11 класс Тема Как искоренить терроризм

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой урока «Как искоренить экстремизм и терроризм».
    
Воспитательная цель урока: воспитать чувства любви к Отечеству.
      
Развивающая цель урока: выработать в душах учащихся позитивные чувства положительные  взаимоотношения с людьми. 
    
Оборудование урока: ПК, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом афоризмы великих мыслителей о любви к Отечеству.
1. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Шарль Луи Монтескье
2. Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины. Иван Павлов.
3. Природа дала нам большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу, как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечистым и диким. Аристотель
      
Ход урока:
      
I. Организационный момент
      
Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, как можно искоренить экстремизм и терроризм.
      
II. Беседа по теме «Как искоренить
      
Учитель. Знаете ли вы, ребята, как возникает экстремизм и терроризм?
Учащиеся отвечают.

Учитель. В 90-х годах минувшего века часть молодого поколения, подстрекаемая извне и раздираемая внутренними противоречиями, была недовольна политикой нашей Родины. Неокрепшая молодёжь, заразившаяся «синдромом толпы», била окна проходящих поездов, устраивала драки «стенка на стенку», грабила на вещевых рынках, угоняла транспорт, вплоть до самолётов, даже соглашалась на киллерские услуги. Многие из молодых людей, лишившись привычных нравственных убеждений, оказывались на преступном пути, став жертвами деморализованных групп, торгующих наркотиками и проч.
Какой вывод можно сделать из сказанного?
Учащиеся отвечают. Нельзя лишать молодёжь нравственных ориентиров?

Учитель. Да, ребята, подашь подрастающему поколению хороший пример, объяснишь ему, что к чему, оно последует идеям добра. Так и случилось, когда вышла книга советского писателя Н. Островского «Как закалялась сталь», ставшая настольной книгой многих поколений советской молодёжи. Так случилось и тогда, когда вышла книга Аркадия Гайдара, классика детской литературы «Тимур и его команда», давшая толчок созданию волонтёрского движения. Дети радовались тому, что могут оказать посильную помощь взрослым, Родине.
Молодёжь, воспитанная на добре, подло не поступает. Можно привести немало примеров, когда молодёжь прислушивалась к дельным советам взрослых, старалась при них воздерживаться от дерзости, грубости, ссор, драк, даже тогда, когда она боролась за справедливость.
Ребята, что может оказать на молодёжь отрицательное влияние?
Учащиеся отвечают. Отнятие у неё моральных ценностей.

Учитель. Да. Так и случилось, корда на экраны вышел кинофильм режиссера Анри Юневеля «Фантамас». Увидев фильм о неуловимом преступнике, зрители-подростки начинали подражать полюбившимся героям фильма. Копируя поступки мучителей и правонарушителей – героев фильма, которые им казались чересчур привлекательными, подростки стали массово нарушать закон и общественные порядки.
Ребята, а что ж происходить, когда молодёжи подаёшь положительные примеры?
Учащиеся отвечают. Видя положительные примеры, окружающих людей, особенно родителей, подростки подражают им.

Учитель. Да. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», – писал французский мыслитель Шарль Луи Монтескье.
Всегда ли взрослые и дети понимают друг друга или повторяют ошибки родителей?
Учащиеся отвечают. Взрослые и дети не всегда понимают друг друга. Они могут повторить ошибки родителей.

Учитель. Нужно признаться, что иные родители не задумываются над тем, что, не заботясь об интересах окружающих людей общества, не заботясь о будущем того государства, в котором живёшь, которое выплачивает пособия, пенсии, зарплаты, выделяет льготы и т. д., не воспитаешь патриотические чувства у своих детей.  Вот наглядный пример.

III. Чтение и обсуждение новеллы А. Курбановой «Опасения отца» 

Учитель. Отец семейства за едой бойко рассказывает о том, как он ловко обманул сторожа, который охранял виноградники, как, пользуясь велосипедом, привёз домой целых два ведра солнечной ягоды.
Жена рада. Дети в восторге от ловкости отца.
На следующий день сын приносит матери огромный букет роз и дарит ей на день рождения.
Мать спрашивает:
– Сынок, откуда ты взял эти розы?
– Сорвал на школьной клумбе.
– Как же тебе сторож разрешил сорвать цветы?
– Мам, я его обманул. Сказал, что на противоположной стороне двора собаки разгуливают. Пока он совершал обход по территории, я успел срезать вот этим ножиком целый букет! – радуется ребёнок.
– Ты плохо поступил, – сообщает мама.
– Когда папа принёс виноград, ты ему так не говорила… – обижается сын.
Учитель. Какой вывод можно сделать по содержанию новеллы?
Учащиеся отвечают. По содержанию новеллы видно, что родители порой сами способствуют тому, что их дети становятся правонарушителями.
Учитель. Не беспокоясь о благосостоянии Родины, трудно воспитать патриотические чувства у детей.
Учитель. Какой вывод можно сделать по содержанию данного примера?
Учащиеся отвечают. Взрослые подталкивают детей к правонарушениям.

Учитель. Другой пример.
Врач говорит своей дочери:
– Луиза, сиди дома, нечего тебе ходить на субботник.
– Почему, пап?
– Откуда ты знаешь, какую грязь тебе придётся собирать в пакет. Чистить улицы от мусора – это обязанность дворников. Пусть они добросовестно трудятся, чтобы на улицах было чисто.
– Ну, пап, на субботник идёт весь наш класс…
– Пусть весь ваш класс и работает. Ты рождена не для черновой работы.
– Я всё равно пойду, –  девятиклассница пулей вылетает на улицу.

Учитель. Какой вывод можно сделать по содержанию второго примера?
Учащиеся отвечают. По содержанию второго текста видно, что взрослые подталкивают своих детей на пренебрежение интересами общества и формируем в них эгоизм.

Учитель. Вышеперечисленные примеры покажутся мелочными, если учесть, что на глазах детей взрослые злоумышленники совершают более изощрённые и крупномасштабные аферы.
Учащиеся отвечают. Из таких мелочей вытекают большие правонарушения.

Учитель. Чтобы они  не возникали, нужно позаботиться о том, чтобы наше Отечество процветало и крепло.
«Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины», – писал Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии, создатель учения о высшей нервной деятельности. Действительно, самое прекрасное и возвышенное чувство, что даётся природой человеку – это ощущение ответственности за судьбу Родины.
Что нужно сделать, чтобы молодёжь гармонично развивалась?
Учащиеся отвечают. Чтобы у молодёжи укреплялось чувство ответственности за судьбу Родины, не нужно навязывать ей мысли, что человек от природы несовершенен, слаб и с этим ничего не поделаешь. Для неё нужно создавать условия, при которой она гармонично развивалась.

Учитель. Правильно, ребята. Как погибает цветок, когда поливаешь его солёной водой, точно так гибнет и молодёжь, когда «вспаивают» её негативной информацией, будь это при семейном воспитании или в школе, или на сайтах всемирной паутины.
Как на благоприятной почве и при заботливом уходе раскрываются декоративные цветы чудной красоты, так и молодые люди развиваются гуманными личностями при оказании им внимания и заботы.
Думаю, только так можно развивать у молодёжи чувства любви к Родине и отвести её от рискованных шагов. Ведь Родина для сознательного человека – это всё.
Это только на Родине можно надеяться, что твоя пропажа вернётся к тебе. Это только на Родине доброжелательно объяснят, как пройти или проехать на незнакомое место. Это только на Родине воспримут тебя, как близкого человека, как соседа или земляка, какой бы национальности ты ни был.  На чужой земле ты – чужой.
Как вы считаете, ребята, может ли  преступивший или споткнувшийся человек исправить что-то в своей жизни?
Учащиеся отвечают.  Да.

Учитель. Правильно, ребята, ошибиться может любой. Нередко ошибки помогают выработать жизненный опыт.
Природа живого существа устроена чудесно: переболев болезнью и оправившись после неё, в организме вырабатывается иммунитет. Так и случилось с нашей страной. Многие из нас, пережив боль в связи с распадом СССР, перенеся «шоковую терапию» 90-х годов, научились ценить свою историю, свою культуру, свои духовные ценности, оберегать Родину от экстремистов и террористов. Как говорится в пословице: «Нет обороны – заклюют и вороны».   
Мы не позволяем врагу, напавшему открыто, осквернять просторы нашей Родины. Тому много исторических примеров. Почему мы должны позволить порочной пропаганде, топтать наши души, отнимать чувство любви к Отечеству?  Разве нет в нас чувства собственного достоинства, силы воли, благоразумия, чтобы противостоять предлагаемой нам растленности?
Учащиеся отвечают. Есть у нас чувство собственного достоинства! Есть и сила воли, и благоразумие! И в достаточной мере!

Учитель. Пережив трагедию, порожденное разрывом дружественных отношений с братскими республиками, заменой традиционных ценностей западными, мы, россияне, научились дорожить тем добрым и хорошим, что таилось и таится в недрах народных масс, любить родной край, за который прадеды, деды, отцы стояли насмерть.
Говорят, нет правил без исключения. Среди граждан любой страны, во все времена, встречались предатели. Без таковых изменников агрессорам не удавалось бы совершать захват чужих земель, губить традиции тех народов, которых они захватывали. Но если человек неподкупен, если он по-настоящему любит свою Родину, из него даже пытками в военное время трудно было «сделать предателя». А мирное время любой порядочный человек, у кого есть в душе глубокие убеждения в незыблемости нравственных принципов и любовь к Отечеству, может избежать пути, увлекающие его в сторону террористической деятельности. Как бы сайты всемирной паутины, направленные на пробуждение в человеке низменных чувств, на его деградацию, ни пытались привлечь патриотичного человека на свою сторону, он не будет предавать интересы своей Родины.

Говорят, желающий остаться чистым, обходит омут. Точно так поступают люди, у которых развито чувство любви к родной Отчизне. А продукцию, призванную пробуждать в человеке низменные чувства, просто-напросто не принимают всерьёз и сохраняют свою совесть в чистоте.
В книге электронной библиотеки RoyalLib.ru есть притчи путника, автором которых считается Бхагаван Шри Раджниш. Среди них есть притча о Рабби Зуси. Вот этот текст.

VI. Чтение и обсуждение притчи

Учитель. Мы сейчас прочитаем и обсудим притчу.

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток.
Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя».

Учитель. Ребята, человек в силах изменить самого себя, совершенствовать свой характер, бороться со своими недостатками.
Учащиеся отвечают. Да, если человек хочет изменить самого себя, совершенствовать свой характер, при желании он может бороться со своими недостатками.

Учитель. Правильно, ребята, ведь мы, видя на улице грязь, не заходим в неё, подобно несмышлёнышам, а обходим её, а ещё лучше – ищем пути, чтобы благоустроить дорогу. Именно так поступает человек, желающий искоренить зло из общества.   
Знаменитый древнегреческий ученый и философ Аристотель писал: «Природа дала нам большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу, как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечистым и диким».

Вот и получается, чем чище ведёт себя человек в физическом и нравственном отношении, тем ему живётся спокойнее. А потому каждый из нас обязан оставить след душевной красоты на родной земле. И каждый из нас обязан поклониться Родине, народу – созидателю моральных и духовных ценностей. Только так мы можем изжить экстремизм и терроризм.

VII. Чтение и обсуждение статьи А. Курбановой  «Люди мира»

Учитель. В статье «Люди мира» Айша Курбанова пишет: «Люди мира, мы находимся на грани глобального апокалипсиса, но почему-то не верим, что мы своими неразумными действиями, своими противоречиями можем привести жизнь на планете Земля к гибели. Соперничаем. Ищем изъяны в политике друг друга. Производим всё новые и новые вооружения, испытываем их.  (…)
Своими антипатиями, своими притязаниями, несовместимостями с требованием времени, создаём условия для возникновения терроризма и экстремизма; формируем ситуации для нагнетания напряжённости в мире.

Люди мира, не пора ли нам, жителям Земли, подумать о том, что наша единственная, клокочущая жизнью, планета слишком хрупка, чтобы говорить друг с другом с позиции силы? Не пора ли нам, развивать деликатные условия для разрядки напряжённости в мире?

Если верить историческим данным, человечество немалую часть жизни провело в войнах и раздорах, возникающих то там, то тут. Войны и распри сопровождались разрушениями и пожарами, которые приводили не только к неисчислимым людским потерям, бескрайнему горю, но и к невосполнимому ущербу, причиняемому природе во время неразумных людских баталий.

Может быть, достаточно навоевались, достаточно конфликтовали? Может быть, настала пора одуматься, с уважением относиться друг к другу, заодно прекратить и наращивать вооружения, окружать ту или иную страну военными базами.
Может быть, достаточно угрожать друг к другу всякого рода санкциями? Может быть, настала время, устранив всякие конфликты, зажить, как настоящие потомки человека разумного? (…)

Люди мира, поверьте, Россия слишком устала от антисоветской в прошлом, от антироссийской на сегодняшний день пропаганды и формирования террористических организаций. (…)

У России обострённое чувство справедливости: если её не потревожат, если не нарушат её границ, она никогда не будет притеснять кого-либо, тем более создавать террористические организации. Единственное, что ей нужно – это сохранить свою независимость, идентичность и целостность, чтобы ужасы, подобные трагедиям прошедших войн, больше никогда не повторились.
Чтобы не допустить новых трагедий на территории нашей страны, ей приходится отстаивать свои традиционные ценности, своё благополучие. (…)

С целью ликвидации условий для возникновения терроризма или экстремизма и установления дружеских отношений на мировой арене и сохранения мира на Земле наша Родина, несмотря на трудности в самой стране, и раньше приходила на помощь другим государствам, когда они об этом просили, и помогает сейчас, согласуя свои действия с международными нормами. Она не только не пытается навредить мировому сообществу, но и поступила благородно, списав долги зарубежным странам.
Россия, хотя ей самой нужны инвестиции, ради сохранения и процветания мира, ради развития гуманных отношений списала Никарагуа в 1996 $3,4 млрд долга. Списала $3,5 млрд из $5 млрд долга Анголы. Россия списала долги 150 млрд долл., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся в то время страны: Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. Списала более $15-20 млрд. долга стран: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. Россия списала Монголии $11,1 млрд., Лаосу – $960 млн. долга, раку – $12 млрд. долга, Сирии – $9,782 млрд., Алжиру – $4,7 млрд. Афганистану – $12 млрд долга, Ливии – $4,5 млрд долга, Монголии – $180 млн долга, КНДР – $11 млрд долга. Киргизии – $500 млн долга, Кубе – $31,7 млрд., Узбекистану – $865 млн. долга, Киргизии – $240 млн долларов долга.

Россия оказывала и оказывает гуманитарную помощь, особенно тем, кто попал в непростую ситуацию.
 
Никакая победа или антитеррористическая акция не досталась России без потерь, болей или страданий. Поэтому она не желает ни утрат, ни страданий не только себе, но и другим народам. Она не только не хочет причинять никому вреда, но и не желает, чтобы от террористических актов пострадала ни одна пядь земли на планете, ни одно невинное живое существо.

Она знает, что от подготовленных нашествий, которые происходили в прошлом, или же от внезапных локальных войн или террористических актов, которые происходят сейчас, страдают не только люди, но и природа, её флора и фауна, её почва, её озоновый слой. Ведь Земля – это единый живой организм, сходный с нашим человеческим телом, с нашей нервной, кровеносной, дыхательной системами.
Где бы вирусы ни поселились, страдает весь человеческий организм. Так и планета Земля. Где бы они ни происходили локальные или затяжные войны, где бы ни происходили террористические акты, страдают люди, страдает атмосфера, флора и фауна, почва, целостность и первозданность планеты.

Люди мира, давайте-ка не упустим из виду то, что Земля уже страдает от вмешательства человека в её естественные процессы. Давайте подумаем о том, какой урон будет нанесён ей, если не обуздать терроризм и экстремизм, если противоборство экстремистских настроений приведёт к Третьей мировой войне. Подумаем, чем подобное противостояние грозит всему человечеству...

Иные олигархи вместо того, чтобы устранять условия возникновения терроризма и экстремизма, мечтают переселиться на другие планеты. Возможно, когда-нибудь человечеству удастся это сделать. Но пока, на сегодняшний день, ни наука, ни космонавтика не открыли ни одной планеты, годной для жизни, как планета Земля.
Некоторые миллиардеры мечтают схорониться в подземных бункерах. Где гарантия, что при углублении вглубь земной коры, не проснутся новые вулканы, подобные тем, что бушуют на Канарском архипелаге.

Трагических природных катастроф, типа извержения вулканов, землетрясений, ураганов, нам не избежать. Но мы в силах спасти планету от новых конфронтаций, от новых атак терроризма и экстремизма, от испытаний ядерного, биологического, химического оружия и спасти её от внезапных взрывов, виной которым является человеческий фактор.

Поэтому пора нам вместо того, чтобы тратить колоссальные денежные средства на разработку, производство, испытание или утилизацию тех или иных вооружений, использовать те же средства на залечивание ран, уже нанесённых планете Земля, на устранение напряженности между странами и континентами, на устранение условий возникновения терроризма и экстремизма, на стабилизацию обстановки на всей Земле. (…)
Россия не против учиться у мировой культуры, литературы, кинематографии, искусства, науки. Но рабски воспринимать все закордонное и не ценить то, что есть хорошего у своего народа, она не может, потому что с испокон веков наши народы умели дорожить тем, чем стоило дорожить, не боялись осуждать то, должно быть осуждено всем миром. А культура нашего народа – это неисчерпаемый источник доброты, красоты и мудрости, не признающий терроризм и экстремизм.

Люди мира, мы – потомки человека разумного. Поэтому давайте-ка подумаем о том, как сделать так, чтобы каждому гражданину любой страны хотелось внести свою лепту в спасение планеты Земля, чтобы у существующего и новых поколений развились чувства коллективизма, дружелюбия, чтобы у них сформировалось желание и умение жить интересами всего человеческого общества. Ведь от этической и нравственной культуры подрастающего поколения во многом зависит, будет ли взвинчен терроризм и экстремизм, будет ли жизнь человеческая на Земле восприниматься ими, как уникальнейшее явление природы.

Люди мира, ведь неважно, к какой национальности человек относится, важнее, насколько он человечен, насколько он своим существованием на Земле осчастливил окружающих людей, скольких утешил в горе, скольким оказал помощь в беде.
Неважно, какую религию человек проповедует, важнее, насколько он честен душою, насколько своим существованием сотворил добро на Земле.
Неважно и то, в какой стране или республике человек живёт, важнее, как он относится к суверенитету других стран или республик. Важнее, способствует ли он развитию добрососедских отношений.

Неважно, к какому сословию человек относится. Важнее, насколько высоки результаты его умственного или физического труда, насколько они направлены на благо человечества.

А отсюда вывод: ценен человек человечностью! Ценен он вкладом, внесённым в сохранение и развитие мира, в развитие общечеловеческих ценностей, а не принадлежностью к той или иной нации, религии, социальному сословию!
У человека только тогда есть право зваться Человеком, когда он стремится укрепить добрососедство и взаимопонимание, когда он старается сохранить мир на земле и не допустить враждебного отношения друг другу.

Люди мира, пора нам усовершенствовать межличностные отношения и создавать благоприятные условия для недопущения терроризма и стабилизации обстановки в мире в целом.
https://stihi.ru/2021/11/07/2744

Учитель. Вы согласны с автором статьи?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Что нужно сделать для предотвращения терроризма?
Учащиеся отвечают. Для предотвращения терроризма подрастающему поколению нужно создавать совместно с взрослыми проекты с целью экономического развития, потому что экономическое развитие может помочь гражданам не попадать в ряды террористов. 
2. Вместе с взрослыми повышать международное политическое, культурное, научное и техническое сближение.
3. Вместе с взрослыми способствовать снижению терроризма и экстремизма.
4. Вести борьбу с несправедливостью ненасильственными методами,  привлекать население к охране общественного порядка, стать волонтёрами.

VIII. Итог урока

Учитель. Какой подход благотворно влияет на взаимоотношения людей?
Учащиеся отвечают. На взаимоотношения людей благотворно влияет внимание к их проблемам и заботам, интерес к их идеям
Учитель. Как можно поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Да. Добрый и благожелательный человек умеет тактично общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. В своё время французский писатель, поэт и эссеист Сент де Экзюпери писал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Общаясь с окружающими людьми, проявляйте, ребята, интерес, внимание к их проблемам и заботам. Сочувственно относитесь к их переживаниям. Такой подход благотворно влияет на взаимоотношения многих людей. Посмотрите, как красивы люди, живущие в мире и дружбе…
На этой позитивной ноте мы завершаем своё занятие.
До свидания! Всех вам благ!


Рецензии