10 класс Тема Отношение граждан к проявлениям экст

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой «Отношение граждан к проявлениям экстремизма».

Воспитательная цель урока: сформировать нетерпимость к проявлениям экстремизма, провести анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к проявлениям экстремизма в современном обществе.

Развивающая цель урока: развить в душах обучающихся чувства ответственного отношения к проявлениям экстремизма, которые возникают сегодня. 
Оборудование урока: ПК, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом афоризмы великих мыслителей о толерантности:

                Ход урока:

I. Организационный момент

 Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы продолжим тему об экстремизме. Проведём анкетирование с целью выявления вашего отношения к проявлениям экстремизма.
Для начала проведём беседу по данной теме.

II. Проведение беседы по теме «Отношение к проявлениям экстремизма»

Учитель. В составе Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между ними отличались, то тяготением к сотрудничеству и дружбе, то стремлением к периодически возникающим конфликтам.
В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.  Как вы думаете, ребята, каковы признаки экстремизма?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Признаками экстремизма являются:
1) Утверждение исключительности личности или народа при игнорировании интересов другого человека или народности.
2) Неприятие различий по социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
3) Непризнание идей других политических, идеологических, национальных или религиозных направлений.
4) Возбуждение ненависти или вражды в отношении какой-либо политической, идеологической, национальной, религиозной или социальной группы.
Как вы полагаете, ребята, какие действия можно считать экстремистскими?
Учащиеся отвечают. Экстремистскими можно считать те действия,  которые связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка.
Учитель. А ещё? 
Учащиеся отвечают. Экстремистскими можно считать и те действия,  которые осуществляют свои поступки в противозаконных формах, если поступки экстремистов направлены на разрушение, опорочивание существующих общественных и государственных институтов, традиций, ценностей, если их деяния содержат прямые или косвенные призывы к насилию.

Учитель. Да, ребята, экстремистская деятельность является преступной, так как она носит общественно опасный  характер, является противоправной и запрещенной Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Как вы считаете, ребята, инакомыслие человека, его хранение культовых предметов можно считать экстремистскими?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Убеждения человека или предметы,  являющиеся частью его жизни, сами по себе не содержат признаков экстремистской деятельности.
Например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях.

Если же нацистская атрибутика или символика является объектом пропаганды и публичного демонстрирования насилия, они будут содержать признаки экстремизма.
Как вы думаете, каковы основные причины экстремизма в молодежной среде?
Учащиеся отвечают. Основными причинами экстремизма в молодежной среде может быть чувство ущемления социальным неравенством.

Учитель. Экстремизм формируется, в основном, в среде, где переплетаются разные культуры, а  молодой человек борется за то, чтобы быть лидирующей личностью.
Экстремистские взгляды вырабатываются в обществе, где у молодого человека неопределенность положения (в уровне и качестве образования, в необходимости «выживания» на рынке труда т. д.),  где у подростков наблюдаются неустойчивые взгляды на происходящие вокруг события.
Скажите, ребята, в каких ситуациях проявляется экстремизм?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Экстремизм чаще всего проявляется в ситуациях, где отсутствуют действующие нормативы и установки, ориентирующие граждан на законопослушность, где нет согласия в понимании ценностей, гражданских прав и доходов в обществе, где не ведётся поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Как вы считаете, низкий уровень самоуважения или игнорирование прав личности способствуют проявлению экстремизма?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения или же существуют обстоятельства,  где игнорируются права той или иной личности. Средства  достижения целей той или иной личности могут способствовать формированию экстремизма?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Экстремизм характерен тем обществам и группам, которые приняли идеологию насилия и проповедуют моральную неустойчивость. Это касается и средств достижения целей.

III. Проведение обсуждения по теме «Отношение к проявлениям экстремизма»

Учитель. Как вы считаете, что является причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно назвать следующие факторы: обострение социальной напряженности в молодежной среде, криминализация ряда сфер общественной жизни, рост национализма и сепаратизма, то есть, рост стремления к отделению от государства, обособлению внутри политических или направлений, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций.  Некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением, сбытом и хранением взрывных устройств, обучают своих последователей обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.

Лидеры экстремистских организаций используют действия, направленные на разрушение материальных ценностей, причинения ущерба окружающим людям,  запугивание молодых людей с целью осуществления своих идей. Они используют сети Интернет в противоправных целях, обеспечивая радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории, размещая подробную информацию о своих целях и задачах, планируемом времени и месте встреч.
В чём выражается молодежный экстремизм на сегодняшний день?
Учащиеся отвечают.

Учитель. На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом.  Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.
Какие факторы указывают на формирование экстремизма среди молодежи?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Формирование молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации подрастающего поколения, созревание асоциальных установок в его сознании, которые ведут к противоправным действиям.
С какого возраста подрастающее поколение вовлекается в экстремистскую деятельность?
Учащиеся отвечают.

Учитель. В экстремистскую деятельность могут вовлекаться молодые люди с 14 до 22 лет.
В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу по интересам. Их возрасту присуща неустойчивая психика, подростки и юноши легко подвергаются внушению и манипулированию. Их поиски идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

IV. Подведение итога по теме

Учитель. Как вы считаете, какую работу можно провести по профилактике экстремизма и терроризма?
Учащиеся отвечают. С целью профилактики экстремизма и терроризма нужно информировать молодежь об особенностях экстремизма, об опасности вовлечения молодёжи в экстремистские организации.
Нужно развивать чувства толерантности у подростков, способность к сочувствию, состраданию.

Учитель. По всей вероятности, нужно проводить классные часы и родительские собрания с приглашением сотрудников правоохранительных органов, на которых нужно разъяснить меры ответственности родителей и детей за правонарушения среди подростков и молодёжи.
Как же распознать, вовлечён ли тот или иной подросток?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Распознать, вовлечён ли тот или иной подросток можно, обращая внимание на внешний вид подростка; на то, как он проводит свободное время, на то, как он пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном.
Как же отвлечь того или иного подростка от экстремистской активности?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Подытоживая сказанное, можно утверждать, что нужно пропагандировать среди подростков здоровый образ жизни, что необходимо организовать  культурный отдых или временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Как же отвлечь того или иного подростка от экстремистской активности?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.
8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;
9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала  молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).
Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.
Учащиеся отвечают.

V. Проведение анкетирования

Учитель. А теперь проведём анкету об отношении граждан к проявлениям экстремизма в современном обществе

 Анкета об отношении граждан к проявлениям экстремизма в современном обществе.

1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?

1. Знаю
2. Скорее знаю
3. Скорее не знаю
4. Не знаю
5. Затрудняюсь ответить.

2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?

1. В многонациональности населения, проживающего на территории России.
2. В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей.
3. В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии.
4. В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма.
5. В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения.
6. В кризисе школьного и семейного воспитания.
7. В деформации системы ценностей в современном обществе
8.

3. Насколько актуальной, по Вашему мнению, является проблема экстремизма для России в целом, для вашего  села, в частности?
 
Актуальна
Скорее актуальна
Скорее не актуальна
Не актуальна
Затрудняюсь ответить

4. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?

1. Сталкиваюсь достаточно часто
2. Сталкивался(ась) несколько раз
3. Сталкивался(ась) однажды
4. Не приходилось сталкиваться
5. Затрудняюсь ответить.

5. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
1. Сталкиваюсь достаточно часто
2. Сталкивался(ась) несколько раз
3. Сталкивался(ась) однажды
4. Не приходилось сталкиваться
5. Затрудняюсь ответить.

6. Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить.

7. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?
1. Испытываю
2. Скорее испытываю
3. Скорее не испытываю
4. Не испытываю
5. Затрудняюсь ответить.

8. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
1. Осуждаю подобные действия
2. Скорее осуждаю
3. Одобряю подобные действия
4. Скорее одобряю
5. Затрудняюсь ответить.

9. Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить.

10. Готовы ли вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму?
i.
1. Готов(а)
2. Скорее готов(а)
3. Не готов(а)
4. Скорее не готов(а)
5. Затрудняюсь ответить.

11. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?

1. От населения в целом
2. От правоохранительных органов
3. От местных (муниципальных) властей
4. От региональных (областных) властей
5. От федеральных властей
6. От меня самого.

12. Насколько велика опасность распространения экстремизма в современной России в целом, в Вашем селе, в частности?
 
1. Довольно велика
2. Скорее велика
3. Скорее
4. не велика
5. Не велика
6. Затрудняюсь ответить
 
15. Ваши предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма:
 
16. Ваше образование:

1. Неполное среднее
2. Среднее
3. Среднее специальное


19. Сфера Ваших профессиональных интересов или где Вам хотелось бы работать (подчеркнуть)?

1. Здравоохранение, образование, культура
2. Жилищно-коммунальное хозяйство
3. Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
4. Государственная, муниципальная служба
5. Военная служба, МЧС, полиция
6. Связь, транспорт
7. Промышленность
8. Сельское хозяйство
9. Малое предпринимательство
10. Общественная организация (НКО)
11. Студент (учащийся)
12. Пенсионер (не работающий)
13. Безработный (домохозяйка)
14.

Благодарю за сотрудничество!


Рецензии