Благовещение - начало жизни

«Праздник Благовещения – это первый цветок Пасхи,
который держит Гавриил в своей руке.
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
И в Пасху, когда все процветет уже новой жизнью Божественной,
для которой создан человек, мы услышим:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся.
И паки реку: радуйся!»
(Протоиерей Александр Шаргунов)
 
                Каждое время года, прекрасно по-своему, но, ВЕСНА – вне сомнения, поднялась на ступень выше...

                Что же для человека является самым дорогим и знаменательным в приходе весны? Каждый из нас ответит по-разному, но единым ответом будет – весна – это пробуждение живой природы и начало новой жизни. Во все времена наши предки ожидали прихода весны с надеждой на лучшее, верили, что отступая, холодная зима унесет с собой мор и болезни, зло, скорби и печаль, а весенняя пора принесет в семьи не только долгожданное тепло и радость, но и благополучие, здоровье и спасительный мир.

                Ранняя весенняя пора особое время года для христиан. В основном это строгий великопостный период и символизирует он сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост подводит православных людей к Страстной седмице и, далее, к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Но, есть необыкновенно поэтичный двунадесятый праздник, который выпадает в период поста, а иногда и в пасхальный – праздник Благовещение Пресвятой Богородицы и празднуется он 7-го апреля по новому стилю (25 марта – старый стиль).

                До VII века древние христиане называли его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии» или «Благовещение о Христе» и только с VII века окончательно было утверждено настоящее название. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы – древний, и по своему сакральному значению – это начало домостроительства спасения людей.
               
                На Руси испокон веков праздник Благовещения Пресвятой Богородицы был одним из любимых и особо почитаемых русским народом. Благочестивые предки встречали и проводили праздник в молитве, в покое и с добрым устроением сердца. Считалось, что в этот день даже птица гнезда не вьет, все живое – отложив повседневную суету – бережет покой благоговейного и радостного общения с Богом. Старинный русский обычай – в день праздника Благовещения – отпускать птиц на волю, символизирует освобождение души человека от греховной сущности.
               
                В своем творчестве Благовещение, воспевали и известные русские поэты, как золотого, так и серебряного века. Классики не остались равнодушными к великой теме Благой вести – Начала спасения, созвучной весенней теме пробуждения жизни. Проникновенны строки из стихотворения поэта Валерия Брюсова «Благовещение»:

                «...О царица всех мирских цариц, Дева, предреченная пророком.
                Гавриил, войдя, склонился ниц Пред Тобой в смирении глубоком.
                Внемля непостижное уму, Ты покорно опустила очи.
                Буди Мне по слову твоему,
                Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.»

                В день Благовещения, небесный посланник принес Деве Марии радостную весть о том, что Она избрана стать Богоматерью и даст начало Спасителю Мира. Приветствие Архангела к Марии: «Радуйся, Благодатная», – по сути – первая благая и добрая весть для падшего человечества. В результате своего грехопадения – потомки Адама лишились полной радости общения с Богом и своего физического бессмертия. Таким образом, с момента Благовещения, в книге жизни человечества появилась новая и светлая страница о спасении.

                Евангельская история о Благовещении написана в изложении только одного – из четырех евангелистов – святого апостола Луки [Лк, 3 зач.,1, 24 – 38] и повествует следующее:
               
                «В те дни зачала Елисавета, жена Захариина, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
               
                И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

                Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

                Внесем в рассказ апостола и евангелиста Луки некоторые пояснения, опираясь на толкование епископа Александра (Милеанта).

                После зачатия праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан Богом в неизвестный галилейский город Назарет, к Деве Марии, которая была обручена мужу по имени Иосиф. Юная Мария, только
по закону считалась женой плотника Иосифа, но не являлась ею в действительности. По древнему преданию, родители Марии, долгое время не имели детей и претерпевали «поношения безчадства». В преклонные годы, в отчаянии, благочестивая чета Иоаким и Анна, дают обет, что в случае рождения у них ребенка, вымоленное чадо будет посвящено служению Богу. Господь услышал моление супругов и даровал им в утешение дочь, названную Марией.

                Спустя три года, пожилые родители, во исполнение обета, отдают дочь-младенца на воспитание при Иерусалимском храме, с дальнейшим посвящением дитяти на служение Богу. Для молитвы Она входила во Святая Святых, упражнялась в чтении Святого Писания и рукоделии. Девочка все более совершенствовалась, размышляя о Творце. От своих сверстниц Она отличалась кротостью духа и чистотой помыслов, желанием святости и остротой ума. По мере возрастания Ей прислуживали Ангелы. Отроковица Мария уже сама жаждала посвящения Богу и дала обет безбрачия. По исполнении четырнадцати лет,  Мария уже не могла быть при храме. Она должна была вернуться под родной кров или выйти замуж, но к тому времени, родители девочки отошли в мир иной. Когда первосвященники и священники, узнали о твердом решении девушки сохранить девство и данном обете безбрачия, возник вопрос: как соблюсти закон и не нарушить обет, данный Марией?

                По молитвам Первосвященника Захария, Господь указал выход. Дева Мария формально была обручена восьмидесятилетнему родственнику, праведной жизни вдовцу Иосифу-плотнику. «Приими к себе в соблюдение Деву», – такое благословение от Первосвященника получил праведный Иосиф-обручник, в напутствие. Богобоязненный добрый старец, покорился воле Божией и дал согласие опекать свою  юную племянницу. По преданию, праведный Иосиф и Дева Мария происходили из древнего царского рода Давидова, но по своем обручении, они направляются в город Назарет, где Иосиф проживал и занимался плотницким делом. Старец Иосиф введет Пречистую Обручницу в бедный дом свой, и будет оберегать Ее до последних дней своей праведной жизни.

                Пребывая в Назарете, в доме Иосифа-обручника, Дева Мария в уединении и безмолвии – по-прежнему – занималась Богомыслием и молитвой, чтением священных книг и рукоделием. Как-то, при чтении книги пророка Исаии, Ей открылись слова: «се Дева во чреве зачнет»... И, в это мгновение – молений и святого размышления – как-бы отвечая на Ее мысли, предстал пред Нею небесный посланник – Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» «Благодатная» – означает – Та, которая избрана и обрела «особую любовь и благоволение Божие».
 
                Само явление Архангела не устрашило Марию, когда Она жила в храме, Ангелы не только являлись Пречистой Деве, но и беседовали, а также и прислуживали Ей. Смущена Она была необычайными речами бесплотного вестника, о значении которых и стала размышлять. С благоговейным трепетом, взирая на смущение Марии и успокаивая Пречистую Деву, Архангел Гавриил предсказывает Деве Марии о рождении от Нее Сына, который будет велик и назовется Сыном Всевышнего, «и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

                В недоумении, Пречистая Дева вопрошает: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» В ответ на естественный вопрос Марии, Ангел успокаивает Ее, что святой девический обет безбрачия не будет нарушен: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».  И, как пример, приводит  довод о зачатии по воле Божией сына – неплодной праведной Елисаветой, которая была к тому времени уже на шестом месяце.

                Таким образом, в благовестии своем, Архангел Гавриил открыл «высочайшую тайну соединения естества Божескаго и человеческаго в лице Богочеловека», – тайну, непостижимую умом: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Озаренная светом Духа Божия и радуясь истине благовестия, Мария смиренно отвечает Архангелу: «Се, Раба Господня;
да будет Мне по слову твоему».

                Необходимым условием воплощения Сына Божия было добровольное согласие Пречистой Девы Марии стать Матерью Мессии-Спасителя рода человеческого. Именно нравственная свобода, то бесценное свойство, которое возвышает человека над не имеющим душу природным и животным миром, и только человек обладает даром свободной воли.
Нравственно свободный человек духовно растет и в совершенстве своем уподобляется Творцу.

                После добровольного согласия  Девы Марии, Дух Святой осенил Ее и свершилась величайшая тайна, непостижимая  даже ангельскому миру. Невместимый и вечный Господь «сошел в девическую утробу» и, не испепелил ее, а «принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души». Дальнейшее развитие великого духовного Плода в девическом теле шло по естественным законам природы. В благоговейном ожидании, в мире и покое проходили святые дни Девы Марии, пока не приблизился час преславного рождения Богомладенца.

                Таким образом, «непостижимое Чудо воплощения Сына Божия», как бы повторяется на каждой Божественной Литургии, когда «Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы».
Так в Таинстве Святого Причащения, христианин соединяется с Богом и становится причастником Божественной природы –
вечной жизни.

                Значение Благовещения.
 
                Древнее предсказание пророка Исаии, о том, что Господь даст знамение и Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис.7:14), исполнилось в день явления Архангела Гавриила Деве Марии.
Бог вошел во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти духа злобы.

                В осторожности ответа, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию небесного вестника Архангела Гавриила и его обещанию, святые отцы Церкви усмотрели великую добродетель –  рассудительность. Мудрая осторожность Девы Марии, противоположна легковерию и необдуманности Евы, которая приняла совет искусителя – в образе змея – и обрела скорбь.

                Двумя событиями обрамлено явление Ангела Деве Марии: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресвятой Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец – будущий святой Иоанн Предтеча, первый приветствует Пречистую Деву Марию в утробе Елизаветы. Праведная Елизавета, в этот момент, удостаивается Святого Духа и восклицает: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего», – и затем прибавляет – «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» (Лк. 1:42-43).
               
                Свое приветствие праведная Елизавета начала теми же словами, какими и закончил приветствие Архангел Гавриил.
В последствие, радостные слова приветствия  и послужили созданию дивной молитвы – тропаря: «Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.»

                Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, прежде всего праздник тихой радости небес; радости примирения
с Богом и возвращения на землю благодати. Праздник непоколебимой веры во всемогущество и беспредельную Любовь Бога
к погибающему от греховных страстей человеку. В этот день, даже очерствевшая и суетная душа, делается способной проникнуться всеобщей радостью Благовещения «главизны нашего спасения».  Переполняющее чувство радости, как бы равно роднику чистейшей живой воды. Таким образом, непостижимым зачатием – по наитию Святого Духа – Пречистая Дева Мария превзошла все естественные законы естества и стала Храмом, вмещающим Бога, чистой Матерью Жизни!

                В день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, по Уставу Православной Церкви на трапезе в утешение, разрешается вкушение не только елея и вина, но и рыбы, дабы подкрепить верующих к дальнейшему продолжению Великого Поста и радостной встрече Великого Дня – Воскресения Христова!

                Интересно, что в установившейся богослужебной практике, в случае совпадения праздника Благовещения с празднованием Пасхи, что бывает крайне редко, пение Архангельского гласа и небесный свет Благой вести не заглушается торжествующим сводным Пасхальным хором неба и земли, и только, потому, что природа праздников – Одна!

                Праздник Благовещения – начало спасения человечества,
тогда как Праздник Воскресения Христова – венчающее событие в спасении мира.

                Тропарь праздника, глас 4:
«Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий, Сын Девы бывает,/
и Гавриил благодать благовествует./ Темже и мы с ним Богородице возопиим:/
радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.»

                Перевод:
Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, Милостивая, Господь с Тобою.


                Светлана  Павлова

                05.04.2021


Рецензии