Вспоминая детство...

Мальчишки, не видавшие достатка,
в труде росли, опорою в семье.
Под солнцем крепли цену хлеба знали
Без дружбы жизнь свою не представляли
И почитали старших всей душой
Елена Матющенко.

Из воспоминаний моего мужа Р.Л.Естифеева


Чем короче отрезок жизни, тем чаще и отчетливее вспоминаешь послевоенное детство.
Мое появление на свет произошло 42 года в сибирский морозный день в далекой таежной деревне Берикуль Тисульского района.Родители мечтали о дочке, но родился второй сынок.
Собравшиеся родственники в жарких спорах долго не могли выбрать для меня имя, неожиданно моя тетушка подросток предложила – Роберт, его взяла из приключенческой литературы, которой увлекалась, все поразились необычному имени, а затем дружно одобрили его.
Отца забрали на фронт в первые дни войны. Регулярно приходили письма с фронта – треугольники к радости мамы.
Сейчас с волнением беру полуистлевшие страницы, написанные аккуратным почерком, простым карандашом, где неоднократно упоминается мое имя. Но что поражает – отец искренне верил - он непременно вернется невредимым с войны к своим сыновьям, любимой женушке Полине и заживут дружной, счастливой семьей. Но словам не суждено было сбыться …
Зимой 1943 года – бабушка получает от родной сестры из Кемерово письмо с страшным известием с фронта. В жестоком сражении погибли четверо любимых людей – муж и трое сыновей, погодков, младшему едва исполнилось восемнадцать лет, мужская бритва не успела коснуться его щеки. В жизнь братьев не дала войти первая юношеская любовь – война, которая, жестоко перечеркнула все мечты, надежды. Призванные в одну роту сыновья постоянно находились с отцом.В братской могиле упокоились рядом , навсегда оставшиеся молодыми, в далекой незнакомой стороне.
Опешив от неожиданной новости, моя бабушка-большевичка, не долго горевала , быстро принимает решение – переехать к Надежде в город Кемерово проживающей в Заискитимском районе. Собрав пожитки в узлы, укутав меня годовалого и шестилетнего братишку трое женщин с детьми отправляются смело в путь навстречу неизвестности.
Поздним вечером в дом Надежды вваливаются родственники, продрогшие от холода, уставшие, голодные.Опешив от неожиданности, быстро начала раздевать нас малышей, мигом принесла горячий чайник и начала нас отпаивать чаем. В нашу мальчишескую жизнь неожиданно вошла вторая заботливая бабушка, всю нерастраченную сыновью любовь, заботу отдавала нам, а мы старались платить тем же.
Дом, куда мы поселились, наполовину уходил в землю, больше похожий на землянку, он состоял из комнаты и кухни. Жили в тесноте дружно, не роптали, с братом спали на полу, тесно прижавшись друг к другу. В первую снежную зиму наш неказистый домик полностью заносило снегом и утром на наши жалобные крики прибегали соседи с лопатами и быстро освобождали от белого плена.
А дальше – весной начался голод. Навсегда запомнилось – постоянное, мучительное чувство голода и яркий момент, я прошу кусочек хлеба у мамы и получив его, половину съедаю, а вторую крепко зажав в кулачке спокойно засыпаю.
Весной мама пекла драники из мерзлой картошки, варила суп из лебеды, крапивы.  Выручал огород- кормилец, где все усердно трудились. Не забыть – с братом умело управляя тележкой с бочкой по ухабам возили воду издалека, а затем дружно поливали грядки. Однажды мама отправила меня в погреб за солеными овощами. Опустившись вниз по лестнице, на меня пахнуло волной острым, пряным запахом я увидел несколько большущих белых бочек заполненных яркими, пестрыми овощами. Увидев это богатство захотелось его испробовать, набрав полный ковш соленых красных помидор с наслаждением наелся, а потом только вынырнул с полной посудиной наверх. Благодаря запасам, которые дружно съедали до лета наша семья выживала.
Вспоминаю – с братом часто бегали на рыбалку, благо река протекала не далеко от нашего дома. На весь день мама давала пучок зеленого лука и пол булки хлеба.
Под полящим солнцем терпеливо ловили пескариков, а вечером горделиво несли улов домой. Глядя на наши красные, обгоревшие лица мама нас ласково называла «добытчиками». Наевшись жареной рыбешки  уставшие еле добирались до постели и проваливались в сон. Рано утром наскоро перекусив снова спешили с удочками на берег реки. Беззаботное время быстро пролетело, наступило начало учебного года, я ждал его с волнением как встречи с новыми, интересными открытиями в школе. Первый класс куда я пришел был мальчиковый, ученики одевались бедно, многие в ситцевые пестрые рубашки или в простые темные курточки. Мама сшила матерчатую сумку через плечо, куда помещались учебники, тетради, деревянная ручка с пером, чернильница. С теплотой вспоминаю первую учительницу Анну Давыдовну, образ ее всплывает в памяти всегда аккуратно одетой, красиво причесанной. На занятиях спокойным голосом, терпеливо учила грамоте, уделяла внимание каждому мальчишке, ее увлекательные уроки пролетали быстро, незаметно. Учиться я любил и вскоре мое фото было помещено на доску почета. Вспоминаю трескучие морозы с белым густым туманом, и все ученики в школе постоянно находились в валенках, в каждом классе топилась печь - за ними следила техничка. Удобств не было и в холод бежали по дощатому тротуару далеко в туалет.
Я бесконечно благодарен своей первой учительнице, она навсегда привила любовь к знаниям, чтению книг, с ними я не расстаюсь, они постоянные спутники жизни, наполняя интересными открытиями.
Мои сверстники жили без отцов, погибших на войне или пропавших без вести.
В семье подростали 2-3 детей, всех обеспечивала одна мать, которая постоянно пропадала на работе, дети ее видели рано утром и уставшую поздним вечером. Все друзья жили в землянках, порой я заходил мимоходом к ним, и видел такую бедность…, скудность пищи на столе. Среди нас выделялись два мальчугана, один худенький, с большим рахитичным животом, а второй маленького роста, щуплый с блестящими глазами на бледном лице. Причина заключалась в одном – недоедание, многие ребятишки от этого страдали в послевоенные годы. Мы, мальчуганы рано взрослели, привыкали к самостоятельности, постоянно помогали по хозяйству матерям и считали ежедневной обязанностью ухаживать за огородом, покупать продукты в магазине, готовить незамысловатую пищу к приходу мамы.
Я считаю свое детство счастливым, несмотря на беспросветную бедность, голод, оно было наполнено шумными, веселыми играми, развлечениями с множеством друзей.
Летом, после окончания уроков, быстро собиралась мальчишеская футбольная команда и наскоро соорудив из брошенных сумок ворота, азартно гоняли самодельный мяч, громко спорили, а возвращаясь домой, долго не расставались.
Серьёзного контроля не было, и наша орава пацанов смело неслась на речку, на бегу скинув одежонку с восторгом бросалась в воду, до посинения, дрожи в теле плавали, выскочив на песок под знойным солнцем блаженно грелись.
Не смотря на трескучий мороз с утра  – я долго пыхтел, самостоятельно прикручивая к валенкам лыжи, одевался, спешил к друзьям и собравшись мы отчаянно неслись по оврагам, крутым горкам наперегонки. Незаметно подкрадывались серые сумерки к нашему огорчению, едва была заметна лыжня на белом снегу. Домой возвращались усталые, голодные, наши куртки от мороза были твердо заледеневшие как броня. Лыжи, вдруг отяжелевшие мы едва волокли по снегу, но разгорячённые мы уже мечтали о новом, увлекательном, лыжном походе в неизведанный район.
Но особой мальчишеской гордостью являлось наше самостоятельное сооружение – санки. Мы скрепляли между собой три доски, по углам прикручивали коньки, а в середине водружали не высокий руль, которым управляли. На высоченную горку дружно их  затаскивали, я ложился животом на санки  и стремительно, с восторгом, воплем несся вниз, мгновенно очутившись на земле, меня встречала ватага веселых друзей.
В 1951 году мама на работе взяла денежную ссуду на постройку кирпичного дома, его соорудили рабочие за год. В одной половине дома проживали мама и мы с братом, во второй поселились две бабушки и моя тетушка.
Наконец у нас появился свой уголок в светлой, теплой кухне стол, где мы готовили уроки, уединялись, читая книги ,где я забывал все на свете , надолго погружался в мир приключений и фантастики.
В огороде стояла банька, по субботам с братом усердно туда возили воду в бочке, носили дрова, топили печку и все семейство по очереди блаженно мылись, а после разморенные собирались за столом, с наслаждением, неторопливо пили чай.
С братом росли в окружении четырех заботливых женщин, мужчин никогда не видели в доме. Наши родные долго нас оберегали от тяжелого , непосильного труда, взваливая его на свои хрупкие плечи, а в частном доме работ было всегда предостаточно.
Особо вспоминается поход за хлебом, его выдавали по талонам,с вечера я занимал очередь и с братом сменяя друг друга дежурили всю ночь. В 8 часов утра открывался магазин и первые врывались туда шумно большие дядьки, отталкивая нас локтями называя «мелюзгой», получив буханки они уходили и очередь продвигалась дальше. Не забыть аромат испеченного, свежего хлеба, корочки , которую мы отщипывали от вкусной буханки и с наслаждением ели по дороге домой.С чувством исполненного долга я мгновенно засыпал.
Снова возвращаюсь к памяти отца. В 1943 году от него прекратились приходить письма, встревоженная мама делала запросы в военкоматы других городов, но не было ответов. В 1947 году был выдан документ «Пропал без вести». В 2001 году посещая областную библиотеку Федорова, я увидел «Книгу памяти г. Кемерово» где увидел запись о моем отце – Естифеев Лаврентий Павлович погиб 16 августа 1945 году в Манжурии на высоте Безымянная. Эту печальную новость я не мог принести маме - ее не было в живых.
Навсегда сохранилось послевоенное детство, особо хочется сказать о друзьях, с которыми меня связывала крепкая дружба – Петр Ипполитов и Анатолий Веретемников, жаль, жизнь быстро разбросала нас по свету, сохранилось желание встретиться, много вспомнить, но, не смотря на полуголодное, нищее детство оно запомнилось беззаботными, счастливыми годами.


Рецензии