Законопроекты Григория Кадына повисли в воздухе?

Заместителю Председателя НСГ Г.Г.Лейчу

Георгий Георгиевич, в связи с тем, что председатель НСГ Д.Г.Константинов занят иными вопросами повестки дня, хочу обратиться к вам с просьбой.

Несколько лет назад депутат НСГ Григорий Кадын вышел в Народное собрание с двумя законодательными инициативами, но впоследствии по непонятным причинам он отказался от этих вопросов, хотя, я считаю, что данные проблемы всегда были и будут актуальными в нашей автономии. Считаю целесообразным, чтобы кто-то из депутатов должен вновь поднять эти вопросы на уровне законодательной инициативы и вынести их на обсуждение на пленарное заседание НСГ.

Речь идет о законопроектах:

1. «О социальном обеспечении и льготах ветеранов создания Гагаузии», по которому состоялись даже публичные слушания - https://www.halktoplushu.md/

2. «О национально-историческом флаге Гагаузии»,

Напоминаю, в 2017 году Башкан Гагаузии Ирина Влах издала распоряжение о создании специальной комиссии по утверждению макета исторического флага Гагаузии. Тогда Башкан заявила, что узаконивание знамени Гагаузской Республики станет актом восстановления исторической справедливости и обещала выйти в НСГ с инициативой разработки и принятия законопроекта «Об историческом знамени гагаузского народа». 

Однако впоследствии она молча отказалась от этой идеи и данный вопрос был спущен на тормозах.

Надеюсь, что сейчас кто-то из депутатов НСГ осмелится вновь поднять два этих вопроса и они в конечном счете будут проголосованы на пленарном заседании НСГ.

С ув. Л.Добров

6 апреля 2022 г.

+++

Публичные слушания, 2019 год

https://www.halktoplushu.md/

В Народном Собрании Гагаузии прошли публичные слушания по проекту закона «О социальном обеспечении и льготах ветеранов создания Гагаузии». Автором законопроекта выступает председатель постоянной комиссии по регламенту, назначению, иммунитету и депутатской этике Григорий Кадын.

Законопроект, направлен, как указал автор, на создание правовых норм, устанавливающих и закрепляющих статус граждан, участвующих в создании Гагаузской Республики. Настоящий закон определяет правовой статус ветеранов создания Гагаузии, регулирует их экономические и социальные права и гарантии в целях создания им достойных жизненных условий посредством установления системы адресных компенсаций и упорядочения системы льгот, обеспечения участия ветеранов в общественной жизни, а также поддержки деятельности ветеранских организаций.
В своем вступительном слове депутат выразил твердую уверенность о недопустимом отношении со стороны власти автономии к ветеранам создания Гагаузии и их заслугам.

Необходимость принятия документа отметил Николай Тельпис. Он сообщил присутствующим, что являясь председателем национального совета Общественного движения «Новая Гагаузия», направил в НСГ ходатайство с просьбой об утверждении наград ветеранам Гагаузской республики, Гагаузии (Гагауз Ери). Рассмотреть возможность принятия Закона «О выплате ежемесячного пособия участникам создания Гагаузской республики».

В ходе своего выступления, он внес ряд предложений о создании компетентной комиссии в целях составления списков ветеранов по населенным пунктам автономии, куда войдут участники образования  Гагаузии. В целях упорядочения назначения наград и присвоения почетных званий, создать специальную комиссию, куда войдут несколько депутатов НСГ, членов Исполкома и ветеранов. Выступил с предложением подготовить и осуществить программу по реформированию и оптимизации структур исполнительной власти региона, что, по мнению Тельпис Н.П., приведет к значительному сокращению расходов из Бюджета и позволит осуществить необходимые выплаты ветеранам.

Со стороны участников публичных слушаний звучало много критики в адрес власти региона. Вклад и деятельность ветеранов по достоинству не оценены и материально не поддержаны. Многие ветераны высказывали возмущение, что единицы из них награждены по заслугам почетными званиями и наградами Гагаузии, ими, по мнению активистов, сегодня награждают по политическим мотивам и преданности, людей, не имеющих никакого отношения к становлению Гагаузской республики, Гагаузии (Гагауз Ери).

Рассматривая и обсуждая законопроект, присутствующие аксакалы и ветераны внесли ряд замечаний. Депутат Григорий Кадын подвёл итоги публичных слушаний и заверил, что все внесенные предложения будут тщательно изучены, учтены  и послужат дополнением в статьи законопроекта.

+++

ПРОЕКТ ЗАКОНА №_____от ___________2019.


О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЛЬГОТАХ
ВЕТЕРАНОВ СОЗДАНИЯ ГАГАУЗИИ


Народное Собрание Гагаузии принимает настоящий закон.


Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет закона

Настоящий закон определяет правовой статус ветеранов создания Гагаузии, регулирует их экономические и социальные права и гарантии в целях создания им достойных жизненных условий посредством установления системы адресных компенсаций и упорядочения системы льгот, обеспечения участия ветеранов в общественной жизни, а также поддержки деятельности ветеранских организаций.


Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

адресная компенсация – ежемесячное пособие, выплачиваемое в форме компенсации за коммунальные услуги и иные меры социальной поддержки;

ветеран создания Гагаузии – лицо, работавшее в органах государственной власти и управления Гагаузской Республики, в неформальных общественных организациях и принимавшее непосредственное участие в создании АТО Гагауз Ери - Гагаузия.


Статья 3. Правовой статус ветеранов создания Гагаузии

(1) Ветеранами создания Гагаузии в соответствии с Законом АТО Гагаузия №37-XX/V от 11 апреля 2014 года «О сохранении стажа работы за лицами, работавшими в структурах органов власти и управления Гагаузской Республики», признаются лица, работавшие в органах государственной власти и управления Гагаузской Республики в период с июля 1989 года по 27 июля 1995 года, а именно:

а) Временный Комитет содействия утверждению Гагаузской Автономной  Советской Социалистической Республики (ГАССР) в составе Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР)  и его структурные подразделения;
б) Верховный Совет (Парламент) Гагаузской Республики и его структурные подразделения;
в) Президентура Гагаузской Республики и её структурные  подразделения;
г) Правительство Гагаузской Республики и его структурные  подразделения;

д) Активные члены неформальных общественных движений "Гагауз Халкы", Аркалык", "Миллиет санжысы", "Бирлик", "Ватан" (полный список прилагается)

(2) Реализация прав ветеранов создания Гагаузии осуществляется по предъявлении ими удостоверения специального образца. Порядок присвоения статуса ветерана создания Гагаузии и выдачи соответствующих удостоверений устанавливается Исполнительным Комитетом Гагаузии.


Глава II

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ СОЗДАНИЯ ГАГАУЗИИ


Статья 4. Меры социальной защиты ветеранов создания Гагаузии

Социальная защита ветеранов создания Гагаузии предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих их экономическое благосостояние и моральное благополучие, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот, выражающихся в:

а) предоставлении ежемесячных адресных компенсаций;
б) первоочередном обеспечении медикаментами из средств гуманитарной помощи;
в) первоочередном размещении в социальных учреждениях, а одинокие   лица с ограниченными возможностями - обслуживании на дому социальными работниками;
д) обеспечении свободного доступа в специальные реабилитационные центры или в спортивные комплексы для занятия различными видами спорта;
е) бесплатном посещении музейных учреждений, функционирующих на территории Гагаузии;
ж) обеспечении путевками на лечение в санаториях и санаториях-профилакториях один раз в три года;
з) предоставлении отпуска в удобное для них время, а также дополнительного неоплачиваемого отпуска сроком до двух недель;
и) обеспечении протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами;
л) предоставлении пособия на погребение ветерана создания Гагаузии, семье умершего или лицу, которое предоставит доказательства понесенных погребальных расходов, в размере 3 000 (три тысячи) леев.


Глава III

НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА АДРЕСНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ

Статья 5. Право на получение адресных компенсаций

Право на получение адресных компенсаций имеют лица, определенные в части (1) статьи 3 настоящего закона, являющиеся гражданами Республики Молдова, проживающими на территории АТО Гагаузия.


Статья 6. Порядок назначения и выплаты адресных компенсаций

(1) Порядок назначения и выплаты адресных компенсаций устанавливается Исполнительным Комитетом Гагаузии.
(2) Учет получателей адресных компенсаций и начисление выплат осуществляется отраслевым управлением, уполномоченным Исполнительным Комитетом Гагаузии.


Статья 7. Сроки рассмотрения заявлений на получение адресной компенсации

Заявления о выплате адресной компенсации рассматриваются уполномоченными органами в срок не более 30 дней. Решение об отказе в назначении адресной компенсации может быть обжаловано в судебную инстанцию в установленном законом порядке.


Статья 8. Средства для выплаты адресных компенсаций

(1) Адресные компенсации, назначенные в соответствии с настоящим законом, выплачиваются непосредственно их получателю из средств центрального бюджета АТО Гагаузия.

(2) Сумма адресных компенсаций закладывается в центральный бюджет АТО Гагаузия в процессе бюджетного планирования и утверждается Народным Собранием Гагаузии.

Статья 9. Размер и выплата адресной компенсации

Размер ежемесячных адресных компенсаций ветеранам создания Гагаузии составляет 500 леев.
Выплаты осуществляются, начиная со следующего месяца после принятия положительного решения о присвоении статуса ветерана становления Гагаузии и постановки на учет получателя компенсации.
Сумма адресных компенсаций ежегодно индексируется с учетом инфляции и учитывается при планировании и утверждении бюджета на соответствующий год.

Статья 10. Прекращение выплаты адресной компенсации

Выплата адресной компенсации прекращается в случаях:

а) по заявлению получателя;
б) утери гражданства Республики Молдова
в) переезда получателя адресной компенсации на постоянное место жительства за пределы АТО Гагаузия;
г) смерти получателя адресной компенсации или объявления его без вести пропавшим лицом:
д) помещения получателя адресной компенсации в учреждение социальной реабилитации на условиях полного государственного обеспечения.


Глава IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Поддержка деятельности общественных объединений ветеранов создания Гагаузии

(1) В целях защиты прав и законных интересов ветеранов создания Гагаузии в соответствии с действующим законодательством создаются общественные объединения ветеранов.

(2) Органы центрального и местного публичного управления АТО Гагаузия обязаны оказывать поддержку деятельности общественных объединений ветеранов.

(3) Решения по вопросам социальной защиты ветеранов создания Гагаузской Республики принимаются органами центрального и местного публичного управления АТО Гагаузия при участии представителей вышеуказанных организаций.

(4) По распоряжению Главы Гагаузии, по представлению общественных объединений ветеранов создания Гагаузии, наиболее отличившиеся участники событий 1989-1995 годов могут быть награждены отличительными знаками, орденами, медалями АТО Гагаузия.

Статья 12. Защита прав и свобод ветеранов создания Гагаузии

(1) Защита прав и свобод ветеранов создания Гагаузии осуществляется в порядке, установленном настоящим законом.
(2) Должностные и другие лица, виновные в ущемлении прав и свобод ветеранов создания Гагаузской Республики, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Статья 13. Вступление закона в силу

(1) Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.
(2) Исполнительному Комитету Гагаузии в двухмесячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом


Глава (Башкан)
Гагаузии (Гагауз Ери)                И. Ф. Влах




Пояснительная записка к проекту Закона АТО Гагаузия
«О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И
ЛЬГОТАХ ВЕТЕРАНОВ СОЗДАНИЯ ГАГАУЗИИ»

1. Обоснование.

1.1  Необходимость принятия
Проект Закона АТО Гагаузия (далее – законопроект) разработан на основе многолетнего анализа отношении общества к истории создания и становления автономии. Всё чаще наблюдаются мнения об отсутствии законодательных актов, устанавливающих и закрепляющих статус граждан, участвующих в создании Гагаузской Республики. В связи с вышеизложенным возникла необходимость принятия настоящего закона.

1.1 Цель законопроекта – создание правовых норм по регулированию и организации системной работы, по непосредственно патриотическому воспитанию населения и в первую очередь – молодого поколения в отношении роли и места активистов – общественников в демократических преобразованиях в обществе и идентификации гагаузов как народности.

1.2 Основная задача законопроекта
Регламентирование прав ветеранов создания Гагаузской Республики, полномочий центральных и местных органов власти, должностных лиц, органов управления, определение приоритетов, форм и методов при разработке системы мер по развитию автономии на основе уважения к истории и её активистов.

1.3 Место в системе действующего законодательства
Настоящий законопроект соответствует нормам Закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», Уложения Гагаузии (Гагауз Ери), а также принятым на их основе законам АТО Гагаузия.

1.4 Прогноз социально-экономических последствий принятия законопроекта
Принятие закона в первую очередь позволит поднять на новый, более высокий качественный уровень знание и понимание населением автономии значимости маленькой Родины – Гагаузии в стране и в мире в целом.

2. Перечень нормативных актов, которые требуют отмены, дополнения и изменения в результате принятия настоящего законопроекта.

Принятие настоящего закона не приведет к отмене других законов. Вместе с тем, с принятием настоящего закона возникнет необходимость внесения соответствующих дополнений в Закон АТО Гагаузия «О бюджете».

3. Финансово-экономическое обоснование

Принятие настоящего закона потребует ежегодные расходы, которые будут предусмотрены в бюджете согласно ежегодно утвержденной Программе мероприятий.

4. Автор законопроекта

Автором законопроекта выступает депутат Народного Собрания Гагаузии от избирательного округа №12 с. Баурчи, председатель постоянной комиссии по регламенту, назначению, иммунитету и депутатской этике Г.Г. Кадын.

КАДЫН Г.Г.


Рецензии