Красные яблоки

Однажды к крестьянину пришел торговец, и сказал:
- Я хочу купить у тебя сто ящиков красных яблок.
- Но у меня в саду не растут красные яблоки, - ответил крестьянин торговцу, - у меня есть только зеленые.
- А мне нужны именно красные. И много. И я хорошо заплачу тебе, по двести рублей за каждый ящик, - настаивал торговец.
- Увы, мне жаль, но я ничего не могу с этим поделать: на моих яблонях есть только зеленые яблоки, других я не выращиваю, - пожал плечами крестьянин, и уже собрался было оставить торговца и венуться в свой сад.
- Хорошо! - ответил торговец, - ты уговорил меня, я куплю эти зеленые яблоки. Я приеду за ними завтра к обеду, собери для меня сто ящиков яблок.

Торговец и крестьянин пожали друг другу руки, и разошлись. Крестьянин взял лестницу, ящики и собрал зеленые яблоки, как и обещал торговцу, ровно сто ящиков.

Торговец приехал к обеду, но увидев ящики с яблоками, нахмурился и сердито сказал:
- Что это такое? Эти яблоки соверешенно зеленые, я не вижу здесь ни одного красного!
- Конечно, они зеленые, ведь у меня других и быть не может, - ответил крестьянин, - вчера я уже объяснял тебе, что в моем саду растут только такие яблони.
- Но ведь мне нужны красные! - рассердился торговец, - как ты не понимаешь, глупый крестьянин?! А ведь я пообещал тебе хорошо заплатить за твои красные яблоки.
- Я выращиваю только зеленые яблоки, и вчера ты сказал, что купишь сто ящиков по двести рублей за каждый. Я собрал эти яблоки по твоей просьбе, как мы договаривались, - пожал плечами крестьянин.
- Нет, я не возьму эти яблоки, пока они не станут красными! - закричал рассерженный торговец.
- Что ж, дело твое, - согласился крестьянин, и ушел обратно в свой сад.

Рассерженный торговец, топнув со зла ногой, взял одно яблоко, обтер о рукав своей рубашки, надкусил и стал задумчиво жевать.

- Хм... очень вкусные яблоки.... просто отличные.... изумительный вкус и сочность, - бормотал себе под нос торговец. - Но я хотел продавать в своей лавке красные яблоки. Вот ведь глупый крестьянин, он мог заработать хорошие деньги, если бы потрудился сделать яблоки красными!

Бросив огрызок сочного зеленого яблока под ноги, торговец уехал.

Дело происходило в четверг, а на завтра, в пятницу, в городке должен был быть рыночный день. Поэтому торговцы ездили по округе, скупая товар у крестьян. Было начало августа, и яблоки в крестьянских садах только начинали созревать. Не успела осесть пыль за повозкой рассерженного торговца, как у крестьянского сада появился новый возница.

Увидев свежайшие зеленые яблоки, собранные в ящики и выставленные возле ворот, торговец, который уже собрал весь необходимый для завтрашего дня товар, кроме яблок, натянул возжи и остановил лошадь. Он очень обрадовался, потому что это были первые яблоки в этом сезоне, и он мог хорошо на них заработать. Но увидев, как аккуратно собраны плоды и выставлены перед самыми воротами, торговец смекнул, что эти яблоки уже наверняка проданы, за ними вот-вот кто-то приедет, а значит, надо постараться перекупить их.

- Эй, хозяин! - закричал торговец, - с кем мне потолковать о деле?
- Я здесь, - сказал, выходя из сада, крестьянин. - Что ты хочешь? Тебе, может быть, тоже нужны яблоки, которых у меня нет?
- Да, я хочу купить твои чудесные зеленые яблоки. Я готов забрать все эти ящики прямо сейчас, и разумеется, сразу заплатить за них.
- Не знаю, - задумчиво протянул крестьянин, - не знаю... Я собрал эти яблоки для другого торговца, он обещал приехать сегодня и купить их по двести рублей за каждый ящик.
- Послушай, уже время обеда, хочется ли тебе ждать лишний час или даже до вечера, пока за ними приедет тот, кто просил их собрать? К тому же, завтра пятница, и ты тоже захочешь пойти на рынок со своей семьей за покупками. Вот что, я заплачу тебе по двести пятьдесят рублей за каждый ящик твоих прекрасных зеленых яблок, если ты продашь мне их сейчас!

Крестьянин задумчиво посмотрел на свои спелые яблоки, на торговца с полной телегой товара, явно увелеченного своим делом и планирующего завтра же выручить хорошие барыши за яблоки, и протянул ему руку, сказав:
- Хорошо, забирай эти яблоки!

Нет смысла рассказывать дальше, как глупый сердитый торговец искал для своей лавки синюю пряжу у мастериц, прявших из белой шерсти, как выторговывал зеленые кабачки у огородников, на чьих грядках росли фиолетовые баклажаны и желтые помидоры, как сулил хорошие деньги за морского окуня речным рыбакам, удившим щуку, и как сидел назавтра в полупустой лавке, кляня на чем свет стоит глупых крестьян, не желавших продавать ему то, чего у них нет, и как к Рождеству окончательно разорился.

Крестьянин же на вырученную разницу в пятьдесят рублей с каждого ящика осенью купил новых саженцев, и теперь в его саду растут не только зеленые, но и красные яблоки. И сметливый торговец вот уже пятый год первым приезжает к крестьянину за ранним урожаем, увеличивая свою выручку в рыночный день.


Рецензии