Врата рая и ада 2

               
                Флоренция

Я не буду рассказывать здесь о соборе упомянул его только для раскрытия темы, потому что монументальные двери северного входа в Казанский собор (со стороны  Невского пр.) являются бронзовой копией «Райских врат» Флорентийского Баптистерия - Сан-Джованни, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.               

Во Флоренции рядом с  собором Санта-Мария-дель-Фьоре замечательным памятником архитектуры предстает флорентийский Баптистерий. Его строительство датируется XI столетием, причем возник он на месте большого древнеримского дома. Баптистерий поражает своей монументальностью и уникальной облицовкой фасада, которая выполнена из плит белого и зеленого мрамора. Самой известной частью Баптистерия являются его огромные бронзовые ворота, которые ориентированы на три стороны света. В средневековье в этом здании крестили известных флорентинцев, в том числе Данте. Над украшением Баптистерия работали такие знаменитые мастера, как Андреа Пизано, Лоренцо Гиберти и Донателло, которые создали такие шедевры, как фрески из жизни Иоанна Крестителя, аллегории добродетелей, восточные двери, прозванные Микеланджело «вратами рая», северные двери с изображением сцен из жизни Христа, и гробницу антипапы Джованни XXIII Восточные ворота Баптистерия являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории из Ветхого завета. Я выше писал, что это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.

               
      Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей баптистерия - Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои работы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти.               

Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. В юности он учился у золотых дел мастера, работал как живописец. Последние годы Лоренцо скитался по разным городам. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно предполагать, что они высокого уровня. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своем дворе.               

Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев и четырех тосканцев. Среди последних был и Лоренцо. Все семеро должны были сделать одну контрольную работу - бронзовую историю, подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. Срок для исполнения работы был установлен  один год. Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений».
Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска  и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои силы и не боялся дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.                В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти.               

По версии Вазари, «Донателло и Брунеллески, увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо». Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.                Гиберти сразу же принялся за работу. Он вместе со своими учениками был поглощен работой над дверьми Сан-Джованни. Но приходилось иногда отрываться. Знаменитому теперь скульптору поступают приглашения из Рима, Сиены, Венеции.

Да и во Флоренции есть заказы. Так Гиберти выполняет три бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле: Иоанн Креститель (1414), св. Матфей (1419 - 1422), св. Стефан (1428).               

Больше двадцати лет прошло с той поры, как он начал работу над заказом флорентийской синьории. Наконец, большой труд окончен. Многочисленные граждане Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника. Были и мастера из других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную сторону баптистерия.                В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми восточными дверьми, которые Микеланджело назовет «Врата рая». Эти врата прославят Гиберти на всю Италию, и слава его укрепится в веках.               

«Врата рая» потребовали у скульптора 27 лет жизни. 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты - сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».               

В 1452 году Лоренцо Гиберти, наконец, окончил восточные двери. Представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг - лучшая награда Гиберти. А всего через три года - 1 декабря 1455-го Лоренцо Гиберти не станет. Около шестисот лет живет этот шедевр, и до сих пор восхищает всех, кто его видит. Мне посчастливилось это увидеть в 2011 году.

Начало в № 1, продолжение в № 3



 


Рецензии