Художники рождаются в кадетских корпусах

А.П.БОГОЛЮБОВ - СИМБИОЗ ОФИЦЕРА И ХУДОЖНИКА

Если спросить у нас:
- Кто такой Михаил Лермонтов?
Мы ответим не задумываясь:
- Великий русский поэт.
А если спросят:
- Кто такой Николай Римский-Корсаков?
- Великий русский композитор.
- А Павел Федотов?
- Русский художник, - скажем в ответ...
Да, писатели, поэты, музыканты, художники… Великие, русские… Колоссы национальной культуры! Однако не всем известно, что многие русские писатели, художники, композиторы (и это в какой-то мере удивительно) изначально были профессиональными военными, окончившими кадетские корпуса, а некоторые из них – высшие военные учебные заведения, это были офицеры русской армии и военного флота, многие из которых принимали непосредственное участие в военных баталиях. Среди них были даже те, кто положил свою жизнь на воинской службе Отечеству (например, художник Василий Верещагин, морской офицер, погиб в 1904г. в русско-японской войне, или Александр Бестужев-Марлинский, исчезнувший в бою на мысе Адлер в 1837г.)

История кадетства в России насчитывает более трёхсот лет. Кадетские корпуса – это не просто учебные заведения определённого типа и подхода к обучению и воспитанию молодежи, но, по сути, – «зеркало» истории Государства Российского. Я учительствовала в кадетской школе, знаю – она априори отличается от школы обычной. Но сейчас не об этом.
История весьма ярко показывает, что выпускники кадетских корпусов вошли в число создателей прочной основы общества и в военной сфере, и на государственной службе, и в мореплавании, и в науке, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в литературе.

Например, композитор Н.Н.Римский-Корсаков - морской офицер, выпускник Морского кадетского корпуса; композитор А.Н.Скрябин – выпускник 2-го Московского кадетского корпуса; композитор Н.Я.Мясковский – выпускник 2-го Кадетского корпуса Петра Великого; художник В.Верещагин - морской офицер, выпускник Морского кадетского корпуса; художник А.П.Боголюбов -  морской офицер, выпускник Морского кадетского корпуса; художник П.Федотов - выпускник 1-го Московского кадетского корпуса; словесник и военный врач В.И.Даль - морской офицер, выпускник Морского кадетского корпуса; писатели, поэты А.Н.Радищев и Е.А.Баратынский - выпускники Пажеского корпуса и т.д. Список можно продолжать долго.

Эти громкие имена знает весь просвещённый мир, их объединяет одна alma mater – кадетский корпус и военная служба. Недаром императрица Екатерина II говорила: «Кадетские корпуса есть надёжные поставщики великих людей России».
Весьма по-разному складывались и учёба, и пребывание этих людей в кадетских корпусах, и разные были впечатления, потому что учились они в различное историческое время, но кадетские корпуса воспитывали в юношах в первую очередь высокую нравственность и патриотизм будущих  русских офицеров. Образование и воспитание, полученные в кадетском корпусе, создали удивительный симбиоз офицера и музыканта, офицера и художника, офицера и писателя. «Кадетские корпуса дали нашей стране самое ценное – тех личностей, которые всю душу, энергию и знания направляли на честный и бескорыстный труд во благо Отечества и которые впоследствии стали частью великой русской культуры», - так написал Н.Г.Антипов, директор Музея истории российского кадетства, в предисловии к книге «Великие кадеты русской культуры».
 
Речь подробнее пойдёт о великом русском художнике Алексее Петровиче Боголюбове – морском офицере, художнике-маринисте, создателе уникальной по художественной и исторической значимости серии картин, воспевающих историю Отечественного флота.
 
Он родился в Померанье Новгородского уезда Новгородской губернии. Его родители – отставной полковник Пётр Гаврилович Боголюбов и Фёкла Александровна Радищева, дочь А.Радищева (так что художник – родной внук великого А.Радищева). Пётр Гаврилович, отец, был воспитанником 1-го Кадетского корпуса и был выпущен в офицеры в 1809г., участвовал в легендарном переходе по льду через залив Кваркен под командованием Барклая-де-Толли (отважный и многотрудный переход русских войск через пролив Кваркен на шведские берега в 1809 г. во время Русско-шведской войны, начавшейся в феврале 1808г.); в Отечественную войну 1812г был тяжело ранен.

После смерти отца Алексей и его брат Николай остались, как он выражался, «сиротами заслуженного человека», что дало им право поступить в Александровский кадетский корпус для малолетних.
Александровский кадетский корпус для малолетних был учреждён 6 августа 1829г. в Царском селе, в здании упраздненного Благородного пансиона при Императорском лицее. Императрица Александра Фёдоровна приняла корпус под своё покровительство, поэтому заведение стало так называться. Открытие его состоялось 6 июня 1830г., кадетов же ввел в корпус сам Николай I. Перед корпусом была поставлена цель – готовить малолетних сирот и сыновей заслуженных офицеров дворянского происхождения к поступлению в столичные кадетские корпуса.
 
Очень интересно А.Боголюбов вспоминает о том, как состоялся смотр будущих кадет. Мальчиков должны были представить великому князю Михаилу Павловичу. Для этого в Штыковом зале Михайловского дворца собрали всех, отобранных для учёбы в корпусе. Мальчики с волнением ожидали появления царской особы, - вдруг отворилась дверь, и вошёл рыжий, сутуловатый невысокий человек.

«А, вот они!» - произнёс он восторженно. У ребят мороз по коже пробежал. Человек приблизился к братьям Боголюбовым и с улыбкой потрепал Алёшу по щекам. А затем  спросил:
- Ну, молодец, а кто был твой отец?
- Боголюбов – полковник!
- А где служил?
- В Тенгинском полку. Потом был в Париже, там его ранили!
- Ага, а потом?
- Умер.
- Жаль… Есть у тебя родные?
- Есть. Мать и дядя.
- А кто дядя?
- Радищев.

Он построил ребят в шеренгу и велел поднять правую ногу и неожиданно толкнул первого с краю. Ребята все рухнули на ковёр и засмеялись.
- Ну, плохие вы солдаты! – воскликнул рыжий человек. – Зато будете молодцы, когда выучитесь, а теперь ступайте по домам, кланяйтесь своим и скажите, что я вас принял в корпус.

Привыкать к порядкам военного заведения приходилось трудно. В корпусе учили неплохо, хотя краеугольным камнем педагогов являлась зубрёжка, также очень строго следили за нравственностью. В 10 лет Алексей попал в число воспитанников, назначенных для перевода в Морской кадетский корпус, в котором кадет встречал лично Иван Фёдорович Крузенштерн, директор Морского кадетского корпуса с 1827г.
 
Летом все кадеты ходили на фрегатах корпусной эскадры, поэтому уже в свои 12 лет Алексей знал все морские мелочи. В 1839г. А.Боголюбов имел младший чин в Гардемаринской роте. Он был человеком отчаянной весёлости, за что имел ноль с минусом за поведение, хотя в 1841 г. на выпускных экзаменах по главным предметам  получил 11 баллов. Педагоги все в один голос повторяли ему фразу: «Будете вы в арестантах, вспомяните мое слово!» Или: «Я так думаю, что вы угораздите в матросы!»
Но вопреки этим «предсказаниям» гардемарин Алексей Боголюбов выпустился 17-м из 75-ти человек . Его назначили служить в 17-й экипаж 2-ой флотской дивизии, которой командовал Александр Алексеевич Дурасов, чьим личным адъютантом впоследствии стал Боголюбов.
 
А.Боголюбов служил на бриге «Усердный», затем, получив чин лейтенанта, - на пароходо-фрегате «Камчатка», лучшем колёсном судне флота. Морская служба шла своим чередом.
 
Но ещё в кадетском корпусе Алёша рьяно увлекался рисованием и в любое свободное время брался за карандаш. Делал наброски. Особенно в то юное время он пристрастился к карикатурному изображению окружающих его людей – директора, педагогов, однокашников. Причём делал это любыми способами: мелом на доске, карандашом на столе – чем придётся. Такое увлечение карикатурой, конечно, влияло на отметку за поведение. Однажды за карикатуру на И.Ф.Крузенштерна и на членов комиссии он был лишён права экзаменоваться и отправлен под арест.

С течением времени, пока шла морская служба, любовь к рисованию не только не уменьшилась, но стала неотъемлемой жизненной потребностью. Офицерская жизнь протекала, как и положено, с балами, весёлыми кутежами, с плаванием и усовершенствованием морского дела, но при любой свободной минуте Алексей увлечённо и усердно рисовал. Особенно это удавалось на зимних стоянках, когда молодой художник писал виды Кронштадта, Ревеля, Свеаборга. А в продолжительных заграничных плаваниях он знакомился с полотнами лучших западноевропейских художников.
В 1847г, когда ходил на Мадейру, он познакомился с жившим там К.П.Брюлловым. Мэтр уделил Боголюбову время, посмотрел его этюды и дал дельные советы по мастерству. Такое доброе расположение большого художника, конечно же, вдохновили Алексея.
 
Однако выбор жизненного пути, призвания, к которому его влекло с детства, состоялся лишь в 1849г., во время очередного плавания на Мадейру вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне, член русской императорской фамилии, президент Императорской академии художеств с 1843г. и главноуправляющий Горным институтом c 1844г.; он был вторым сыном Евгения Богарне - сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта - и принцессы Августы Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана I).
 
Рисунки Алексея попали в руки президента Императорской академии художеств! Он-то и посоветовал молодому живописцу серьёзно заняться художеством, сказав: «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании».
Герцог добился у Николая I разрешения принять Боголюбова в Академию художеств вольноопределяющимся. Так было сделано для того, чтобы Алексей мог остаться во флоте и получать офицерское жалованье, т.к. оно являлось его единственным средством существования.
С осени 1849г. Алексей начал посещать лекции и занятия. Но самое сильное влияние на тот момент оказал на него известный маринист И.К.Айвазовский, эффектная живопись которого ошеломила новоиспеченного художника Боголюбова ослепительным блеском красок и реализмом.
 
Уже в 1851г. работы А.Боголюбова, как-то: «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона», Виды Кронштадтской гавани - удостоились Малой золотой медали. По заказу директора корпуса, контр-адмирала Н.П.Римского-Корсакова, А.Боголюбов написал три картины: «Корабль «Императрица Мария», «Смотр русской эскадры в Уюк-Дере», «Бриг «Меркурий», которые разместили в залах Морского корпуса.
 
В 1852г., к 100-летию Морского кадетского корпуса, художник создал полотно «Афонское сражение», которое было показано императору. Государь долго смотрел на картину и спросил, давно ли и где именно офицер занимается живописью? На что Алексей ответил: «Теперь я учусь в Академии, а прежде учился в корпусе Вашего Императорского Величества». «Да, помню. Продолжай», - утвердительно ответил царь.
 
В 1853г. Алексей Боголюбов окончил Академию художеств с Большой золотой медалью за три вида Ревеля и картину «Вид С.-Петербурга от взморья» с аттестатом 1-ой степени и правом на заграничные командировки. Одновременно с окончанием заведения он получил военную отставку и назначение художником-маринистом Главного штаба, а также ему был сделан первый царский заказ на семь больших полотен из истории Крымской войны.

2021г.


Рецензии