8 класс Тема урока Экстремизм

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с понятием «Экстремизм».

Воспитательная цель урока: выработать нетерпимость к проявлениям экстремизма.

Развивающая цель урока: развить в душах обучающихся чувства товарищества, умения ценить взгляды других людей, поддерживать согласие и гармонию между людьми. 

Оборудование урока: ПК, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом афоризмы великих мыслителей о толерантности:
1. Толерантность – это источник мира, а отсутствие толерантности – это источник беспорядка и неурядиц. Пир Байл
2. Один, если он и велик, все-таки мал. Горький М.
3. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое. Шопенгауэр А.
4. Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий. Энгельс Ф.

                Ход урока:

I. Организационный момент

 Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим об экстремизме.  А также поясним, что значит «нетерпимость к проявлениям экстремизма».

II. Беседа по теме «Экстремизм» 

Учитель. Ребята, что означает понятие «экстремизм»?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно! Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, к отрицанию существующих в обществе норм и правил, это насильственные проявления, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами, сопровождаемые  беспорядками или гражданским неповиновением.
Радикально настроенные экстремисты не соглашаются на какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Их влияние растёт при социально-экономических кризисах, при резком падение жизненного уровня населения, при политическом режиме,  где властями подавляется оппозиция, преследуется инакомыслие. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.

Различают следующие основные виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

Политический экстремизм – это движения или течения, направленные против существующего конституционного строя. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»:

III. Обсуждение темы «Проявление экстремизма» 

Учитель. Как вы думаете, ребята, что означают слова «Проявление экстремизма»?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно! В каждом районе Республики Дагестан делается многое для борьбы с экстремизмом, так как потеря здоровья или жизни близкого человека – это величайшее горе, вынуждающее переживать всю родню, всех знакомых. Это кровоточащая рана на многие годы. Поэтому проблема борьбы с экстремизмом волнует всех, кому дорога судьба подрастающего поколения, судьба близких людей.
На сегодняшний день на планете Земля нет ни одного уголка, за будущее которого можно было бы не переживать, так как преступный мир находит своих последователей и свои жертвы в любом уголке планеты, в том числе и в России. Поэтому народы России стараются проявлять добрососедство, гостеприимство. Они превыше всего ценили и ценят мир на земле. Так было и в годы войны, так есть и сейчас.
Никакая мировая религия не проповедует агрессию, не разжигает вражду между народами. Заповеди любой мировой религии таковы: «Не воруй, не убий, не прелюбодействуй!»

Любая истинная религия оберегает своих последователей от воинственных поступков, призывает их к послушанию, к всеобщей любви к ближним, дает им утешение и надежду. Причины воинственности некоторых религиозных групп, их преступлений кроются в социальной сфере. Поэтому при обстановке, сложившейся со времен перестройки, мы, люди доброй воли, будь это на Кавказе или в российской глубинке, должны оберегать наших граждан от социальных неурядиц и ограждать их от влияния со стороны криминального мира, улучшать условия жизни. А работники просветительской и духовной сферы обязаны уделять больше внимания нравственной культуре наших граждан, уважению их прав.

От нас, россиян, зависит, какое поколение мы вырастим сегодня, какие ценности оно будет поддерживать завтра. Поэтому дагестанцы настроены развивать свою деятельность во имя мира и спокойствия не только в Республике Дагестан, но и в России. Социальная адаптация, развитие активной жизненной позиции, сохранение нравственных ценностей,  умение дать моральную оценку событиям, происходящим в жизни – вот актуальные проблемы, которые нужно решать сегодня.

Активность ряда экстремистских движений, в которые вовлекались  молодые люди, привела к возникновению неформальных молодежных организаций экстремистско-националистической направленности.  Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности нужно усилить просветительскую, духовную и профилактическую работу среди несовершеннолетних, среди взрослого населения, прививать им основы этики, организовывать уроки тактичности и семинары, создавать просветительские программы.

Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. 13 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Экстремизм возникает там, где плохо ведётся патриотическая работа. В годы советской власти подобной проблемы не возникало, так как народы, входящие в СССР, под руководством централизованной власти, целенаправленно проводящей в жизнь идеи дружбы и согласия, были сплочены в едином стремлении построить «светлое будущее».
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека», – писал Василий Александрович Сухомлинский.

Так и было в нашей стране. В годы бедствий или при угрозе целостности страны простые люди не щадили ни своего здоровья, ни жизни, ни своих сил, ни времени ради защиты её рубежей и сохранения независимости. Почему бы в мирной жизни, когда в родном краю есть проблемы, их не решать общими усилиями? Зачем судачить о недостатках родины, обвинять её в реальных или надуманных «грехах», когда можно обсуждать проблемы и находить решение...

IV. Анализ афоризмов великих мыслителей о толерантности

Учитель. Как вы думаете, ребята, что означает слово «Толерантность»?
Учитель. Как вы думаете, ребята, что означают слова Пьера Бейля, французского философа, богословского критика: «Толерантность – это источник мира, а отсутствие толерантности – это источник беспорядка и неурядиц»?
Учащиеся отвечают. Толерантность или так называемая деликатность способна примирить противоборствующие стороны, при отсутствии доброжелательности возникают хаосы и неурядицы.

Учитель. Как вы думаете слова русского прозаика, драматурга, публициста и общественного деятеля Максима Горького «Один, если он и велик, все-таки мал»?
Учащиеся отвечают. Слова Максима Горького: «Один, если он и велик, все-таки мал» идентичны пословице: «Один в поле – не воин». Одному трудно защититься, если враги наступают со всех сторон. Нужно держаться вместе, чтобы недруги не уничтожили поодиночке.

Учитель. Как вы понимаете слова Артура Шопенгауэра, немецкого философа: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое»?
Учащиеся отвечают. Слова Артура Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое» означают, что «Человек немыслим вне общества», как говорил русский писатель Лев Толстой.

Учитель. Как вы понимаете слова немецкого политического деятеля, философа, одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса: «Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий»?
Учащиеся отвечают. Слова Фридриха Энгельса: «Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий» означают, что там, где у общества разные интересы и стремления, возникает экстремизм различные взгляды, нет сплоченности граждан, а их действия могут быть непредсказуемыми. 

V. Чтение стихотворения удмуртского поэта С. Широбонова о Дагестане

Дагестан
 
1.  Нас дагестанцев, немного,
 Наша Родина невелика.
 Но сегодня и наша дорога
 Широка, словно река.

 2. Позади наши слезы и муки,
 Мы единого братства звено,
 Сто друзей протянули мне руки,
 Сто народов со мной заодно.

 3. Нашей силы Великой основа
 В этих верных и крепких руках,
 Потому и Дагестанское слово
 Все слышней на других языках

 4. Пусть уходит из мира тревога
 Навсегда – на года и века…
 Я – дагестанец,
 И друзей моих много,
 И Отчизна у нас велика.
 
 
 
 
VI. Обобщение по теме

Учитель. Сегодня нам нужно осмыслить, что Дагестан является уникальным многонациональным краем, где люди свято относятся к традициям добрососедства, где сохраняется необходимость и впредь развивать доброжелательные отношения друг с другом, чтобы избежать экстремистских взглядов.  Ведь Дагестан – это многонациональный край. Край, где многие интеллигенты, приехавшие работать в Дагестан, восхищались   традициями гостеприимства народов горного края. Вот что говорит Эмма Андреевна Тыщенко, ответственный секретарь газеты «Дагестанская панорама»: «Я люблю Дагестан благодаря отзывчивости дагестанцев и в горе, и в радости.  Я люблю этот край, благодаря порядочности, вниманию, чуткости его жителей». 

Ведь дагестанцы почитали и почитают старших, умели и умеют выслушивать их речь. Обращались и обращаются к ним, к взрослым, добавляя к их именам слова «дядя» или «тётя», если даже они не являлись им родственниками по крови.

В старину к сверстникам тоже обращались уважительно, добавляя к их именам «брат» или «сестра». Каждый дагестанец считал своим долгом воздерживаться грубых слов, когда рядом бывал взрослый, считал своей обязанностью заступаться за представительницу прекрасного пола, какого бы она возраста ни была. Каждый дагестанец считал своим долгом помочь немощному взрослому или физически слабому человеку.

Если мы хотим избежать экстремизма в нашей республике, нам нужно сохранить эти многовековые традиции Дагестана, так как доброта, чуткость, отзывчивость пробуждают взаимность. А взаимопонимание сближает людей, несмотря на религиозные или национальные отличия. 

VII. Итог проведённой работы

Учитель. Итак, к какому  итогу мы пришли, проводя этот урок?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Да, ребята. Русский писатель, поэт и журналист Александр Васильевич

Круглов писал: «Взаимопонимание – это не столько общее мнение, сколько общие ценности». У дагестанцев, как и у многих народов России, общие ценности, которые объединяют людей. Они не позволяют разрастаться экстремизму. К тому же в дагестанском обществе велика роль общественного мнения, осуждающего крайние взгляды.

VIII. Задание на дом. Написать сочинение на тему «Нет проявлениям экстремизма».


Рецензии