в тот же час напала на красного коня. Красный конь долго отбывал атаку голодных волков, смело сражаясь с опасными врагами, но силы были не равны. Устоять до конца ему не хватило сил. Волки разодрали красного коня.
Целых десять дней черный и белый кони спокойно отдыхали на зеленой поляне.  Здесь их никто не беспокоил, никто им не мешал.
– Оказывается, давно надо было нам уйти от коня красной масти. Когда мы ушли от него, нас уже никто не беспокоит, – сказал черный конь.
– Мы неправильно поступили, оставив нашего товарища одного.
– Какой он нам товарищ? Своим красным цветом он и на наши головы кликал беду, – не согласился черный конь.
Пока черный и белый кони не поняли тактику своих хитрых врагов, прошел еще один спокойный день. За это время от красного коня не только мясо, но и костей не осталось. Волки опять проголодались. И стая побежала в поисках пищи за черным и белым конями. Вечером они нашли их на другой поляне. Голодные волки тут же стали атаковать коней. Но оба коня дружно и самоотверженно отбивались от волков. Кони выстояли до утра. Стая ничего не смогла сделать с ними. Опять матерый волк попробовал испытать проверенный метод. К утру он успел прошептать на ухо черного коня:
– Если бы белый конь своим цветом не раздражал нас, голодных волков, в темную ночь мы не смогли бы вас найти. 
В следующий вечер, когда белый конь заснул, черный конь тихо встал и ушел на другую поляну, оставив друга одного.
Увидев одинокого белого коня, стая волков обрадовалась и напала на него. Белый конь понял свою ошибку, который совершил, когда уходил от красного коня, но было уже поздно. До последних сил защищался белый конь, но силы были не равны. Стая разодрала и его.
Черный конь почти неделю пасся спокойно. На зеленой поляне никто его не беспокоил. «Надо было давно пастись одному, отдельно от красного и белого коней. Из-за них столько раз и меня беспокоили голодные волки. Столько раз мне приходилось защищаться от острых клыков голодной стаи». Черный конь спокойно, беззаботно и без лишних хлопот лег спать. 
И вдруг, сквозь сон, он увидел в темноте ночи множество светящихся глаз. «Опять волки?» – в страхе подумал черный конь. Он вскочил на ноги: «Они же сказали, что их раздражают красный и белый цвета. Значит, это был обман». Черный конь только успел понять свою ошибку, тут же молниеносным прыжком матерый волк схватил острыми клыками его горло.
Конь, мотая головой, поднялся на дыбы. Остальные члены стаи успели удержать его, схватив своими острыми клыками сзади и по бокам. Черный конь, задыхаясь, упал, и перед его глазами появились красный и белый кони, которых он предал по очереди. Понять-то свою ошибку, он понял, но помочь ему уже было некому. Стая разодрала чёрного коня на лакомые кусочки.

IV. Анализ текста

Учитель. Как вы думаете, ребята, чему учит эта притча? 
Учащиеся отвечают.
Учитель. Правильно! Как вы знаете, притча – это образный рассказ, иносказание, заключающее в себе моральное поучение. Притча не содержит прямого наставления, но помогает постичь внутренний смысл рассказанной истории. А притча «Коварство» предупреждает человека о том, что нужно беречь своих друзей, если он не хочет, чтобы враги не застали его врасплох. 
Вам понравилась притча?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Ребята, к какому выводу вы пришли, слушая эту притчу?
Учащиеся отвечают. Эта притча настраивает человека на мысли: «Кто бережет друзей, того Бог бережет».
Учитель. Правильно! 
 
V. Размышления на тему «Дружба»

Учитель. Как вы думаете, ребята, часто ли можно встретить людей, которые бы никогда в жизни ни с кем не ссорились?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Ссорятся и мирятся многие. А вы старайтесь не создавать конфликтные ситуации, которые ведут к ссорам, старайтесь не совершать непродуманные поступки. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек из-за них становится злым, сварливым, несдержанным.
Если уж с окружающими людьми приходится спорить, будьте при этом сдержаны, тактичны. Никогда никого не упрекайте, если даже вам кажется, что вы не упрекаете, а высказываете справедливые замечания. Если все-таки упреки прозвучали, ссора состоялась – миритесь. Договорились?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Ребята, случалось ли с вами такое, что вы, совершив доброе дело, но не дождались за это похвалы, благодарности? Было ли такое, что, не получив благодарности, вы раскаялись в совершенном деле.
Учащиеся отвечают.

Учитель. Римский философ Марк Аврелий так выразил суть бескорыстного, доброго отношения к человеку: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за свое доброе дело?». Жалеете ли вы о том, что сделали кому-то добро, но не добились похвалы или награды за свое доброе дело?
Учащиеся отвечают. Нет. Сознание сделанного добра – высшая награда человека. 

Учитель. Добрый, благожелательный человек умеет тактично общаться,  поддерживаться хороших взаимоотношений с людьми. Сегодня стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с окружающими людьми, проявляйте,  ребята, интерес, внимание к их проблемам и заботам. Сочувственно относитесь к их переживаниям. Такой подход благотворно влияет на взаимоотношения многих людей, заслуживает похвалы за добрые дела. Вы согласны?
Учащиеся отвечают. Да. Даже если у человека нет пока значительных успехов в учёбе, спорте, труде, нужно поддержать его попытки, сделать что-то хорошее.

Учитель. Мне особо хотелось бы сказать об отношении детей к родителям. Порой они дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Потому что они ещё долго будут вам помогать, разъяснять непонятные вам ситуации жизни, решать трудные бытовые проблемы.
В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям. Эти люди, у которых больше жизненного опыта, больше вынесли тяжких испытаний и выстояли в них.
Учитель. Вы согласны?
Учащиеся отвечают. Да.

Учитель. Нельзя причинять страдания даже самому маленькому  живому существу. Мы обсуждаем тех бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Считаю, что нужно проявлять участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить. Вы согласны?
Учащиеся отвечают. Да.

Учитель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить. Фрэнсис Бэкон, английский историк, политик, один из крупных философов Британии писал: «Природа наделила человека высоким и прекрасным даром сострадания, которое простирается на бессловесных животных. И не подлежит сомнению, что самые благородные души обладают наибольшим даром сострадания, а люди недалекие и узколобые считают, что сострадание не то качество, которое необходимо им проявлять к другим живым существам; но великая душа, Венец создания, сострадает всегда. Человек должен почувствовать свою близость и свой долг в отношении любой формы жизни, с которой он входит в соприкосновение». Вы согласны?
Учащиеся отвечают. Да. Чем человек благороднее, тем больше сочувствует любому живому существу, с которым он соприкасается.

Учитель. Сочувствие и дружба несовместимы с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который не помог в трудную минуту, оставил его в беде, опасности. Будьте, ребята, добры к тем, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

VI. Ознакомление с понятием «Экстремизм»

Учитель. Знакомы ли вы, ребята, с понятием «экстремизм» или терроризм»?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Под влиянием разных жизненных проблем  в общественной среде (у людей) формируются крайние отрицательные взгляды и убеждения. В мире есть ряды организаций, которые активно используют молодых граждан или детей в своих политических интересах, то есть, делать то, что они хотят. Молодые граждане или дети наиболее восприимчивы к психологическому воздействию, поэтому экстремистские организации используют их, чтобы свергнуть  власть, которым они недовольны.
В отличие от обычных групп подростков, которые ради развлечения совершают хулиганские действия, экстремисты совершают свои противоправные действия, чтобы создать «новые» порядки.

Бывает и религиозный экстремизм, не признающий другие вероучения.  В христианстве некоторые люди считают православие неродным вероучением и проповедуют католицизм или протестантизм. В мусульманской религии: суннизм считает неродным вероучением шиизм. В Индии проповедуют буддизм, а в Израиле – иудаизм.
Если некоторые представители каких-либо вероучений вступают в непримиримое противостояние с применением физической силы, насильственным захватом руководящего поста, возникает религиозный экстремизм, способствующий резкому росту напряжённости в сообществе. 

Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Этим экстремисты и опасны для общества. Поэтому связываться с ними нельзя. Слушайте советы своих близких. Они не предадут, как чёрный конь предал своих друзей. Они не посоветуют плохого.

VII. Итог проведённой работы

Учитель. Итак, к какому  итогу мы пришли, проводя этот урок?
Учащиеся отвечают.
Учитель. От умения сохранять дружественные отношения с окружающими людьми, от мудрого решения не поддаваться коварным сплетням зависит спокойствие в жизни человека. Будьте, ребята, осмотрительны.

VIII. Задание на дом. Написать сочинение на тему «Коварство и дружба»


Рецензии