Флавицкий. Княжна Тараканова

   Мы в маленьком зале. Мы – это я и группа человек  20-25.  А то и больше. И это всё иностранцы, преимущественно французы. Маленький зал – это зал в Третьяковской галерее. Со всех сторон на нас смотрит много картина. Но есть две самые большие, которые притягивают сразу внимание любого, кто бы не  вошёл в этот зал. Они расположены на противоположных стенах одна против другой. У нас они известны всем. Ну а французы их видят впервые. Справа - «Неравный брак» художника  Пукирева,  слева  –  «Княжна Тараканова» Флавицкого.

    Я хожу в Третьяковку для проведения экскурсий уже многие годы. Она для меня как дом родной. И обе эти картины уже давно запечатлелись в моём  сознании и  в душе моей во всем их драматизме живописного изображения. А сейчас я должен рассказать о том, что иностранцы видят впервые  на этих больших полотнах. Рассказать надо  в меру эмоционально, доходчиво, простыми словами и лаконично. Потому как времени у меня много нет. И как это сделать? При этом я всегда помню о том, что  знакомство  с этой картиной, с изображением несчастной девицы в мрачной сырой камере тюрьмы имеет для моих слушателей  всю новизну первого впечатления.

   Вот и я сам  иной раз  пытаюсь взглянуть на картину  так, как если бы я до этого никогда не видел эту  несчастную княжну. Увидеть её , не замутненным взглядом всеми моими знаниями о ней. И вот тогда, как я думаю,   мне будет легче рассказать о ней.

   Что же мы видим. Тюремная камера каземата. Молодая женщина. Стройная, красивая.  На ней дорогие одеяния. Платье из тонкого шёлка, сильно похожее на подвенечное.  На платье темно-красная накидка.  Она стоит,  прижавшись к сырой  стене. В страхе и последней степени отчаяния.  Руки опущены. Предсмертная тоска. На столе краюха хлеба и кувшин воды – еда арестантская.

     А через зарешётчатое окно хлещет вода. Она медленно наполняет тесное пространство камеры. Крыса взбирается на топчан. Это конец. Крыса чувствует это инстинктивно, а  дева в полном осознании человеческого чувства.
 
                *****
   Кто же она? И за что ей это мучение такое, эти страдания? Даже и у нас не каждый скажет, а иностранец тем более.  Бывает так, что мне кто-то скажет в толпе, дескать,  пойду я один похожу по музею. Я в свободе хочу прочувствовать каждую картину. Понимай так, что своими рассказами я только мешаю правильному восприятию картины.  То есть,  я словом моим  привязываю его к себе, насильно заставляю следовать току моей информации и мысли. А ему хочется свободы. Он француз. La liberte для него святое.

      Пусть, пусть уходит. Насильно не держу . Но только в этом музее почти каждая картина требует объяснения о художнике и его картине. Вот когда ты всё это знаешь, тогда и восприятие изображения получает совершенно иное значение. И не только для нашего зрителя. А уж для иностранца и подавно.

    Так кто же была эта несчастная княжна? А тут мало, что известно. Одни загадки, да мифы. Каждый волен выбирать свое. А выбрать есть что. Но есть в этой истории и факты неопровержимые.
 
                *****
    Но сначала несколько слов о художнике Флавицком. Без него никак нельзя. Он родился в Москве в 1830 году. Умер в Санкт-Петербурге в 1866 г. Жизнь короткая.   И не простая. Уже с самого детства.

       Он родился в семье мелкого чиновника и рано осиротел. Семья переехала в Петербург, где в 1839 году отец будущего художника умер, оставив вдову и пятерых детей. Косте только девять лет.  Его и старшего  брата отдали  в дом воспитания бедных детей. Не думаю , что детский дом  самое счастливое время для ребёнка  как сегодня, так и тогда.

 Здесь проявилась у Флавицкого склонность к изобразительным искусствам; он стал посещать открывшуюся на Бирже рисовальную школу. Заметили добрые люди.  Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Учился хорошо. Мальчик был упорный и умелый.
 
   В итоге поступил в Императорскую Академию Художеств. Он поступил в класс профессора Бруни. Огромная удача. Бруни в то время был знаменит не меньше, чем великий Карл Брюллов. Самая известная картина Бруни -  « Медный змей».  Почти такая же по размеру и драматическому накалу, как «Последний день Помпеи».
 
   После окончания Академии через некоторое время он получает большую золотую медаль за картину «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа». А это очень важно. Потому как эта медаль давала ему право на  заграничную поездку за счёт Академии. Полный пансион. Но с требованием присылать на Родину свои работы как факт того, что он растёт в своём мастерстве. Вполне разумно.
 
   Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее». Для Константина кумиром был Карл Брюллов. Его слава не давала ему покое. Ему хотелось самому создать что-нибудь такое, что могло бы превзойти славу своего кумира. А иначе, зачем жить. Быть средним художником, делать многочисленные портреты, нет – это не для него. Ему нужно оставить свое имя в истории живописи – вот цель жизни. Тем более, что он чувствовал в себе способность на этот жизненный подвиг. Бессмертия ему хотелось 

    Не доставало только одного. Сюжет нужен.  Нужен свежий потрясающий  сюжет. И он нашёл его.  Художник изобразил эпизод из истории Римской империи конца I века н.э. Увеселительные зрелища перемежались в них публичными казнями первых христиан, которых отдавали на растерзание зверям. Флавицкий выбрал момент, когда стражники открывают двери на арену и христиане должны выйти из темницы на смерть.
 
   Нет, описать это невозможно. Обязательно найдите в Интернете и посмотрите. Основная идея - прославление героизма во имя веры и убеждений. Картина получилась внушительной по размеру.  385 см. х 539 см. Для сравнения размер картины «Последний день Помпей»   466 х 651 см.

        Но ученик не превзошел учителя. Всем показалось, что полотно осталось лишь подражанием Брюллову. Публика встретила картину  прохладно. Полотно не поразило своей новизной, как это было у Брюллова.  Всё это она уже видела. Наигранные позы, театральный ужас. Дети, младенцы, матери, которых вскоре ждет смерть. Всё это уже было.  Это был провал вместо ожидаемого триумфа. Это был удар, жестокий удар.
                *****
  Но когда он был ещё в Италии, ему в голову пришёл ещё один сюжет. У него  зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке.

    В основу рассказа  положена легенда о политической авантюристке 18 века, известной под именем княжны Таракановой. Откуда она взялась – никто не знает. Да и имя её совсем не Тараканова. Тараканова – это просто насмешка, прозвище. Она появилась в Риме в 1774 году. Она объявила себя  дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А. Г. Разумовским. И ей поверили. Её принимали во всех столицах как таковую, то есть как монаршую особу.

    Какая наглость. В глазах Екатерины второй – это хабалистая девица без роду и племени с претензиями на русский трон. А она сама, Екатерина,   кто? Она Софи;я Авгу;ста Фредери;ка А;нгальт-Це;рбстска. Немка 100%. Захудалая немецкая принцесса, волею случая ставшая русской императрицей. Случай – это дворцовый переворот, при котором был убит её законный супруг. И вся Европа это знает.

   А кто же всё-таки была эта княжна? Что только не напридумывали, миф на мифе, сколько фантазий и придумок.  Долго искали корни её происхождения.
 
    Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла быть  дочерью персидского шаха. А «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Не без злого юмора.
 
   Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.

   Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Допрашивал ее не кто-нибудь,  а сам настоящий князь Голицын. Он отметил, что девица  может вскружить голову. Это доказывает, как хорошо он сумел её  рассмотрел, как мужчина. Он дал ей словесный портрет.

     Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Глаза у неё так немного и привлекательно  косили. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Авантюристка уверяла всех, что она дочь Елизаветы Петровны и сестра Емельяна Пугачев. И вновь повторила это  перед смертью от скоротечной чахотки на исповеди.

  Она претендовала на российский трон.  Намерения самые решительные. А это был совсем не смешной пустячок. На Западе ухватились за этот случай. Такой шикарный подарок. Поставить под сомнение монаршую особу. Ослабить её влияние. А вместе с ней ослабить и всю Росси.  По своему происхождению Екатерина  не имела никакого отношения к линии Романовых. А тут вдруг откуда не возьмись явилась девица, претендующая на роль внучки самого  Петра первого.
 
    Вопрос наделикатнейший  и его надо решать. Немедленно. Для решения вопроса был выбран фаворит императрицы Алексей Орлов. Он был послан в Рим с приказом обольстить, выкрасть и привезти в кандалах в Петербург беспутную дуру. Приказ был выполнен безукоризненно. Граф был рослым, импозантным, в меру хамоватым мужчиной. Обольстил доверчивую дурочку и обещал жениться. А как? Нужен священник. И не католический, которых полно в Риме. Священник нужен православный.  Такого можно найти только на русском корабле. Роль священника сыграл бортовой кок. Чудесно сыграл. А дальше все известно.
 
    Живописных  портретов «принцессы» не сохранилось. Мы не знаем, как она выглядела в действительности. В описаниях европейцев она предстаёт девушкой прекрасного вида и стана, с красивой грудью, белым телом и румянцем на лице. Алексей Орлов  писал Екатерине, что «принцесса» с неопределённым цветом лица («не бела, не черна»), с большими темно-карими глазами, длинными волосами и веснушками.

                *****
     А теперь вместо трона российского, этот сырой, вонючий  каземат. Последние минуты, часы жизни княжны. На ней дорогие одежды, свидетельствующие о том, что девушка не из простых, из крестьянок. Да что ей теперь от этого. Все стражники сбежали, забыв о её существовании. Одна в предстоянии со смертью. Спасенья нет. Вода медленно поднимается.

     Нева вышла из берегов, неся разрушения и смерть. Тут хочешь - нет, но вспомнишь Пушкина. Лучше гения не скажешь:

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!

                *****
     Это ужасное наводнение произошло в 1777 году. А девушка умерла в 1775 году. И умерла она от скоротечной чахотки.

После этого можно больше не рассуждать. Легенда это. Миф. Но какой ужасно привлекательный. Вот и художник соблазнился столь волнующим сюжетом. Александр второй посетил выставку, на которой было выставлено это полотно.  И своей монаршей волей по специальному распоряжению  приказал сделать надпись под картиной: "сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины".

 И тем не менее легенда жива во многом благодаря Флавикому. И эта легенда закрепилась в народной памяти. И я пересказываю её нашим иностранным гостям. Хотя и знаю, что говорю неправду. Но такую красивую.

   Она пребывала в камере одиночной. На за ней неустанно следили и днём , и ночью.  А как же ещё! Она хотела отобрать власть у Екатерины Великой, которая сама незаконно захватила трон.

                *****
    А сам художник тоже, как это не печально, тоже скончался из-за туберкулёза, или, как говорили, от чахотки. Болезни медленной, коварной, неотступной и в те времена убийственной. 
   
   Первые признаки болезни появились в Италии. Странно. Пораженные этой болезнью ехали как раз на Юг, в Италию, чтобы лечиться. А он её подхватил в Италии.

   Он много работал.  Физические нагрузки, а ещё  ограниченные средства, отсутствие прочного положения подорвали силы художника.  У художника появились странные ощущения. Он чувствовал, что он стал быстрее уставать. Иногда появлялся озноб или возникала ломота в костях. Ничего серьезного, думал он,  просто переутомление.

   Он вернулся в Россию, и тогда он понял, отчего так часто чувствовал себя усталым.  Почему иногда колотил озноб, а иногда, даже в холод, было неимоверно жарко. Все чаще мучил кашель, приступы невозможно было остановить. И кровь на носовом платке не оставляла сомнений. Лекарств от чахотки   не было. Можно было только  уповать на Божью волю.   Денег на лечение  фактически нет,  а будущее дает слишком мало надежд.

   Приступы кашля повторялись все чаще и чаще. И питерский климат не способствовал выздоровлению. Но Флавицкий упорно отказывался от рекомендаций врачей и продолжал работать над картиной.   «Княжна Тараканова».
 
     И тем не менее он собирался вернуться в Италию. Но не успел. Он умер. Ему было только 36 лет.
 
      Его похоронили первоначально на Смоленском православном кладбище, но потом прах его перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры и установили новый памятник.
 
                *****
P. S.  Картину купил Павел Третьяков.  Но сначала были торги. Третьяков увидел и решил купить.
 
   Он предлагал художнику 3000 рублей (очень большие деньги по тем временам), но тот хотел не меньше 5000. Не из жадности.  Нужны были средства на поездку  в Италию, нужно было оставить деньги семье. Третьяков не сдавался, стоял на своем.  Он же был промышленником и купцом.
 
      Не дождался.  Флавицкий умер в Петербурге, так и не отправившись в Италию. Потом его братья повысили цену. За картину теперь просили не меньше 12 с половиной тысяч рублей. Но Третьяков, понятно,  не соглашался. В итоге он все же купил картину. Братьям очень нужны были деньги.  Они продали «Княжну Тараканову» за 2.500 рублей.

     А сегодня я прихожу в маленький зал Третьяковки, чтобы показать и рассказать французам о печальной судьбе бедной девы неизвестного происхождения.   
 


Рецензии
Спасибо большое за увлекательный рассказ. Картина эта со школьных времён врезалась в память.
Вы умеете рассказать так, что слышишь Ваш голос и хочется слушать дальше.
С уважением,

Геля Островская   07.07.2022 14:04     Заявить о нарушении
Добрый день. Спасибо за тёплый отклик. Да и как образ этой нечастной княгини не может не остаться в памяти. Драма. Притянет любого. И история княгини столь трагична и драматична, что она стала сюжетом не так давно для телефильма. История загадочная и необокновенная. А то, как я пишу, это ведь от того, как говорю. И избавиться от этого уже невозможно. У меня подход к изложению совсем не искусствоведческий. И это хорошо. Потому как моя задача в Третьяковке состоит вовсе не во том, чтобы прочесть научную лекцию, а удержать при себе зрителя. Нужен простой, ясный и доходчивый язык. Вот и получается так, как получается. А в этом же зале есть и другая большая картина и столь же известная "Неравный брак". Я рассказывал и о ней. Будет время - прочтите. Спасибо.

Геннадий Мартынов   07.07.2022 17:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.