Авестийская цивилизация!!

---
     Цивилизация возникла 1,8 млн. лет назад. 
     Цивилизация остановилась 3 в. назад. 
---
     Это цивилизация, основанием, стержнем которой является религия, которую в письменном виде впервые была записана со слов Заратуштры, поэта и пророка, в 8-м веке до Рождества Христова. Возможно Зартатутрами в те времена звали всех поэтов и пророков, поскольку следы одного из них находят в эпоху Моисея.
     Сама же религиозная концепция жития-бытия человечества, Земли и всего живого и неживого, относится в гимнах, которые в своей совокупности и получили название Авесты, почти на 2 млн. в прошлое, когда и развернулись трагические события борьбы Добра и Зла за обладание первенства в развитии людей. Именно к этому времени и относят исследователи начало Авестийской цивилизации.
     Генератор этой цивилизации, его сердцевина, родина Авесты, находился на востоке Большого Ирана, его социокульты распространялись на юг Средней Азии и на восток Иранского плато, а также доходили до индоиранского пограничья. 
---
     Согласно Авесте, страны, которые исполняли в своей истории авестийские заповеди и соцмиокульты назывались:
     1. Аирьяна Ваэджо. Легендарная родина одного из Зароастров, центр мира. У комментаторов считается также легендарной прародиной ариев, хотя в самой Авесте об этом не говорится. Есть вариант расположения этого варианта центра Авестийской цивилизации в афганский сардсир, это центральное нагорье Гиндукуша, где-то в верховьях рек Гильменд и Герируд. В Авесте отмечается обилием саранчи, которые поднимаются на зов Зла и заполняя всё Небо.
     2. Гава. Страна Сугда. Согдиана в долине реки Зеравшан.
     3. Моуру. Могучая страна Мерв. Маргиана в низовьях Мургаба, Марыйский оазис в Туркмении, где таятся демоны убийств и опустошений.
     4. Бахди. Страна прекрасная и с поднятыми знамёнами счастья. Бактрия, Балх. Мать многих народов. Люди этой страны подобны насекомым, живущим в норах, и каждые 7 лет выходящих на войну.
     5. Нисая. Эта сверкающая Авестийская страна находится между Моуру и Бахди. Возможно также это парфянская Ниса, Нисая, что между Маргианой и Бактрией, может соответствовать афганскому Фарьябу, Меймене. Люди, живущие здесь, хоть и почитают Авестийские социокульты, но подвержены постоянным неверям и противомыслию.
     6. Харою. Эта страна Герат, сестринская по отношению к Нисая. К ней относится долина Герируда, Гератский оазис, что, по всей видимости, соответствует ведийской реке Сараю. Здесь проживают плач и стенания по умершим, что не допустимо и является грехом по учению Зороастра.
     7. Ваэкерет. Пехлевийским переводом отождествляется с Кабулом, а также с индийской Гандхарой, расположенной где-то между Гератом и Горганом. Считается, что эта страна населена ежами, то есть людьми, готовыми в любой момент уколоть. Здесь 1,5 млн. лет тому назад паирика Хнатаити соблазнила Кересаспу, которого толкователи Авесты отождествляют с Самом.
     8. Урва. Страна Систана со множеством пастбищ, множеством скотоводческих племён, оттого плохо управляемыми. Пехлевийские комментаторы размещают Урву с её плодородными низовьями на равнинах Евфрата и Месена. Но у некоторых исследователей Страна Урва расположена в Афганском Газни в Афганистане.
     9. Хнента. Страна Гиркания, что на юго-востоке Каспия. Наверное, Горган или Голестан.  Расположена между Ишкашимом и Багланом в Северном Гиндукуше. Страну населяют люди Верканы, среди которых было распространено мужеложство.
     10. Харахваити. Прекрасная страна Арахозия. Где-то в долине реки Аргандаб, притока Гильменда. В Ведах это может быть Сарасвати. Люди этой страны свои трупов в землю, вместо того, чтобы сжигать, как это принято Авестийских социокультах.
     11. Хаэтумант. Страна блистательных и полных сиятельной славы вождей. Распложена была в долине реки Гильменд. Несомненно, что такими геройскими успехами люди этой страны были обязаны колдовству своих магов.
     12. Рага. Это был союз трёх племён. В Мидии был крупный торговый и культовый центр первых индоариев, прибывших на Иранское нагорье с отрогов Южного Урала. Потом Рага была переименована в Рей. Также эта страна могла быть расположена в истоках Гильменда где-то между Замин-Давар и Калат-Гилзай. Мидийцы всегда отличались противомыслием на границе зла, за что были покорены парсами, забравшими мидийских женщин.
     13. Чахра. Страна праведных и могучих людей. После сжигания трупов, они развеивали их золу по ветру. Может быть также Чарх в провинции Газни. Может быть также хорасанский Чарх. Учёные ока не определились.
     14. Варна. Это страна, имеющая вид четырёхугольника, в каждом углу которой правили вожди неарийского происхождения, из-за чего авестийские женщины имели неурочные месячные, а Луна имела неравномерные циклы. Пехлевийские идеологи Авесты размещают Варна в Дейлеме горного Гиляна, где родился и вырос Заххак, убитый Фаридуном. Независимые исследователи местом этой страны называют современный Бунер, что между Индом и Сватом.Панини Варна располагается в Банну, что на реке Куррам к югу от Кабула.
     15. Хапта Хенду. Страна Семи рек, Семиречье. В Ведах это Сапта Синдхава, теперь это Пенджаб. Наследники арийцев располагают Хапта Хенду верховьях Амударьи.
     16. Рангха. Страна в истоках реки Рангха. Страна отмечена частыми похолоданиями и её правили много тысяч лет таожьи, нынешние таджики. Страну Рангха населяли земледельцы, которые засевали все низовья Великой реки Рангха, отчего её называли Мировой. С этой рекой отождествляется ведийская Расе, то есть влага. Начинается у исследователей, как правило, в от высокогорных истоков Инда, где находится гора Меру, Тиричмир. Здесь проживали и учредители Дорийской цивилизации, реликтовое доарийское племя, от которого остались только нынешние буриши.
     17. Ишката. Страна, в котором население надолго не оставалось, и потому не смогло ничего о себе сообщить. Она располагалась на отрогах хребта Кохи-Баба в центральном Гиндукуше, а также в области Гор, что в верховьях Герируда.
     18. Поурута. Страна, которая получила своё название от одноимённой вершина, в районе хребта Кохи-Баба.
     19. Хваиризем. Страна Хорезм, известная в различных исторических воспоминаниях.
---
     Авестийская цивилизация согласно Авесте размещалась на отрогах гор среди которых выделяются следующие:
     1. Хара Березайти. Это гора, которая ассоциируется Мерью, Вершиной Мира, архетипическая Мировая гора. Из неё, из-под неё, из-за неё каждым утром поднимается солнечная колесница Митры. Согласно первым толкованиям текстов Авесты это были Памир и Гиндукуш, называемые Восточными горами, которые окружали изначальную прародину Ирано-персидской Ойкумены. С развитием индоарийского тренда в истории Авесты гора Хара Березайти не без успеха переносилась на все другие значительные хребты и вершины Северной, Средней, Малой и Центральной Азии.
     2. Упаири-Саэна. Здесь, на отрогах этой горы располагалась страна Ишката. Её вершины были всегда покрыты снегами. Полагают, что это были горы центральной части Гиндукуша, ныне Кохи-Баба, то есть Гора Дедов.
     3. Эрезифья— хребет Паропамиз, он же Сафед-кох, отделяющий бассейны Герируда и Мургаба.
     4. Ваити-гаэса — хребет Банди-Туркестан, отделяющий бассейн Мургаба от Фарьяба. Область Бадгис в Афганистане и Бадхыз в Туркменистане.
---
     В Авесте довольно однозначно обозначаются реки, в долинах которых жили народы Авестийской цивилизации:
     1. Хвастра. Это река добропастбищная, её низины назвали Хашруд, где был городом Диларам на Торговой дороге из Кандагара в Герат.
     2. Хваспа. Река доброконная, по берега которой простирался путь Хуспас.
     3. Фрадата. Река процветающих долин. По другому её звали Фарах-руд, на берегах которой были красивые города, главным из которых был город Фарах.
     4. Хваренангухаити. Река, полная сияющей славы. Её отождествляют с рекой Харрутруд, северным притоком Хамуна.
     5. Уштаваити. Река, полная блаженства. Ныне это, по всей видимости, Хушк-руд, что протекает между Харрутом и Фарахом.
     6. Урва. Река сильно текучая, по берегам которой располагалась страна Урва, это к западу от Харрута, ныне река. Табас.
     7. Эрези. Также Зибр-руд. Приток верхнего Руд-и Бандан, что к западу от Кух-е Ходжа.
     8. Заренумаити. Оека по Авесте золотоносная. Ассоциируется также с рекой Аргандаб. С ней же сравнивают реку Харахваити, а также же высохшее русло реки Шила, которое ныне ведёт из Хамуна во впадину Гауди-Зирра.
     9. Хаэтумант. Похоже, что теперь это река Гильменд.
---
     По своему племенному составу Авестийская цивилизация не отличалась особым разнообразием. В её основе были народы арийского происхождения, когда первые арийские племена около 6-го века до Рождества Христова переселились на территорию Малой Азии, ведомые туда первыми гимнами, первого Заратуштры.
     Гимны Заратуштры передавались в достаточно сложной лексике, доступной пониманию не всем народам. Однако, звание цивилизации объединение социокультов авестийского типа по языковому принципу всё-таки получило, поскольку под знамёнами Авесты собирались народы, которые получали авестийские знания на протяжение многих тысяч лет, сохраняли их в своей памяти и воспроизводили на в новой лексике, на новом генокульте, в новых социокультурных обстоятельствах, которые хоть и были роднородственны, но отличались большим временем их творческой переработки.
     К народам классической Авестийской цивилизации относят:
     1. Арии. Нынешние иранцы, суть создатели Авесты. Согласно среднеперсидской традиции эти иранские арийцы были близкими потомками Салма, Тура и Ираджа, коти считаются сыновьями Феридуна. Всем им Феридун оставил Большой Иран. Ирано-Арийские племена, вышедшие из этой легендарики, активно развивали цивилизационную систему, в которой вождизм частично заменяли государства с широким набором приёмов и методик, позволявшим эффективно управлять достаточно удалёнными территориями.
     2. Туранцы. Их исторически ассоциируют ираноязычными кочевниками, в основном саками на северо-востоке Большого Ирана. Туранцы хоть и относились к Авестийской цивилизации, но вели всегда себя независимо, пытаясь выработать свои собственные соцокульты цивилизационного типа. К тому же, согласно легенде, основатель Турана, сын Феридуна Князь Тур, получили в своё управление весь Восток, что позволяло ему создавать там независимый социокульт, но на авестийской основе. Противостояние Ирана и Турана описывается в Шахнаме в самой Авесте, да и исторически они часто вступали в единоборство за отдельные спорные приграничные территории.
     3. Саиримы. В нынешней научной транскрипции это похоже сарматы, савроматы, савиры, владельцы Сибири, сооснователи с хазарами и булгарами Хазарского царства, а с Русью, Российской Империи. Саиримы являются потомками Салмы, сына Феридуна, которому отец оставил в управление Запад. Персидская традиция считает, что саиримы породили румийцев, создателей Римской гражданской и Византийской религиозной цивилизаций. Нынешние иранцы считают, что саиримы вместе со своими потомками аланами и славянами не завоевали Рим, а вошли туда под рукоплескания его народа, считавшего саиримов своими единоплеменниками.
     4. Саини. В некоторых исследованиях среднеперсидского времени зовутся саинами, согдианцами, основателями Согдианской субцивилизации от Авестийской.
     5. Дахи. Это восточные прикаспийские кочевники, сохранившие в себе ирано-арийские генокульты, хотя и не всегда исповедующие принципы Авесты. Многие из них относят себя к Турану. Они основали союз ираноязычных племён на основе античных саков и массагетов, которые осваивали территории восточных прикаспийских степей.
---
     Исторический вариант Авестийской цивилизации стал оформляться в середине 6-го века до Рождества Христова, когда последний Заратуштра по приглашению Царь Виштапса перебрался с Урала в царский дворец, где со слов пророка был записан первый свод Авестийских текстов, запись которого легенда приписывает Виштапсу, ибо только он знал как их записать.
     Виштапс записал свод гимнов Авесты на особом, более нигде не зафиксированном языке, который назвали авестийским лексиконом, имевшим особый алфавитом, состоявший из 49 букв, из которых было 14 гласных. 
     Изначально Авеста представляла из себя Канон, Установление, исполненное в виде стихотворных Гимнов, которые пропевались голосом особыми людьми. Начиная с 4-го века до н.э. это слово понималось как вера, религия, откровение Заратуштры.
     С этого момента в пределах Авестийской цивилизации стала подниматься самая обширная империя Древнего Востока, Империя Ахеменидов, основой которой стали персы, смешение местных народов с арийскими. 
     В послехристианские времена Авесту стали записывать в других, не иранских, лексиконах, таких, как латиница, кириллица, даже иврит.
     В 1-м веке до н.э. появляется апокалиптический текст «Оракул Гистаспа» в греческом исполнении. В этом варианте Авесты излагалась схема мировой истории длинною в 7 тысяч Божественных лет, когда в первые 6 тысяч лет Добро и Зло бьются за власть, после чего правление всеми Земными делами берёт в свои руки солнечный бог Митра.
     В современном зороастрийском сообществе бытуют издания Авесты, восходящие к рукописям, копировавшимся священнослужителями в допечатную эпоху на протяжении по крайней мере последнего тысячелетия.
     Все эти варианты Авесты не совпадали со смыслами гимнов Заратуштры, отчего не имели особого распространения, что, в конечном итоге, не позволило Авесте сохранится в ранге Мировой религии. Хотя известны и другие варианты распространения моноязычных религий, Ислам тому наглядный пример.
---
     Основные социокульты Авестийской цивилизации, имевшей в своей основе в сущности кодексы поведения, продиктованные легендарным пророком Заратуштрой, получили распространение на Южном Урале, в Восточном Прикаспии, есть отголоски Авесты и в Ведах. Это и понятно, ибо в основе текстов Вед и Авесты были легенды единого для иранцев и для индоарийцев исторического прошлого на Урале и в Сибири.   
     Очень скоро персы, неся перед собою Авестийский канон вырвались из состояния социокульта Первого поколения цивилизаций и создали свою цивилизацию религиозного типа, которую по праву можно отнести к Цивилизациям Второго поколения. Персы не озаботились созданием великих открытий, вычурных архитектур, литературных шедевров, за исключением летописей. Зато воинами персы были отменными. Они создавали военные администрации на подвластных территориях, которые продвигали кодексы Авесты вместе военными науками.
     Именно для реализации целей Авесте персы создают хорошо управляемое государство, которое не только умело собирало налоги, но и помогало племенам, принявшим авестийские знания, развиваться. Авеста определила их воинственный, но неторговый образ жизни. Персы приняли Авестийскую цивилизационную модель. Главными социокультурными признаками Авестийской цивилизации становятся не признание лжи, следование слову, неприятие алчности, пренебрежения к родителям.
---
     Из сооружений, характерных для Авестийской цивилизации можно отметить хорошо устроенные дворцы, грандиозные, но не вычурные колоннады, созданные в 2 века до н.э.
     Что касается самой религии, то ирано-арийские племена, двигавшиеся в сторону Иранского Нагорья, несли с собой множество всеродных богов, за каждым из которые стояли роднородческие культы, отражающие их историю борьбы за выживание на тех территориях, через которые они проходили. Это были бог изначального света Митра, богиня воды и плодородия Анахита, другие боги, олицетворяющие свет, солнце, луну, ветер. Но основой, серебряной нитью основных культов ирано-арийских племён оставался культы огня, войны.
---
     Первые признаки единства разнородных культов появляются в 7-м веке до Рождества Христова, когда появляются первые этические гимны глашатаев степей Заратуштр, погонщиков овец. Зороастризм, как общий религиозный феномен, начинает распространяться, только после появления первых культурных и торгово-ремесленнических центров на Иранском Нагорье в Мидии. В 6-м веке Дарий устанавливает первые правила поклонения религиозной этике, которые изложил ему один из первых Зороастров.
     Это была эпоха создания первых царств на территории будущей Авестийской цивилизации, которая делал первые шаги по тенетам своей истории. Начинает оформляться власть царей, вместе с ней возникает необходимость обоснования своей власти божественными канонами, чему мешали племенные боги и божки, надёжные помощники вождей и шаманов, но не царей, и те, и другие желавшие власти, но каждый опирался на свою этику. В таких случаях всегда побеждает этика абсолютной власти, к которой стремились цари персидские.
---
     Основой Авестийской религии была идея борьбы Правды, которую представлял Арта, против Зла, которую представлял Ариман. Главным судьёй этой сверхземной битвы за Земное господство оставался Ахурамазда, то есть Владыка разума. Эта битва продолжалась 12 тысяч Божественных лет, которые, если перевести на земной язык, длились 1,8 миллионов лет, с тех самых пор, как появились на Земле человекоподобные сущности.
     Авестийская цивилизация не предполагала уничтожение всех верований, вошедших под её кров народов, она была удивительно для своей эпохи веротерпимой. Авестийский зороастризм не навязывался иноязычным народом. В то время это было пустым занятием, поскольку этих народов было неисчислимое количество. К тому же они несли с собой верования, которые сопровождали их уже по нескольку тысяч лет. Главное жить правильно, бестолку не убивать соседей, даже врагов, увеличивать своё благосостояние, доверять власти, которая всегда защитит, для чего нужно только платить налоги вовремя. Это было совершенно бесполезно, учитывая многочисленность подвластных персам народов и древность их религий. Ахемениды поощряли своих подданных жить правильно, в соответствии с их собственными убеждениями.
     Зороастризм не поощряет смерти ради приобщения к Правде. Только постоянная борьба с Ложью приближает к Правде.
---
     В 1-м веке уже по Рождеству Христову Авестийская цивилизация претерпела что-то вроде перекодировки, когда была предпринята попытка собрать новый Авестийский кодекс. Неугомонный Аршакидский царь Валахш собрал новых пророков, которые для нового социокультурного религиозного кодекса Авесты был создан язык.
     Дело в том, что Авеста последнего Заратуштры за 6 веков перестала соответствовать реальному положению вещей внутри общества и в окружающем мире. Однако и новый авестийский кодекс иранского социокульта, внедряемый зороастрийскими учёными и миссионерами, не смог вернуть зороастризму уровня мировой религии, признаваемой окраинами Авестийской цивилизации.
     Здесь можно поставить точку в истории Авестийской цивилизации. Но Зороастрийский цивилизациум, в недрах которой развивалась изначальная зороастрийская культура и Авестийская цивилизация, материнский цивилизациум, продолжил своё существование, он существует до сих пор.
---
     После гибели Ахеменидской цивилизации-Империи, стала увядать и Авестийская цивилизация. Если Цивилизация-Империя Ахеменидов была основана на власти, и после свержения этой власти цивилизация погибла, то гибель Авестийской цивилизации можно связать с проникновением на её территорию новых агрокультур, пришедших из Греции и позволявших удерживать более высокие стандарты жизни чем это позволяла Авестийская этика, в основе своей экспансионистская и воинственная.
     Используя свои накопленные предыдущими веками преимущества, а также неистребимую способность к выживанию в изменяющихся природно-климатических условиях, греческие миссионеры быстро подчинили аборигенов своему гению, но не стали их уничтожать, они слились с ними, что и послужило первым толчком к созданию новой эффективной цивилизации, основанной не на военной экспансии, а на самоуправлении земледельческих общин.
---
     Авестийская проповедь в основе своей имела все признаки мировой религии. В середине 4-го века до Рождества Христова Авестийская цивилизация получает серьёзную пробоину, поскольку все списки Авесты уничтожил лично Александр Македонский. В дальнейшем проповеди Авесты ходили только из уст в уста и хранились в народной памяти.
     В 1-м веке по Рождеству Христову Авеста была восстановлена, но этот кодекс был записан в иной лексике, нежели тот, что хранился в памяти народов Авестийской цивилизации. Этот кодекс был рассчитан только на ираноязычную ойкумену. Первоначальный кодекс Авестийских социокультов распространялся не только в сердцевине, элитной ираноязычной среде, но и на приграничных территориях, поскольку за столетия совместного этнокультурного существования языки народов Авестийской цивилизации сблизились, по основным понятиям различные племена понимали друг друга, то Новый кодекс Авесты не распространял своё влияние на иноязычные народы, а если и переходил, то в форме зороастризма вместе иранизацией новых земель.
---
     К Авестийской цивилизации, зафиксированной историями и очевидцами, относятся общины зороастрийцев на юге Средней Азии, в Каппадокии. Это также и армянский маздеизм на землях древней Армении, социокульт которого принимался здесь до эпохи христианизации, когда в 4-м веке по Рождеству Христову армянским учёным Маштоцем на новой лексике были написаны первые Евангелия. При Сасанидах зороастризм имел своих последователей среди арабов Бахрейна и Йемена, а также некоторых тюркоязычных групп на северо-восточных окраинах державы.
---
     3-м веке по Рождеству Христосу текст Нового кодекса Авесты был дополнен новыми комментариями. Царь персидский Шапур Первый разместил Авесту вместе с выполненными при нём переводами греческих, индийских и иных научных трудов в хранилище Гандж.
     В 4-м веке Шапур Второй производит окончательную редакцию Нового Канона Авесты, упорядочив и изложив его в 21-й книге. При нём появился вариант Авесты на среднеперсидском языке, называемый Зандом. Конечная редакция Зенда была составлена при Аноширване в 6-м веке по Рождеству Христову. С тех пор название Нового Авестийского сборника стало носить Зенд-Авеста, по-русски Толкование и Канон.
     Какие-то социокульты Авестийской цивилизации исполнялись при Сасанидах до середины 7-го века по Рождеству Христову. С началом исламизации иранского общества, зороастрийские общины остались без государственной поддержки, их храмы и культурные центры постепенно разрушались. На их месте или рядом строились мечети.
++++++++++++++++++


Рецензии