Врата рая и ада 3

               

                Париж

«Врата рая» Лоренцо Гиберти вдохновили другого скульптора при создании другого не менее известного шедевра «Врата ада». Этим скульптором был Огюст Роден.

Франсуа Огюст Рене Роден - знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился в Париже. Учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории.               

В 1864 году первая работа Родена «Человек со сломанным носом» была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств. Первым признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй: «Иоанн Креститель» и «Шагающий».               

В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства - заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название «Врата ада», в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Повторюсь, что Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера. образов порталов готических соборов.  Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», «Три тени», а также исключенные из композиции «Адам» и «Ева» , обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. «Мыслитель», ставший наиболее  известным произведением  Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте - автора картин ада, из которых Роден черпал образы  для своего произведения, и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.               

Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь  интеллектуальную». «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы - первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» - венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур, изображённых с разных ракурсов. Над этим фундаментальным барельефом Роден трудился, так же,  как и Гиберти,  около 27  лет, и так и оставил его незаконченным.      

Но во «Вратах ада» сама незаконченность выглядит частью замысла художника.  Фигуры барельефа демонстрируют новаторскую технику скульптуры, из-за которой говорят о Родене как о первом скульпторе-импрессионисте. Образ не только ярко передает эмоции, но и удивляет необычной манерой исполнения.               

То, что работа скульптора как бы остановлена на некоем этапе, создает удивительный эффект: мы как будто становимся свидетелями творческого процесса, и сам этот творческий процесс оказывается содержанием скульптуры.               

Барельеф Родена так и не украсил входа в парижский Музей декоративных искусств. Зато, признанный шедевр мастера, он занимает почетное место в музее Родена в Париже, который я посетил в 2008 году.

Начало в №№ 1 и 2


Рецензии