Княгиня Ольга. Часть первая

 Ещё не всё разрушенное войной было отстроено. Но, везде стоял запах смолы, изоляционного материала проводов, повсюду возили кирпич и доски. Казалось, вся страна устремилась вперёд,  быстрее преобразиться. Стать красивой и величавой. Не видеть происходивших перемен просто не возможно было. Отражалось это и на людях. Они не просто стали жить надеждою на лучшее, а улучшали свой быт комфортом.  Легковые автомобили и общественный транспорт приобрели изящный вид. СССР отправил в космос первый спутник Земли, а следом и человека - Юрия Алексеевича Гагарина.

 Отец вернулся поздно. Оглядывая барак, думал, надо бы обновить,  покрасить стены макловицей (большой, круглой, толстой кистью). Чёрную нижнюю полоску фасада углём, размешанным с водой в ведре. Чёрная полоса служила как для красоты, так и не пачкалась от брызг дождя. Сами стены в белый цвет, гашённой известью. А окна масляной  краской.

Прошёл в комнату дочери. Лидия заканчивала проверять тетради учеников.

- У меня к тебе новость. Не знаю, как ты к ней отнесёшься.

- Не пугай меня, папа. Что ещё за новость.

- Директор настоял, чтобы у нас временно пожила новая учительница.
 
- Пап, и где мы её поселим? В своей комнате я бы не хотела. Да и ко мне приходят.У тебя тоже невозможно. Она женщина, ты мужчина.

- Директор очень просил. Ты, пока, не замужем. До лета. А там её переселят. Оба они, и дочь, и отец, обожали своё личное пространство и покой. Лидина мама умерла очень рано от болезни. Все обязанности между ними были распределены давно. Больше всего они боялись потерять привычный уклад жизни.
 
- А где она?

- Сейчас привезёт наш школьный водитель.

 Через некоторое время они увидели проходящих мимо их окон мужчину и свою жиличку. Отец вышел на веранду, помочь с вещами. В комнату вошла высокая, стройная, приятной наружности женщина. На вид ей было лет сорок пять. Обе женщины оценивающе посмотрели друг на друга.

- Ольга Викторовна. Буду преподавать у вас в школе алгебру, для старших классов.

***

 С этого дня жизнь обоих обитателей этого дома начала видоизменяться. Первым, неудобства на себе ощутил отец. Проведя несколько зим в окопах, на войне. До того намёрзся, что никак не мог согреться в мирное время. Спал зимой в шапке – ушанке. По дому с осени до лета ходил в валенках. Теперь эту привычку ему пришлось оставить.  Стала меняться сервировка стола. Если раньше они ели второе по-крестьянски, с одной сковороды. То теперь всё раскладывалось по тарелочкам. Это доставляло больше хлопот по мытью посуды. Но, ничего не поделаешь, Ольга Викторовна была непреклонна. И даже садиться за стол она приучила Лидию, не просто плюхаясь на стул. А сажать себя грациозно.  Начал меняться и гардероб. Отец стал похож на какого-то франта. Когда он собирался на свидание к доктору из больницы, Таисии Андреевне. Ольга Викторовна с Лидией тщательно осматривали его верхнюю одежду. Давали критические замечания как не запачкать обувь и брюки в грязи, если пойдёт дождь.  Самой Лиде пришлось изменить вкус к своей одежде. Неведомыми путями Ольга Викторовна находила для Лидии модные выкройки, после поездок в город, и та с ними шла к портнихе.  Вот так, в сотнях мелочей, жизнь в этом доме изменилась до неузнаваемости. И вроде бы можно было обойтись без всего этого, а с другой стороны создавалась атмосфера постоянного маленького праздника, для души.

  В дни, когда отключали свет, все садились за обеденный стол в комнате у отца. Читали на память стихи, согретый на печи чай пили из блюдечек, рассказывали истории из жизни. Этот вечер не обещал ничего необычного. По всей видимости, сильный ветер замкнул провода где-то на улице, и свет погас. Отец зажёг керосиновую лампу. Прокрутил колёсико, приподняв фитиль. Чтобы узкое горлышко не закоптилось. Одел стеклянную колбу на горелку с резервуаром керосина. Саму лампу он отставил в сторону, чтобы свет не мешал смотреть друг на друга. За окном ветер колыхал ветви деревьев. Где-то вдали мерцали отблески молний. Приближалась гроза. Ольга Викторовна взяла в руки карты и тщательно их тасовала. Иногда перебирая отдельные карты, поглаживая их пальцами.

- Сегодня будем играть в карты? Гадать? – спросила всех Лидия.

- Давай, узнаем у нашего единственного мужчины, что хочет он?

В это время, под давлением ветра, распахнулась форточка у окна. Отец Лиды приподнялся закрыть окошко на защёлку, и снова сев за стол, сказал.

- Сегодня мне не очень охота играть. В игре кто-то обязательно проиграет, а мне не хочется вас обидеть.

- Ой! Какой ты, папа! Откуда ты знаешь, что выиграешь именно ты? Ольга Викторовна отлично играет, а иногда поддаётся нам. Я же вижу.

- Вот поэтому, я и не хочу играть сегодня.

- Давайте тогда поговорим о чём-нибудь таинственном.

Ольга Викторовна начала раскладывать пасьянс.

- Хорошо, кто начнёт первым?

- Я в партийный, и в эту чушь не верю.

- Сейчас Вы не на партийном собрании. Можете отложить свои партийные принципы, и рассказать нам интересную историю.
 
Невдалеке от дома раздался громкий треск, и дерево с шумом рухнуло наземь.

- Вот это ветер! Давайте я расскажу.

- Начни, Лидочка. Мужчину нашего сегодня не растормошить, он думает совсем о другом.

- Вы знаете о чём?

- Подозреваю.

- Ольга Викторовна, Вы умеете угадывать мысли? Как интересно.

- Нечего тут и отгадывать. Лида, вы видели,  расцвели первые розы в палисаднике?

- Да.

- Не далее, как вчера, Ваш отец любовался ими, с упоением вдыхал их запах. Вот до сих пор в восторге и витает в облаках.

- Да, ладно Вам, Ольга Викторовна. Скажете же такое. Вы шутите.

- Я правду говорю. Сейчас только сильная непогода сдерживает его, а то, он бы точно вновь оказался в цветнике. Рассказывайте.
 
 Странный огонёк мерцал у всех в глазах. Лида с удивлением посмотрела на своих собеседников, что за причуды в их головах.

- А хотите, я про маму расскажу? Так вот. Наша мама была приветливая, добрая, отзывчивая и очень порядочная женщина. Она умела готовить очень вкусную и сытную еду, приготовленную буквально из ничего. К ней все хорошо относились, и всегда были рады видеть её. Любила всегда подшучивать над обстоятельствами. И всегда с честью выходила из трудных ситуаций. С ней, мы с отцом, жили как у Христа за пазухой. В последние годы она долго и тяжело болела. В минуты, когда болезнь отпускала её, она тут же оживлялась. Хлопотала по дому, была весёлой и жизнерадостной. Однажды, ей приснился сон. Она попала туда, встретила там давно умершего своего дядю, и попросила его забрать к себе. Он ей ответил – ещё рано, за ней придёт сам Николай Константинович Черкасов. Надо сказать, мама обожала актёра Черкасова. Ходила на все фильмы с его участием. «Александр Невский», «Пётр первый», «Иван Грозный», «Мусоргский», «Дон Кихот», «Александр Попов», ни один не пропускала. Мы все поржали над ней. А потом всё забылось. Жизнь шла своим чередом. А когда мама умерла, нам было не до чего. Спустя некоторое время, я заглянула в старую газету, прочла некролог и обомлела. Моему изумлению не было предела. Поражённая этой траурной вестью, бросилась к отцу. В то же самое число, в тот же самый месяц, и в тот год умер и Черкасов…

- Да, удивительное совпадение. И сон.

- А ещё, как-то наша мама решила написать письмо самому товарищу Сталину!

И тут, Лидия увидела, как отец буквально сверлит её взглядом.

- Сталину… - Ольга Викторовна сделала паузу - И что вышло из этой затеи?

- Дело в том – Лида отвечала уже нехотя. У отца буквально  скулы начали скрипеть.– Она никому из нас не говорила об этом письме. По странным обстоятельствам, письмо пропало. И тогда всё вскрылось, она рассказала нам о нём. Мы перерыли все книги в поисках этого письма.

 Ольга Викторовна с любопытством наблюдала за переживаниями Лидиного отца. Его дочь слишком разоткровенничалась. Её речь переходила в опасную фазу разговора. Хоть, Сталин давно и умер, но все, по привычке, боялись таких откровений собеседника.
 
- И чем закончились результаты вашего поиска?

- Ничем, мы его так и не нашли. Но вот, в холода я полезла растапливать печь.Внутри неё я нашла обгоревший обрывок страницы. Прочла, сколько смогла, и поняла – это было то самое письмо.

 Страх прошедших времён буквально въелся в гены этих людей. Но, и остановиться они уже не могли. Внушённый им всем способ поведения, при таких обстоятельствах, требовал от них полного саморазоблачения и самооговора, до дна. Их беседа походила на разговор пьяных, на следующий день с ужасом вспоминающих, что они наговорили.

Ольга Викторовна решила поднять градус разговора. Чётко подбирая слова, она уверенно наседала на девушку. Устроив Лиде словесную пытку.

- Милочка – она впервые назвала Лиду на «ты» – Эта история намного прозаичнее. Тебе надо было, как порядочной школьнице, написать куда следует. Вложить этот обрывок письма в качестве доказательства. Письмо самому товарищу Сталину принадлежало уже не Вам, а государству. Приехали бы компетентные органы и разобрались во всём. Кто и почему его сжёг.

- Я так и хотела сделать! Глупа была.

- Почему?

- Так сказала мама, она объяснила мне, письмо попало в печь по недоразумению, когда дрова разжигали листами не нужной книги . И строго настрого приказала мне молчать об этом.

Пальцы Лидии стали липкими от пота. Ей казалось, она смогла выпутаться из тяжелого разговора. Хотелось свободно вздохнуть. Но, не тут то было.

- А что было в самом письме?

- Ничего такого. Мама хвалила Сталина за его успехи.

- Вот видишь. Тем более, надо было разобраться, кто занимался вредительством. Как говорил товарищ Сталин: «У нас, кто не хочет печь топить – тот поедет лес валить».

 Лидин отец почувствовал, как сигнал тревоги буквально зашкаливает в его сознании. Он до такой степени оцепенел от страха, что не мог выговорить и слова и оставался нем. Не ожидал, что его дочь будет так болтлива с этой женщиной. И никак не мог уловить ту фразу, из которой мог бы перевести этот опасный разговор на другую тему. Ольга Викторовна буквально словесными «клещами» вытаскивала из Лиды все сведения о произошедшем.
 
- Я могу тебе рассказать, как письмо очутилось в печи. Его сжёг твой отец. И сделал это намеренно. Он случайно обнаружил письмо в книге, которую взял почитать.

- Это правда, папа? – подавленно спросила дочь.

- Да. Мама поддалась эмоциям. У нас могли возникнуть большие проблемы из-за этого письма. – растерянно ответил ей отец.

- Но, ведь там ничего такого не было! Она, просто его хвалила.  Ему писали сотни тысяч людей.

- Вот за это «просто» мы бы могли ответить своими головами. Маме я всё объяснил.

Они оба. И отец, и дочь, обречённо ждали от Ольги Викторовны продолжения допроса.

***

Невдалеке раздался дикий женский крик.

- Закрывай быстрее дверь, они идут!

- Кто это?

- Соседи. Справа, что ли. – ответила отцу Лида.

- Трофимовы. Голос, не разберёшь.

Все смотрели в окно. В кромешной тьме ничего не было видно из-за ливня,хлеставшего по стеклу.

- Скот под крышу загоняют.

- А вы чего уставились? Идите глубже в дом! – ещё раз требовательно раздался крик в ночи.

- Детям говорит.

- Ничего не видать.

Неожиданно задрожали стены, а с ними и окна. Все отпрянули в комнату. Позади них находилась глухая стена. За столом находиться было более уютней.

Не смотря на сухость во рту, мужчина всё-таки смог выдавить из себя.

- Давайте перейдём на другие темы.

Но, не тут то было. Ольга Викторовна неожиданно произнесла.

- Я тоже писала письмо товарищу Сталину…

***

Все остальные оторопели от этих слов. Теперь уже у Лиды и её отца возник жгучий интерес, что могла написать в этом письме Ольга Викторовна? Лида с облегчённой улыбкой спросила.

- О чём Вы писали в письме товарищу Сталину?

- Я просила за своего мужа. Написала, но бестолку.

Никто не ожидал такого поворота разговора.

«Господи! – неожиданно это слово вырвалось в голове у отца. Болтливость родных ему женщин перешла все границы. -Болтун – находка для шпиона!»

- А где Вы жили до нас?

- В Китае. КВЖД. А родилась в Санкт – Петербурге.

«Скорее всего, её муж был, или белогвардейским офицером, или врагом народа. Час от часу не легче. Что будет дальше?»- отец заёрзал на стуле.

Дождь за окном прекратился. Обильные капли падали с крыши. Лида не унималась, ей было крайне интересна эта жизненная история.

- И что у вас произошло?

- Мой муж погиб. Я осталась одна. Перед своей смертью он попросил меня не возвращаться в Петербург. То есть, сейчас это Ленинград. Я ослушалась его.
 
- А что было дальше?

- Дальше? Дальше знаки от него. Он не давал мне покоя.

- Потрясающая история! Не тяните кота за хвост, рассказывайте. Я вся в нетерпенье.

- Мне тоже стало интересно. – отец стал разливать всем чаю. Он был рад переходу разговора на мистику, со скользкой темы.

- В Петербурге. В Ленинграде я остановилась, скажем так, у своей дальней родственницы. Раньше она прислуживала мне. Подрабатывала, как сейчас говорят.  И многим мне была обязана. Конечно, кое-что я принесла ей в дар. Не стеснять же человека, оставаясь у неё без средств. Сначала, я стала обращать внимание на переполох в комнате. Вещи стали меняться местами. На кухне, на печи в кипящей кастрюле мог оказаться фунт сахара. Одежда раскидывалась сама по себе. То с антресоли всё попадает вниз. А однажды, я точно убедилась, что это был он. На зеркале, в прихожей, грязью было написано – я же тебя просил. Я хорошо изучила его почерк по письмам ко мне, на буквах завитушки. Мы не знали, как избавиться от его преследования. Ходили к знахарке. Еле нашли, и вызвали священника. И он не помог.

- И чем же всё закончилась? – спросила Лида.

- Я вновь обратилась с той же просьбой к этому священнику. Он ответил, надо просто молиться за упокой и ставить свечки. Так и сделала, и действительно - всё исчезло. И, я съехала. А потом и переехала сюда.

«Всё гораздо прозаичней – подумал отец – В Ленинграде ей было опасно находиться. Очевидно, сюда она приехала заметать следы. Выйти замуж за холостого мужчину. Сменить фамилию и легализоваться».

***

И тут, послышался громкий хохот.

- И-хи-хи, хи-хи!

Все опять кинулись к окну. Во дворе, перед бараком, бегали по кругу два юноши в коротких штанишках. Босыми ногами они топали по лужам, разбрызгивая воду.

- Это что такое? Пойду за «воздушкой».
 
 Пока женщины встревоженно следили за происходящим во дворе, отец достал пневматическое ружьё. Вставил туда маленькую свинцовую пульку, и сел на своё место. На лицах парней появилась злоба. Они угрюмо смотрели на всех, пытающихся разглядеть их в окно. Подошли вплотную к окну. Искривлённые враждебными гримасами лица из мрака, хищно вглядывались в находящихся в комнате людей. Смотрящие друг на друга стороны разделяло только стекло. Казалось, и те, и другие, изучали друг друга. Женщины и мужчина не выдержали и отпряли от окна. Оба парня же подняли руки в вверх и, приседая стали царапать стекла. Борозды от царапин оставались такими широкими, будто на пальцах у них были не ногти, а когти. Душераздирающий скрежет стекла изводил  людей своим неприятным звуком. Внезапно, вслед за пальцами, на бороздках стала проступать кровь. При этом, эти непонятное существа издавали такие вопли тоски и отчаяния, как будто кто-то подвергал их страшным пыткам. 

- А я вам говорила! – раздался тот же женский кошмарный крик.

 Сколько потом не смотрели вниз, пытаясь разглядеть затаившихся парней, они исчезли. Через некоторое время все немного успокоились. Отец поставил ружьё возле себя. Ольга Викторовна вновь обратилась к Лидии.

***

- Скажи мне, зачем ты рылась в моих вещах. Что ты там искала?

- Я??? Я в жизни никогда ничего чужого не трогала!

Лицо Лиды стало пунцовым от ложного обвинения. Ещё никто и никогда не её обвинял в краже. И ей от этого стало противно и больно.
 
- А чемодан?

«Старый трюк – отец знал, как его устраивали. Волосок или тоненькую нить натягивали между крышкой и дном чемодана. Прикрепив оба конца воском или пластилином. И если кто-то чемодан открывал без ведома хозяина, то по оторванной нити, можно было сразу определить. В чемодане рылся вор.

- Я мыла полы, и шваброй случайно ударила по чемодану. Замки открылись. Вытащила его, чтобы защёлкнуть их. Но, у меня никак не получалось. И тогда я открыла верхнюю крышку, чтобы поправить всё на место. Увидела мешавшую закрыться бирюзовую картонную коробку. Взяла её в руки и посмотрела что там внутри. Там оказалась овальная брошь необычной красоты. Филигранное основание из золота в сочетание с белым камнем, привело меня в неописуемый восторг. Я никак не могла насладиться этим зрелищем. Примерила её на себе. Мне захотелось кружиться в танце. Так продолжалось минут десять. Затем я сняла его, чтобы положить на место. Но, не тут то было. Моя рука самопроизвольно стала сжимать брошь. Стало больно. Из пальцев и ладони пошла кровь. Брошь резала мне руку. Другой рукой с трудом мне удалось разжать пальцы, и брошь упала на пол. Помыла её и положила на место, захлопнув чемодан.

Ольга Викторовна неизвестно откуда вытащила коробочку с этой брошью. Вынула брошь и положила на стол. Отец и дочь склонились над ней, разглядывая самое настоящее драгоценное изделие. Такое они видели только в кино. Одарив присутствующих надменной улыбкой, Ольга Викторовна сказала.

- Ты потревожила моё прошлое.

- Чем?

- Теперь уже не важно. Я хочу подарить тебе эту брошь.

- Ой, что Вы! Я не могу принять такой дорогой подарок.

- Мне некому оставить эту брошь после себя. Сама же достаточно поносила её. Пусть всё перейдёт к тебе.

- Спасибо, Вам большое.

В это время в окне появилась белая, похожая на фарфор, мужская голова.Таинственные слова озадачили всех, находящихся в комнате.

- Я всё – таки смог вернуться за вами. Чтобы вновь соединить свою семью. Через что только мне не пришлось пройти. Я вырвался из самого Ада. Теперь мы будем вместе. Сделаю всё, чтобы создать наше семейное счастье и жить вместе.

Мужчина протянул руки к окну. Стёкла стали вытягиваться вслед за руками, как стенки воздушного шарика. Он почти проник до самых плеч. Казалось, пытался дотянуться до броши. Но, тут стёкла лопнули и осыпались. С улицы подул ветерок, раскачивая занавески с обоих сторон окна. Лампа погасла. Сидящие за столом оторопели от произошедшего перед ними. И долго ещё не могли произнести и слова.

- Не зря, и партия, и церковь против суеверий. Нельзя было затевать этот разговор.

Только и смог промолвить отец.

Уже перед самым утром, Лидия услышала, как хлопнула дверь её комнаты. Звук разбудил её. Она встала и сама, пройти до ветра. Открыла дверь, чтобы пройти через комнату отца и обомлела. Двое, уже не молодых людей, предавались безумству любви. А как же Таисия Андреевна? Только и смогла подумать она, вновь закрывая свою дверь. Её отец утопал с наслаждением в цветнике.


* - на фотографии княгиня Зинаида Николаевна Юсупова


Рецензии