ЛС25 Пушкин Наше Всё, был ли он Дон-Хуан-Жуан-Гуан
но было ли оно еще и Дон Хуан Жуан Гуаном
рис. Портрет Франциско д'Андраде в роли Дона Жуана
Вероятно, правильнее будет именовать этот литературный персонаж Дон Хуаном по наиболее достоверному историческому прототипу.
Были конечно реально жившие и чудившие в поисках амур-побед и соблазнений господа Казановы, но они не были посвящены и коронованы в «Доны». В этом уверена Анна Ахматова и легион умников и умниц… Ну, ей с Модильяни и пятью только официальными мужьями виднее. И вообще, тётькам тут виднее. И еще - Толям Рантным и их глашатаям и партнерам в Европарламенте и окрест.
Достоверно иное: научной формулировки понятия «донжуанства» не существует = об этом известил белый свет Иосиф Баскин (богоизбранный всеми бранный архитектор-богоборец, ибо он из Назарета что в Израиле), статью «Суть донжуана и был ли им Пушкин?» которого разместила на своем сайте любитель пушкиноведения светлейшая Мрочковская-Балашова Света c комментариями грозной чеченки Вахидовой из ласковой солнечной миролюбивой Чечни. Интуитивно понятно, что не всякий кобель и совратитель — Дон Хуан ил Жуан… Кем-то особенным должен быть этот … ставший архетипом…
Должна быть встреча со Злом. Это есть в Промысле и Провидении и ожидает каждого и каждую.
Зло обладает Соблазном от Творца — так заложено в проекте «Адамиты на Земле» ОКБ Б-га околоземного.
Поэтому и соблазнение жертвы не ново — почти тривиальный аспект Предопределения.
Аналогично и с Неотвратимостью наказания или Возмездием = оно в Порядке Вещей как говаривало Наше Всё.
Так что же надо для фабулы дон жуанской?
А вот что:
- сюжет поиска совратителем жертвы должен походить на «утопию естественной человечности» (по Р. Насонову) = т.е. модель сюжета д.б. предельно естественна и адекватна любому человеческому опыту адюльтера = т. скз. абсолютно не надумана = натуральна
- совратитель д.б. галантен и при этом, будучи двуликим преступником, обладать умом и даже остроумием, аурой смельчака и героя, дерзкого вольнодумца, борца с устоями … с косностью и лицемерием
- должны присутствовать омерта и обет мести как реализация кары Божьей с неотвратимым наказанием эротомана, заканчивающего свой роковой путь казненным распутником = распутство должно кончиться катастрофой как следствие Промысла и мести
Суть проблемы №1: Кто такой этот Дон
Фра! Твою налево!
Это не реальное лицо. Это не босс мафии. Это выдумка озабоченных
Это литературный персонаж из плутовских романов о заветном, но запретном
Мировое искусство знает множество Дон-Жуанов, очень непохожих друг на друга.
Но этот литперсонаж стал литературным архетипом. Как впрочем и Лайвлас, одолевший в мировом конкуре Ричардсона и Грандисона Лариных в Онегине, Джакоммо Казанова и … их легион, которых бабу метят просто = Все они такие!
Известны три Дона = Хуан, Жуан и Гуан — всё зависит от театра действий, геолокации, этнических вкусов и авторов варианта мифа в местном геоколорите
0. Есть версия:
исходным был Дон ХУАН = легенда о нем родилась в Испании и долго оставалась устным приданием; прототипом архетипа явилось реальное физлицо - Дон Хуан Тенорио, придворный кастильского короля Педро Жестокого (XIV в). После многих рискованных похождений этот соблазнитель и обманщик совершил преступление: Хуан убил командора ордена, когда тот вступился за честь своей дочери. Монахи отомстили за гибель их патрона и кормильца = заманили к себе Дон Хуана и умертвили его. Затем возникло предание, согласно которому авантюрист и грешник попал в руки дьявола, но статуя командора низринула распутника в ад.
Народное предание очень «трэ а плэ» литераторам, которых медом не корми чо будь на стороне найти и ошедервовать и приватизировать … стишистой торговли для с Зала Славы и Момона. Поэмоу посомтрим на краткую историю рождения становления литархетипа:
1. Дон Хуан Тенорио вместе с королем Доном Педро Жестоким (тоже знаменитым бабником как и русский москаль Иван Террибль (Грозный по -нашему)) своими дерзкими любовными приключениями наводили ужас на женщин Севильи. Но, когда Хуан в гоне принялся за дочку Жестокого Анну и тот вступился = Не трожь, Хуанито, добычу — я и сам на трансвестит! = Хуан защитника заколол испанским стилетом, а тело-труп сдал как модель местному скульптору, из коей тот изготовил статую Командор и поставил ее на … кладбище
2. В 1630 г на театральной сцене появилась пьеса-комедия "Севильский обольститель, или Каменный гость» El burlador de Sevilla y convidado de piedra (в переводах — «Севильский озорник», «Севильский насмешник»), испанского пока еще драматурга, доктора богословия, монах и официальный историограф ордена мерседариев Тирсо де Молина с ее героем Дон-Жуаном и Каменным уже гостем. Пьеса монаха была бомбой времени!
Tirso de Molina seg;n un grabado de Bartolom; Maura Montaner fechado en 1878 inspirado en el retrato al ;leo de Tirso de Molina firmado por fray Antonio Manuel de Hartalejo, Biblioteca Nacional de Espa;a
Потом за Жуана взялись Мольер, Гофман, Байрон, Моцарт, Пушкин, Мериме, Л. Украинка, Блок, Маяковский и другими Мамины и Папины Сибиряки с колымской трассы вечной мерзлоты вдоль Колымы
Обяснить такой бум еще на его заре взялся Федерик Стендаль в своей "Семейство Ченчи 1599" (1837) наиболее известные образы Дон-Жуана, дает объяснение причине успеха "Севильского озорника" в Европе: " …в пьесе есть и дьявол, и любовь, и страх перед адом, и экзальтированная страсть к женщине, то есть, самое ужасное и самое сладостное, что только существует для людей, едва вышедших из состояния варварства". То есть есть ВСЁ, что нужно адамитам более всего = Бог — Зануда, Зло, Обаяние Зла, Встреча Зла с Адамитом, сладострастные Соблазн и Падение с грехом пополам, Прелюдия и Секс, Неотвратимое Возмездие безумием или вскрытием живота кухонным ножом, шествие Хтонических Сил из обители Хаоса и Праматерей (в виде призрака Белой Дамы, Пиковой у Пушкина, Белого Старца в Родриге его же, топающего Командора или скрыпящего ужасом Дровосека..). Пролюдям и их феодалам импонировали и похождения эротомана, и расплата за грехи
3. В 1665 г состоялась премьера комедии Мольера "Дон-Жуан", в котором великий драматург, отойдя от канонов классицизма, показывает в образе своего героя не только легкомысленного покорителя женских сердец, но и жестокого наследника феодальных прав: бесчестного и хищного эгоиста, аристократа, открыто и цинично пренебрегающего всеми нормами человеческой морали и надевающего на себя личину ханжества, когда нужно уйти от ответственности за свои преступления. Пародируя ханжество святош, сам Дон-Жуан в лицемерии не нуждается: он гранд и в силу знатности происхождения имеет возможность не считаться с законами морали и общественными табу, писанными лишь для пролюдей. При этом Дон Жуан Мольера идет до конца — он отвергает веру, и культовые церковные запреты, становится абсолютным вольнодумцем. Однако автор, вызвав тем симпатию публики, его все ж казнит = за душевную опустошенность, за потерю самой потребности идеала, за полное равнодушие к людям.
4. В 1787 г в Трои была поставлена опера В.А. Моцарта "Наказанный распутник, или Дон-Жуан" на либретто итальянского драматурга Лоренсо ди Понте. Это уже Дон Жуан гуманист. Это философ одиночка - бунтарь, обреченный на казнь искатель идеала вечной молодости и женственности, бросивший вызов обществу.
5. В 1809 г появилась новелла Гофмана "Дон-Жуан" в которой Дон не традиционный "озорник" - кутила, любитель вина и женский «прелестей», а любимое детище природы, наделившей его всем тем, что возвышает Дона над посредственностью, над массовыми муслимами - фабричными изделиями мастерской ОКБ «Людишки на Земле». Так Дон Жуан был перелицован. Стендаль: "... когда Дон-Жуан становится распутником, он находит утонченное удовольствие в том, что бы преступать те законы, которые он сам в душе считает справедливыми и разумными" и "Дон-Жуан Моцарта ближе к природе; в нем уже меньше французского духа: он не так озабочен мнением окружающих."
6. К 1821 г лорд Байрон написал 16 песен своего Дона Жуна, который так восхитил Гете: "безгранично гениальное создание - с ненавистью к людям, доходящей до самой суровой жестокости, с любовью к людям, доходящей до глубины самой нежной привязанности". Байроновский "Дон Жуан" - сатирическая энциклопедия общественной жизни Европы.
6. В 1832 Мериме выдал новеллу "Душа чистилища", в которой предстал иной Дон Жуан = севилец Хуан, сын графа дона Карлоса де Маранья = жестокий хищник, лишенный всякого обаяния, наслаждающийся не любовью женщин, а своей властью над ними, которую считает принадлежавшей ему по праву как существу более высшему, чем др. люди. Индивидуализм, выступающий у романтиков как протест против общества, враждебного людям, в новелле Мериме обнаруживает и всю враждебную людям сущность.
7. Пушкин в состав Маленьких трагедий в 1830-ом в период «болдинского аврала» по поводу сбора денег на покупку жены включил Каменного гостя с Доном Гуаном, Анной и Командором. Дон Гуан Пшкина — это «поэт любви» … Но Пушкин мне кажется более занят не Гуаном и стратегией и тактикой соблазнения, а … неверностью женщины в Порядке вещей… Автор надеялся, что страх казни за распутство любовника жены и ее саму в реальной жизни остановит, А если и нет, то он явится во втором своем пришествии как Каменный Гость с погоста людства, сожмет изменников каменной хваткой мстителя … и восторжествует, сбросив рога мужа-кокю… Если б он знал, что поставщиком этих рогов будет его кредитор и недосягаемый для его пули император и самовсехдержащий и покрывающий самец-феодал
Сама же пиеса привела в восторг тех, кто готовил Пушкина к обожению и титулованию: "Для кого существует искусство как искусство, в его идеале, в его отвлеченной сущности, для того "Каменный гость" не может не казаться без всякого сравнения, лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина ... ", - восторженно писал Белинский, восхищаясь и "дивной гармонией между идеей и формою", и "... стихом прозрачным, мягким" и упругим, как волна, благозвучным как музыка", и "кистью широкой, смелой, как будто небрежной," и "роскошными картинами волшебной страны", и "антично-благородной простотой стиля".
"Перечитайте" Каменного гостя," и если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это написал не испанец..".,-- восклицал Ф.М. Достоевский в знаменитой речи о Пушкине (1880)
В Доне Гуане вернулся к нам традиционный образ Дон Жуана - это отчаянный дворянин со шпагой в руке, ищущий новых любовных похождений. Он знатен, богат, красив, изящен, красноречив и с честью выходит из самых опасных приключений.
8. Потом на Руси появились Дон Жуаны А. Толстого, А Блока, Н. Гумилёва, М. Арцыбашева, В. Маяковского
Но этого нам не надо = этого АCП не знал и потому это не поможет ответу на вопрос Было ли Наше Всё еще и Дог Жуаном Хуан Гуанычем?
Прочитав историю литературного архетипа Дон Жуана, мы можем убедиться — Пушкин им хотел бы быть, но … кишка была тонка и кое-что еще не то … Пушкин не был ни Дон Жуаном, ни Казановой, ни Фобласом …
Но, фра, есть одна удивительная формулировка = Дон Жуан это тот, кто ищет в своих амуральных ходках и терках ту — ЕДИНСТВЕННУЮ Ж.… Пушкин брал в жены с 1826 г всех подряд, но только юных и красивых… В итоге напоролся на женщину-вамп. А если б он остановил свой перебор на Анечке или Зизи Вульф или на Катеньке Ушаковой, то он бы обрел ту единственную, которая его ни за что не предаст …
То есть и в этом контексте Пушкин — не Дон Хуан, Жуан или Гуан …
В завершение заметки лягнем из московско-питерского далёка израильского архи-тектора Ёсю Баскина за его трактовку дон-жуанизма. Ведь по его мнению с опорой на психиатристику (Александр Лукьянов. «Александр Пушкин в любви. Интимная психобиография поэта», АСТ, Москва; ФЕНИКС, Ростов-на-Дону, 1999. Лоуэн А. «Язык тела», Спб, 1997. Фрейд З. «Труды разных лет». В 2 кн. Тбилиси, 1991. Хорни Карен. «Невроз и развитие личности», М., 1998) все донжуаны:
Обладали повышенной жаждой чувственных удовольствий
Проявляли сильнейший эротизм поведения в совокупности с выраженной сексуальностью
Находились в постоянном поиске все новых и новых половых партнеров
Испытывали муки беспричинной ревности
Проявляли агрессивную отвагу
Были горды и обидчивы
Унижали «отработавших» половых партнеров
Обладали хорошей физической организацией своего тела
Имели истерический характер психотипа и маниакальный психостатус
Поработав любителем с инструментарием этих психов, Ёся сделал вывод: Да, Александр Сергеевич Пушкин имел истерический тип характера, да, он был донжуаном, и еще каким!
Недаром одна ответившая ему чеченка В-ва предупредила, что если она его встретит, то сделает доп. обрезание … под корень … зла…
Говорят (знакомцы питерского фра в Израиле), что Еся Б. успел лишь квякнуть: Изыди Сатана! И теперь он проводит все свое свободное от цементирования время возле Стены Плача, уже ничего не утверждая и не судача...
Свидетельство о публикации №222040601159