Врата рая и ада 1

               
                Санкт-Петербург и Ватикан

Кто побывал в Ленинграде или, как он сейчас называется, Санкт-Петербурге, знают, а также многие из тех, кто не был, тоже знают, что в этом, одном из красивейших городов мира на Невском проспекте стоит Казанский собор.

Казанский собор  был построен для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома  Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I.

Еще в 30-годы XVIII века на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Ее часто из-за хранившейся в ней иконы называли просто Казанской. 

Участок для строительства нового храма был довольно сложным: территория между Екатерининским каналом и Большой Мещанской (сейчас Казанской) улицей. По канонам православной церкви алтарь собора должен быть обращен на восток, то есть в сторону канала, а значит, и главный вход в собор следовало сделать напротив, со стороны Большой Мещанской улицы. На главную же улицу столицы, которую храм и должен был украсить, выходил лишь северный, боковой фасад.  Павел I дал указание объявить конкурс на лучший проект строительства нового большого храма для иконы Казанской Божьей Матери. Павел поставил перед всеми участниками конкурса непременное условие: новый собор должен напоминать собор святого Петра в Риме и иметь большую колоннаду.               

Автор проекта Воронихин, выигравший конкурс, нашел блестящий выход из этой ситуации: он предложил возвести со стороны северного фасада грандиозную колоннаду, которая образовывала бы большую площадь перед Невским проспектом, кроме того, по замыслу архитектора, собор должен был венчать большой купол, который зрительно воспринимался как завершение колоннады. Таким образом, был решен вопрос соблюдения всех канонов православной церкви при строительстве храма, а также торжественного фасада, выходящего на главную улицу города –Невский проспект.

Для Северного входа в собор автор повторил рисунок с ворот Флорентийского баптистерия работы Гиберти.

Продолжение в №№ 1 и 2.


Рецензии