Прогулка верхом на дальнее пастбище

Из цикла рассказов «Моё деревенское детство…»

Дружба с Воронком началась не с первой встречи. Воронком звали большого черного  коня, в колхозном  табуне. Впервые я обратил на него внимание на сельской поскотине - это такой загороженный вольер домашнего и колхозного скота с речкой для водопоя и купания. Подход к реке устраивался на самом краю деревни, так как жителям деревни тоже нужна река и чистая вода. Я сидел на изгороди поскотины после купания и наблюдал, как большой черный конь оказывает знаки внимания красивой кобылице серой масти в яблоках. Положив друг другу головы на плечи, могли  стоять подолгу, помахивая хвостами, потом тёрлись боками. Сцена была столь трогательна, сколь и эротична. О желании жеребца свидетельствовало расправленное  достоинство. Кобылица толи стеснялась, толи уже пресытилась любовью. Она уклонялась от ухаживания настойчивого самца, явно кокетничая. Конь мог позволить себе делать ровно то, что не вызывало гнев кобылицы. У них так!
В деревнях с малых лет ребятишки знали, откуда берутся дети, так как на их глазах протекала жизнь домашних животных.
 Как–то вечером колхозный конюх предложил нам, ребятам искупать лошадей на озере в трёх километрах от села. Парни похватали у конюха уздечки, поймали каждый себе по лошадке и помчались на озеро. Мой выбор пал на Воронка, на него никто не претендовал, пугала высота лошади. С третьего раза получилось надеть уздечку, не пропустив через рот удила, не позволил строптивый конь. Забрался на него, как и все, с изгороди. Конь оказался действительно высокий и с ходу пошёл иноходью, что мне очень понравилось, так как я не подпрыгивал при каждом шаге. Мне хотелось пустить его в галоп, чтобы  догнать остальных, тем более что для него это было раз плюнуть. Однако у коня оказалось другое мнение, и он перешёл вообще на шаг, после моих окриков и передёргивая уздечкой. Постепенно он развернулся и двинулся в сторону, по лесной дороге в обход поскотине, и на конюшню. Я продолжал тянуть уздечку в другую сторону и бил его пятками. Завернув голову в сторону и оглядывая дорогу одним глазом, он продолжал идти своей дорогой, наблюдая другим глазом за мной.
  На выходе из леса Воронок резко прыгнул, наклонив голову, и скинул меня со спины, и высоко закидывая задние ноги, припустил к себе в стойло, показывая всем видом, что ему очень весело. Мне стало обидно до слёз. Конюх сказал, что конь с характером и подружиться с ним не просто, нужно показать ему, что ты что–то стоишь. Задача для пацана сильно не простая. Без помощи старшего наставника мне справиться с такой задачей вряд ли бы получилось. Сначала я подружился с конюхом, а потом с конём или наоборот.
 Такой опыт пригодился в жизни. После первых прогулок на лесное озеро верхом на нём пришлось, лечит попу, заживлять большие мозоли. Помогала бабушка, мой самый надёжный друг. Дело обычное для деревни, где все практиковали катанье на свиньях, на бычках, после чего прописывался массаж ремнём по мягкому месту.  Хребет свиней и бычков поострей будет. Он впивался в самую задницу, временами доставая до копчика, поэтому мозоли от лошади дело совсем простое и никакого массажа ремнём, в худшем случае вожжами, и то конюх это делал любя. Трудно разобраться, кто кого воспитывал из нас троих, меня, конюха или жеребца. Закончилось всё дружбой.
Однажды, ребят моего возраста пригласили в колхозную контору для особого поручения, перегнать молодых бычков и тёлочек на летнее пастбище за реку. За рекой на колхозных наделах бывать приходилось на покосе сена, даже с лошадью переправляться на пароме случалось, однако, со стадом бычков переправиться  через быструю реку Вятку –  дело не простое. Обсудив с председателем все острые вопросы, ребята согласились. До реки однодневный перегон, ночевка на берегу реки, переправа на пароме и дневной переход по другому берегу – весь план. Загон за рекой для приёма стада готов. Конюх, глядя на меня, спросил, какую лошадь я выберу. На перегон нам предлагали сёдла, всё по – взрослому. В седле мне ездить не приходилось. Я выбрал Воронка и пошёл к нему спросить, согласен ли он. Трудно поверить, лошадь вела себя так, как будто всё понимала и знала наперёд, как будет. Мой конь был молчалив и серьёзен: не похрапывал, не пыхтел. Конюх, присутствуя при этом, пожал плечами на мой молчаливый вопрос, как бы говоря: «Сам решай».
К вечеру, после дневного перехода, слезая с коня, я понял, что стоило бы сначала привыкнуть к седлу, а потом соглашаться на перегон. Словно огнём горел зад и ноги в промежности, не получалось поставить пятку к пятке, шагал смешно, широко расставляя ноги. Поняв в чём дело, капитан катера, обслуживающего паром, смеялся до слёз, глядя на нас, как мы передвигаемся.
- Ковбои, а стадо слабо загнать на паром? Кони-то у вас так же смешно ходят. Ха-ха-ох-хо-хо.
Прикинув количество голов стада, капитан решил, что перевезёт все стадо разом. Это была ошибка.
Вначале всё шло хорошо, стадо без толкотни зашло на паром, закрыли закладные и катер потянул паром. Как только паром оказался целиком на плаву, бычки забеспокоились, их удалось окриками успокоить. Однако, дальше середины реки паром поравнялся с метеором Ракетой, которая проносилась мимо, не поднимая особой волны. Но этого было достаточно, чтобы бычки начали толкаться, сбиваясь на одну сторону. Паром наклонился, зачерпнул воды.
 Вот тут началась паника, спасайся, кто может.
 Под напором лопнула закладная, и стадо оказалось в воде. Течение подхватывало и уносило всех в сторону. На пароме осталось два погонщика с лошадьми, но и те попрыгали в воду прямо верхом. Я плыл рядом с Воронком, держась за гриву и уздечку. Он плыл как катер, иноходью перебирая ногами, высоко закидывая голову. Понимая, что на берегу мне трудно будет забраться на коня, ближе к берегу я взгромоздился в седло. Воронок только повел на меня одним глазом. Вскоре мы с ним первыми выбрались на берег. Как не странно, никто не утонул, только бычков пришлось собирать в стадо далеко по берегу. Паромщик всё же причалил к берегу и помахал нам на прощание фуражкой. Не скрою, пришлось натерпеться страху, сначала за себя, потом за коня, потом за друзей погонщиков, потом за потерю телят. Но, слава Богу, все обошлось, все остались живы.
 С того времени моя любимая песня про коня и Родину.

  фото в свободном доступе интернета


Рецензии