Я жила в стране Суоми...

Я ЖИЛА В СТРАНЕ СУОМИ ИЛИ ЧЕТЫРЕ ГОДА С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ.

Кому, как и почему пришла в голову мысль уехать за границу, как получилось уехать и надо ли было это делать…
Начало девяностых… Лихих, как потом скажут, но тогда ни о какой лихости мы не задумывались…
Я в отпуске по уходу за ребёнком, пару раз в неделю хожу на работу, без меня там ничего не вертится. Шучу, конечно, но в каждой шутке, как известно…

Соловьев - разбойников и прочих бандитствующих элементов по пути не встречаю, правда, люди в малиновых пиджаках единично попадаются на глаза. Ну и что с того, например, во времена обучения в университете у моего будущего мужа был точно такой же малиновый пиджак и даже брюки, за что однокурсники его окрестили милейшим прозвищем «сельпо», что было абсолютной правдой.

Новоявленные «господа», по сути, были точно такими же.

У меня трехлетний сын, дочь-первоклассница и муж. Дефицит всего, но как-то выкручиваемся, существуем.

Страна, в которой мы жили развалилась, исчезла с лица земли…Плохо это или хорошо, никто тогда не знал, и мы в том числе. Думали, что хорошо. Думали…

Блажен, кто верует. Все оказались в новом государстве и пытались жить, как будто ничего и не произошло.

 Выдали ваучеры, а что означает сия бумаженция было неведомо (у меня до сих пор где-то валяются никчемушные листочки «Олби-дипломат»). Их надо было на что-то менять или во что-то вкладывать ...Во что??? Большинство, так и не разобравшись, что делать с этим невнятным горе-документом, - продавали. Как моя мама, например. На вырученные деньги она купила люстру – плохонькую, несимпатиччную совсем...
А кто-то приобрёл заводы, газеты- пароходы.
 
Для всех остальных девяноста девяти процентов населения новой страны ввели талоны на продукты первой (а что тогда вторая, третья…) необходимости - мыло, гречку, сахар, не помню еще на что, наверное, на верёвки…Поел гречки с сахаром и …в добрый путь в лучший из миров…

Куда еще можно отправиться, кроме этого варианта, додумался мой хитроумный муж Владимир.

 Владимиры часто додумываются до чего-то экстраординарного. В один прекрасный (или не очень) день он пришел с работы с абсолютно остапобендеровской мыслью, что надо уехать из этой страны.
Нет, не в эмиграцию, как в известном анекдоте, а лишь на время в российское представительство в каком-нибудь государстве.

В голову мужа часто приходили совершенно фантастические идеи-фикс, и, надо сказать, почти все они обретали материальное воплощение.

Но не отвлекаемся…На сей раз эта мысль была полностью абсурдной, потому что поездка за границу даже на отдых в те годы была практически невозможна.

 В Болгарию, например, съездить по комсомольской путевке было невероятным счастьем, о котором побывавшие там рассказывали с придыханием детям и внукам всю оставшуюся жизнь.

А моя подруга - однокурсница умудрилась съездить аж в Югославию и привезти оттуда крутейшую кожаную куртку – предмет моих тайных воздыханий…

Я вот тоже до трёх лет прожила в ГДР, где служил отец. Но запомнить что-либо по малости лет, не привелось. Обидно,да...

 Высшим пилотажем, конечно, было попасть в капиталистическую страну, - но эта цель была  абсолютно недостижимой и поэтому сказочной.
Где-то «наверху» была даже выведена специальная формула: два или три раза съездить в соцстрану, и только потом пускали (далеко не всех) в вожделенные капиталистические кущи.

Для пропуска в этот рай собиралась комиссия олимпийских богов и решала, стоит ли тебя выпускать в логово идейных противников или нет. Но некоторые прорывались!
На эту тему у Юрия Полякова есть замечательная история «Парижская любовь Кости Гуманкова». Искренне советую!

Самое интересное, что другая моя приятельница совершила невероятный круиз (приравненный к межгалактическому путешествию) на белоснежном лайнере, в ходе которого посетила и Лондон, и Париж, и Неаполь, и даже немножко Стамбула.
Почему «немножко», рассказываю. Путевка стоила бешенных денег (откуда они были у скромного экономиста Нины, мне было неведомо, возможно, полжизни собирала на мечту), но поменяли туристам только тридцать рублей и ни копейкой больше, как строго устанавливала некая инструкция столетней давности.

Эти деньги даже для СССР начала восьмидесятых были смехотворны, а уж для Лондона-Парижа… Жалкие эти гроши поменять-то поменяли, а на что их потратить уже не очень счастливые туристы не знали, потому что купить на эту сумму было практически нечего. Ну, если только свистульку, жвачку или магнитик какой…

Желания совершенно не совпадали с возможностями, - все хотели джинсы или «Клима»-«Фиджи», на худой конец… Люди отказывали себе в гастрономических радостях, в банальном мороженом, но всё равно ничего стоящего купить не получалось…
 
И тут (о, счастье!) находится  великий знаток, не впервые бороздящий моря-океаны, (думается, представитель спецслужб, которые всегда сопровождали группы «руссо туристо» для соблюдения «облико морале»), который по страшному секрету рассказывает вожделеющим вояжёрам, что в Турции даже на эти смехотворные тридцать сребреников можно купить и джинсы, и «Клима» с «Фиджами», а может, даже…(внимание!), -дублёнку, если, конечно, немного поторговаться.

Все туристы обалдели, задрожали от нетерпения, устроились у иллюминаторов, внимательно вглядываясь в даль, дабы не пропустить явление на горизонте славного города Стамбула - Константинополя.

 И что они там увидели? Кучу людей в черном с автоматами в руках. Вот вам, туристы, и Эвренов день – военный переворот под руководством генерала Кенана Эврена, - порт закрыт на неопределённое время. Адьес! Ну, или хошча калын, так будет точнее.

С таким трудом сбережённые, спрятанные в тряпочку тридцать рублей, переведенные в иностранную валюту, но не переведенные в дубленку или джинсы, пропали зря.
Люди рыдали в буквальном смысле. Их ожидания были обмануты, надежды разрушены. Оставалось посыпать голову пеплом, но так как Помпеи уже давно были позади, оставалось только-только утопиться.

Правда, хорошенько поразмыслив, делать этого почти никто не стал, потому что на корабле был ещё магазинчик со всякими безделушками – теми же свистульками или ручками, в которых девушка в купальнике чудодейственным образом превращалась   в девушку без оного.

 Мужчины, конечно же, сразу побежали занимать очередь, которая моментально образовалась из множества желающих потратить свои валютные сбережения, политые горькими слезами.

Конечно, материальная составляющая мечты была безжалостно разрушена. Маленькая торговая точка и близко не могла воплотить желания несчастных путешественников, но выбора уже не было. Больше потратить свои денежки было уже негде, не назад же везти на родину?
 Потому как, «Михаил Светлов» гордо держал свой путь в сторону славного города Сочи…Вот так закончилась эта грустная история про нереализованные планы и убитые надежды.

Но зато Нинкины истории про музей мадам Тюссо, Лувр, Ватикан мы слушали, внимая каждому слову, с грустью сознавая, что нам никогда не доведётся побывать в тех краях.

Но вернёмся к моему мужу, предложившему на время переходного периода от одной страны к другой, уехать в третью, такой период давно пережившую.

Никакого языка, кроме родного мы не знали (захудалые школьные и институтские знания чужих наречий не в счёт), родственников и знакомых в МИДе и близких ему структурах не имели, - куда Володя собрался ехать и каким способом было абсолютно непонятно.

Тем не менее с этой мыслью он не расставался, «даже кушать не мог», а также жить и работать.

А так как работал он помощником прокурора, его ипохондрия плохо влияла на деятельность и без того разлаженной судебно-карательной системы.

В итоге нервность мужа передалась мне и я, начиная с детского сада стала
вспоминать родных, близких, а также малознакомых и совсем незнакомых людей, могущих хоть чем-то помочь ему в этом совершенно безнадёжном деле.

Решение оказалось гораздо ближе, чем я думала. В то время я работала юристом на небольшом, почти свечном заводике, выпускающим какую-то важную деталь для ракет под прикрытием школьных учебных пособий.

 Без этой детали, говорили, ракеты не взлетали, в чем я очень сомневаюсь, поскольку и с ней они взлетали не всегда.

Так как заводик был маленький, отдельного кабинета недавней выпускнице института, не требующей для себя никаких преференций (а зря), не нашлось, ей поставили стол в просторном кабинете труда и заработной платы.

 Поначалу уплотненные жительницы Вороньей слободки были не очень рады вновь обретённой соседке, - молодая, ничего не понимает, а её взяли единственным юристом на почти оборонный завод.

 Но по прошествии небольшого промежутка времени из самого большого кабинета завода стали раздаваться то звонко-мелодичные, то заливисто-раскатистые приступы смеха.
Разновозрастный и разномастный маленький коллектив сплотился посредством имеющегося у всего личного состава весьма недурственного чувства юмора, что бывает, согласитесь, крайне редко.

Самое главное, что руководитель сего замечательного предприятия был человеком тоже замечательным и сии эскапады старался не замечать, и даже некоторым образом поощрял, иногда заходя на огонёк послушать, что же могло так веселить подчинённых.

 При нём, правда, смешинки куда-то исчезали, а результат работы, не взирая ни на что, директор-таки спрашивал.
Так вот, начальница этого весёлого отдела имела брата, который был завхозом в одном из посольств, и вот-вот должен был вернуться из очередной заграничной командировки.

Раздобыв эти почти секретные сведения, я удовольствием поделилась ими с мужем. 

Мавр был доволен! На календаре теперь зачёркивались дни, оставшиеся до возвращения заморского хозяйственника.

Его триумфальное возвращение на подержанном, но вполне приличном «Мерседесе» вписано красными чернилами в книгу жизни моего супруга.

Мы были приглашены в гости к столь важной особе.  И это без шуток. Завхоз посольства, кто не в курсе, — это почти посол, даже круче!

Все имущество заграничного представительства, а также деликатесные продукты и, самое главное, напитки, находятся в строгом ведении его сиятельства завхоза.

Что надеть, что подарить? Муж был готов выпрыгнуть из штанов, чтобы произвести нужное впечатление и добиться от вип-хозяйственной персоны направления хоть в какую-нибудь страну, желательно, западной Европы или Северной Америки. Аппетит, как говорится…

И вот вожделенный час настал. Персона жила в центре Москвы, в сталинской высотке.

Высокий, очень корпулентный господин, прямо-таки, мистер (по -другому не сказать) лет сорока пяти немного вальяжно подает руку мужу (чуть ли не как для поцелуя), внимательно оглядев, кивает и мне.

 Я напялила, миленькое, купленное по великому блату несколько лет назад, то ли югославское, то ли польское платье, очень неплохо на мне сидевшее.

 Правда, миленьким оно было ровно до тех пор, пока из кухни не появилась хозяйка шикарных хором и по совместительству супруга шишки-хозяйственника в умопомрачительном платье, как я сейчас понимаю, от Версаче, (тогда я даже не слышала такую фамилию), благоухая абсолютно неведомыми в наших палестинах ароматами.

 Ну, я тоже не лыком шита, - собираясь в это высшее общество, вытряхнула на себя последние капельки «Мисс Диор», подаренных мне ещё на институтский выпускной.

 Но всё равно, Золушка против Феи. Обидно, да? Зато я молодая…А причём это здесь? Не замуж же выдаваться прибыла.

Прибыли мы на эту высочайшую аудиенцию, с подобострастием и надеждой во взгляде в ранге просителей… В общем, принеси то, не знаю что...
Ненавижу подобные моменты, зачем я здесь? Да не хочу я ни в какую «заграницу», не нужен мне берег турецкий…
 
Всё, спокойствие, только спокойствие, как учил великий Карлсон. Хозяйка снисходительно улыбнулась, представилась и пригласила в комнату. Мы оказались, тезками, Еленами Николаевнами, что немного разрядило напряженную обстановку.

Надо отметить, что и хозяин, и хозяйка оказались очень даже приятными во всех отношениях и адекватными людьми, особенно это стало заметно после двух бокалов вкуснющего шампанского.

Шипучий напиток, правда, пили мы с Леной, мужчины употребляли напитки покрепче. 

Заведующий зарубежным хозяйством, в миру Александр, оказался очень понятливым субъектом, мягко и естественно подрулил к нужному моменту, ради которого собственно мы к нему и припёрлись.
 
Муж, напрягся, внимая тому, что будет нужно для осуществления его заветной забугорной мечты.

Совсем немного, как оказалось.  Любимая сестра завхоза Галина, та самая весёлая начальница отдела труда, разводится с мужем (пока эта тайна, на работе никому ни-ни – строгий взгляд на меня), супружника за ненадобностью надо отселить на отдельную жилплощадь, - на лице моего мужа явственно проступил знак вопроса, - когда же его персонаж выходит на сцену.

И тут главный из всех завхозов строго и торжественно заключает: «И эту жилплощадь добудешь ему ты! Достаточно однокомнатной, не переживай. Я в свою очередь договариваюсь о встрече с человеком из управления кадров, которого хорошо знаю, неоднократно сам через него ездил». Короче, целая пищевая цепочка или ты-мне, я – тебе…По-другому, никак.

Всё пропало, шеф, надо ноги отсюда делать. Мило проститься, извиниться, раскланяться...
Но нет, это я паникую, а мой хитромудрый муж, уже сменивший знак вопроса на лице на  уверенное и решительное выражение, как ни в чём не бывало, продолжает участие в банкете.

Я уже не слежу за разговором мужчин и даже не слушаю познавательный рассказ хозяйки о том, что сейчас носят за рубежами нашей страны. Мне стыдно, неприятно, неловко, я хочу только домой, на волю, в пампасы...

Не знаю, как будет выкручиваться муж из этой непростой, абсолютно патовой ситуации, где он возьмет квартиру? А, может, нашу отдаст… Мы только получили новую трёшку. Разменяет её на две однушки – одну нам с двумя детьми, другую - бывшему мужу Галины. А что? Вполне нормально, мы же уедем года на два и за это время соберём на новую жилплощадь. А в чём тогда смысл? Лучше никуда не ехать и остаться в своей квартире — это самое правильное решение данного вопроса.

Но это я так думала… А Володя думал совсем по-другому. И надо сказать, всё осуществил, согласно своему внутреннему плану. Планирование — это вообще его конёк, принцип социализма, переселившийся к нему голову и навеки там оставшийся. И самое интересное, всё громадьё его планов сбывается. Сбылось и на сей раз. Дас ист фантастиш какой-то.

Короче, квартиру изгнанному мужу он каким-то волшебным образом добыл, обаяв сотрудницу жилищного отдела исполкома.

Потом встречался с нужными людьми, ездил на собеседования, готовил кучу документов и проч.

Мне же нужно было только сфотографироваться для паспорта с сыном на руках, ни в чём другом, к великому счастью, я участия не принимала.

И в один прекрасный день, точнее вечер, очень веселый Володя (что, бывало крайне редко) вернулся с очередной встречи и совершенно заговорщическим тоном произнес: выбирай, Белоруссия, Эстония или (многозначительное молчание) Финляндия? После чего торжественно вручил синие служебные паспорта - выбор, конечно же, был очевиден.
 
Синие паспорта выдаются так называемому техническому составу загранучреждений – завхозам, дежурным комендантам, квалифицированным рабочим… (у дипломатов, кто не знает, паспорта приятного зелёного цвета, моего любимого, кстати). Муж мой ехал на вожделенную должность заведующего хозяйством Генерального консульства РФ в финском городе Турку (бывшем шведском городе Або).

 А я ехала на «должность» супруги сотрудника Генерального консульства. Никакого денежного вознаграждения мне, конечно же, не полагалось, что было очень обидно. Я должна была продолжать заниматься хозяйством, для меня ничего, кроме города и страны, не менялось.

Забавно, что наши загранпаспорта были выданы от имени Союза Советских Социалистических республик. Такой страны не было на карте мира уже больше года, а мы выезжали за рубеж от имени несуществующей державы.
 До сих пор храню этот интересный документ, хотя на последней страничке указано: «По возвращении в СССР паспорт сдаётся в выдавшее его учреждение». Мы же  не вернулись в СССР...Как и не уезжали из него...

Надо сказать, что с должностью прокуророва помощника Владимир расставался без малейшего сожаления. Тогда все из внутренних органов бежали во внешние или в коммерцию, - у нас получилось попасть одновременно и туда, и туда, - такой вот симбиоз. Потом, правда, почти все убежавшие захотели вернуться на свои насиженные места, но мало кого взяли обратно. Мужа взяли, но это уже другая история.
 
Стоит заметить, что коммерция привлекала моего деятельного супруга с самого раннего детства.

 Неугомонная негоциантская жилка родилась вместе с ним. Матушка рассказывала, что маленький Вова всё пытал у неё, где можно выучиться такой специальности, когда купишь что-то за один рубль, а продашь за три, и как она называется.
Родительница и сама не знала, что называется она - статья 154 УК РСФСР, то бишь спекуляция, и за неё попадают в места не столь отдалённые.

Кто бы мог подумать, что Вовочка, когда вырастет, окажется по другую сторону баррикад?!

Но, вернёмся к поездке в Финляндию, которой, честно сказать, тоже была очень рада. Так хотелось увидеть мир, испытать новые эмоции, получить незабываемые впечатления!

Что я знала об этой стране, кроме сыра «Виола», удобных сапог и перехода Ленина по тонкому льду Финского залива (лучше бы он в Финляндии оставался)? Ни-че-го!
Правда, читывала «Прекрасную свинарку» Марти Ларни (очень интересно!), смотрела гайдаевский фильм «За спичками» (не очень …), читала детям стихи Агнии Барто «Я была в стране Суоми, там, где лыжи в каждом доме» (им нравились).

 Все, список исчерпан и, поскольку интернета тогда не ещё было, новых сведений добыть было негде, а толстые исторические фолианты читать некогда, - надо составлять списки особо необходимых вещей. 

Ладно, будем образовываться на месте, финский флаг нам в руки.

Была и ложка дёгтя: ехали мы не в посольство в Хельсинки, при котором была русская школа, а в консульство, где её не было, поэтому взять с собой дочку не представлялось возможным.

 Я уже была готова отказаться от поездки, но, поразмыслив, поняла, что пользы от наших заграничных денежных вливаний для мамы и дочки будет куда больше, чем от нынешних, весьма скудных.

Со мной согласилась и мама, недавно вышедшая на пенсию, и взявшая заботу о дочке в свои надёжные руки.

Командировка предполагалась сроком на два года, что уже казалось вечностью. А пробыли мы там ровно в два раза больше.

Отметив матушкин 55-летний юбилей с радостно-грустными чувствами (бывают и какие, как выяснилось), стали собираться в дальнюю, долгую и неизведанную дорогу.

Начались локальные проблемы, тогда казавшиеся нам мировыми. Что брать с собой?
Брать надо было всё, начиная от постельного белья и заканчивая…ничем не заканчивая.

Закончить эти сборы было невозможно. Володя притащил из мебельного магазина две огромные коробки, в которые кидали все подряд – кастрюли, чашки, подушки-одеяла, одежду свою и ребёнка, картину, корзину, картонку… Некоторые везли и собачонку, но об этом позже.

Пришлось помучиться с одеждой, встречают-то по ней…  Не хотелось ударить в грязь лицом перед русскими товарищами, уже несколько лет оторванными от родных берегов, то бишь не напугать своим видом порядком «оФИНИзировавшихся» соотечественников.

 Это было сложно. Нигде ничего приличного купить было нельзя.

 А так как я три года сидела в отпуске по уходу за ребенком и никаких новых вещей не приобретала (типа, с ребенком гулять и так сойдёт), мне было еще сложнее.

 Забавно, что самой приличной вещью в моём гардеробе было финское(!) пальто пятилетней давности. 

Для прогулок по московским лужам, в которые так нравились прыгать сыну, оно было вполне подходящим, но для Финляндии эта старомодная вещь никак не годилась.
Альтернатива нашлась в виде пестрой куртки, производства некой китайской мануфактуры, зато новой, в отличие от надоевшего пальто, и вряд ли, по моему мнению, имеющейся в наличии в стране Суоми.

Я ошибалась, - китайцы давно добрались до тех краёв, и такого барахла, навроде моей куртки, было там предостаточно.


Мужу тоже купили новую куртку, правда американскую, и очень крутую (кому-то всегда везёт больше); в ней он был похож на американского пехотинца, ну, или на ковбоя, правда, вместо ковбойской шляпы он напялил норковую шапку-ушанку "а-ля рюс" (северная страна, таки), чем окончательно сломал  сей романтический образ.

С сыном было проще, - он отправлялся в дальний путь в своей обычной одежде, потому как с подъемных, которые нам должны были выплатить сразу же по приезде, я первым делом собиралась полностью обновить весь его нехитрый гардероб, сменив на яркий и модный.

 Начинать надо с малого, хотя можно было бы и с себя… Почему-то я считала, что детские вещи за границей очень дешевые (как у нас в то время), как же я ошибалась!

Нам выдали билеты до Выборга, там наше семейство должен был встретить действующий завхоз, на место которого мы прибыли, и доставить на консульской машине в порт новой приписки.

На Ленинградском вокзале простились с провожающими родными и друзьями, глотая слёзы и прочие солоноватые жидкости и успокаивая себя тем, что через два месяца дочь Ольга приедет на рождественские каникулы на целых две недели, а то и на три.

Стоял невероятно холодный октябрь и вареные сосиски, взятые в дорогу для кормления ребёнка, замерзли так, как будто их только что вытащили из морозилки.

Попросили кипяточку у проводницы, опустили их туда, но чуда не случилось, - есть сие произведение «калинарного искусства» Кирюша отказался.

Больше кормить его было нечем, поэтому пришлось срочно ложится спать (как известно, во сне есть не хочется), благо время было уже позднее. 

Я же так и не смогла заснуть, все смотрела в окно на огоньки городов и железнодорожных станций, прощаясь с ними на очень долгое время.

 Казалась бесконечной остановка в Санкт-Петербурге, недавно поменявшем название с Ленинграда.

Очень хотелось выйти подышать, посмотреть на подёрнутые полуночной дымкой очертания славного города на Неве, но все, кроме меня спали, и я побоялась оставить их одних, мало ли что.

Через полтора часа насмотрюсь вдоволь на другой не менее славный город   Выборг, успевший побывать и финским портом Виипури, и шведской крепостью Виборг, в ожидании консульского транспорта.

Продолжение следует...


Рецензии
Ле-нннн-ааа!))) Как я могла пропустить такую замечательнейшую вещь?..НЕ ПОЙМУ. Нет мне прощения. (Единственное оправдание-сломался ноут и я редко здесь бывала). Но почему, почему я вспомнила о тебе только сегодня? Может быть потому, что именно сегодня ты выставила продолжение,чтобы уж шандарахнуть меня сразу?
Читала первую часть с превеликим удовольствием:так легко и юморно, и...вспоминаемо. Только так и надо вспоминать нашу страну СССР-с большой любовью( не смотря ни на что).

Уложу внука спать и вернусь...в ТО ВРЕМЯ,дочитаю.

Любовь Витт   09.11.2022 22:27     Заявить о нарушении
Любочка! Преогромное невероятное СПАСИБО!!!
Пойду продолжать...

Елена Потемкина   10.11.2022 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.