Беседа монаха со старцем о Логосе Часть 1

…продолжение…

- Старец возился на  грядке, когда услышал знакомый  голос из-за  дома:

- Здравствуйте,  отче.

- Ну,  здравствуй, проходи,  а  я  тут  травки  свои  решил  проредить,  - ответил  старец.  - С чем ко мне пожаловал ?

Молодой  человек прошёл несколько метров по протоптанной дорожке среди грядок  зелени и остановился.

- Да в  общем-то особо  ни с  чем, просто,  хотел  сказать, что мне  удалось выполнить  второе  задание. Я вспомнил наш  разговор  о  пути  духовного воина, -  ответил  молодой  человек.

Старец  вытер  руки  куском  ветоши и,  глянув на молодого человека,  прокомментировал:

- Ну  что  же,  очень  хорошо,  это говорит  о том, что твой  ум  опять  пришёл  в  хорошую  форму и готов к   продолжению  учёбы, а это  значит, что мы  можем  продолжить  огласительные беседы  и перейти  к  серьёзным  темам.  О чём  бы  ты  хотел со мной  поговорить  сегодня ? – переспросил старец, направляясь  к  дому.

- Я  даже  не  знаю,  - несколько  робко  ответил  молодой монах  и  добавил,  - отче, ты уже  много  раз употреблял в  наших  беседах  слово  Логос, я  хотел  бы  разобраться с  этим  термином. Что  он  вообще  обозначает  по  учению  отцов  и что  за  ним стоит ?

- Ух ты, как высоко полетела  твоя  мысль, - отреагировал на  вопрос  молодого человека  старец, выходя из  огорода.   Старец   подошёл к  дому  и  указав  на  лавку,  стоявшую  под  самым  козырьком  с  обратной  стороны  дома, предложил присесть.
 
- Ты  задал  очень не простой  вопрос,  брат.  С  одной  стороны  это знак  хорошего состояния  твоего  духа, а с  другой -  большая  ответственность  и  неожиданность  для  меня.

- А что не  так с   этим вопросом, отче ? – переспросил  молодой человек, – Если  ты считаешь, что мне рано  об  этом знать,  давай поговорим  о  чём-нибудь  другом.

Старец  ухмыльнулся  и  ответил:

- Не рано,  но дело  тут  в  другом.  Понимание сути и природы Логоса – это самый главный и одновременно самый  сложный  вопрос в  православном  иночестве  и  исихазме.  Знание  о Логосе  - это знание  об Отце  и  это  предмет  второго  оглашения.  Сам факт того, что ты  первым  об этом  спросил,  говорит  мне  о  том, что ты  достиг готовности ко  второму  оглашению и  посвящению в  исихию.

Для  меня  это  очень  ответственная ситуация -  открыть  тебе  самое сакральное и  мистическое  знание  из  всего  Восточного Православия  и учения Христа.  Я  искренне  полагал, что  потребуется  ещё  много  встреч с  тобой  и  бесед,  прежде  чем  ты  будешь  готов  узнать  тайну  Логоса,  а  ты  об этом  сам спрашиваешь меня  уже  на второй встрече.

Старец ещё  раз  взглянул на молодого человека,  точно  ища  какого-то подтверждения  своим  словам,  и  продолжил:

- Следуя  правилам  самого Логоса,  если есть  запрос  сердца,  его нужно удовлетворять.  Скажи мне,  а  что  ты  сам знаешь  о Логосе  и как  его  понимаешь ? – неожиданно переспросил старец.

- Я  знаю, что Логосом  в  христианстве  и  православии  именуют  Господа  нашего  Иисуса  Христа, как Бога Слово и Вторую  ипостась Святой Троицы,  кроме  этого  логосом  также  именуют любые  божественные идеи  и сам  закон Божий,  - не  очень  уверенно ответил молодой человек.

Старец  одобрительно кивнул головой в  знак согласия.

- С  большего всё верно, если  исходить сугубо  из церковного учения. А  тебя  самого в  этой  двойственности определения  Логоса  ничто не смущает ?

- Нет, -  честно  ответил  молодой  человек,  -  а  что меня  должно смущать?

- Смущать  тебя  должно то, почему Логос  не  един, а  двойственен  и  почему  Логосом  назван  и Богочеловек  Иисус Христос, как  личность,  и  высший  духовный закон  одновременно, который  личностью  не  является. Для  тебя в  этом  нет противоречия?

- Нет, а  какое  тут может  быть противоречие?

Старец лукаво улыбнулся  и  ответил:

- Противоречие  тут в  том, что причина  и  следствие  не могут  быть  одним  и  сливаться в  одно.  Следующий  закону Логоса Иисус Христос  и  сам  Закон  Логоса, как  закон  Бога Отца,  никак  не  могут  быть  одним,  хотя   могут  быть  в  одной  системе самого  Логоса,  понимаешь?

- Нет, не понимаю, - ответил молодой человек.

Старец почесал   голову,  изображая  некоторое  бессилие,   и после паузы  продолжил:

- Ты  сам подумай  и  рассуди,  если Иисус Христос воплощался на  земле, как  любой  человек,  проходил весь земной  путь любого человека,  был  роспят  и затем  воскрес  по закону  Логоса, то как  Он может  быть сам  при  этом Логосом  и высшим законом ?

Проще  говоря, если  на Христа, как  и  на  любого  человека, действовал  закон  Логоса,  значит, этот закон был независим  от Христа  и  Христос  сам  только  следовал  ему  неукоснительно, как  закону  Отца, понимаешь?

- Отчасти  понимаю, но если Логос –  это  закон  Бога  Отца,  то  почему  тогда  Христа  называют в  православии  Логосом и Богом Словом?

- Во-о-о-т! –  радостно  воскликнул старец, -  тут  ты  попал  в  самое  яблочко.  Христа именуют  Логосом  и Богом Словом  только потому, что  Христос  открыл  людям закон Логоса  и исполнил  его в  самом  себе,  как  закон  Отца.

Без  Христа  люди  бы  никогда  и  не  узнали  о Логосе, поскольку  ум простого человека ни  при  каких  условиях  не  способен  понять разницы  между  духовной  первопричиной  и  духовным  следствием. Так  вот Христос – это  духовное следствие, поскольку  Он Мессия  и посланник Отца, а  Отец  духовная первопричина.

Логосом Христа поименовали  лишь по  той причине, что  именно  Он  явил  миру  в  самом  себе всю  полноту Логоса, как  высшего  закона Отца. Именно Христос  через  слово дал  людям представление об  Отце и воле Отца.  За  это Христос и  был назван Богом Словом  или Логосом.

- Отче,  ты  хочешь  сказать, что Христос не  имеет отношения к Логосу, как  высшему  закону  Отца?

-  Прямого не имеет. Закон  Логоса  первичен  и   непреложен.  Христос  сам  лишь  неукоснительно  следует  этому  закону и  не может  его ни изменить,  ни  нарушить,  но  только  исполнить.  Он  и сам об  этом  говорит  и  не  раз – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.»

Повторяю, Христос назван  Логосом  только  по причине  наиболее  полного  знания  закона Логоса.  Ни  один  смертный  человек  не  знает  этого закона  и  Отца  так  близко, как  Его знает Христос.

- С чем  это связано, Отче, почему никто не может знать Логоса?

-  Это связано с  невозможностью  для  рационального ума ипостасного разделения Отца, как  порождающего,  и Сына, как приемлющего и проявляющего Логос.  Ведь  сли Сын  сам  неукоснительно следует Логосу Отца, значит, Логос  существует независимо от Сына.

Это как  если  бы  любой  человеческий  ребёнок, ещё  не  став  отцом  и  не  достигнув  зрелости и мудрости  своего  отца,  начал сам его воспитывать и учить  отцовству. Это  нонсенс для иерархии  отношений  отца  и сына.  Таким же  нонсенсом  является  и несоблюдение Христом  закона Логоса, как  воли Отца.

- Значит, Христа  нельзя  считать Логосом в  полной  мере? – с  удивлением переспросил  молодой  монах.

- И нельзя  и можно одновременно, - с  улыбкой  ответил  старец. – Это  самый  сложный  и самый  деликатный  вопрос  всего  христианского  богословия.  До своей  крестной  смерти  и воскресения Христос  сам  только  входил  в  полноту  познания  Логоса и  только  по  совлечении  ветхого человека,  сев  одесную Отца,  Христос  сам  вошел в  Логос полностью и  окончательно.

- Значит, религия лжёт о том, что Христос Логос?

- Не  лжёт, а  делает  такое условное допущение. Это  противоречие  очень  сложно   объяснить  простым  верующим,  поэтому  оно давно  укоренилось в  догматах и  потом  уже  никто не смел попытаться увидеть разницы, но  святые  отцы,  достигшие прямого боговидения  в  этом разобрались.

Они  просто увидели  и поняли принцип исхождения энергии благодати  только  от  Отца,  а  это  значит, что  Христос  не  участвует  в  порождении  Логоса  и  Святого Духа, а  сам  постоянно  порождается  Отцом.  В  этом  и состоит суть второго посвящения  в тайну Логоса.

- Отче, меня всегда интересовало понимание того как Христос,  будучи   рожденным, может  постоянно порождаться Отцом?

- Это ещё  одна  тайна второго  оглашения, которую открывают  только достойным  и соединившим  ум с  сердцем,  - ответил  старец.  – Постоянное порождение Отцом  Сына – это лишь  библейская метафора  и миф, как  невозможность иначе  передать принцип  исхождения от Отца  того  спектра  энергии благодати,  которую олицетворяет  Сын.

Ты  же  понимаешь,  что Христос по  догматам  церкви – это единородный  Сын  Отца   и  ни  один  родитель  не может  одного и того  же  уже  рождённого  ребёнка, рождать  постоянно. 

То  же  самое  и с  постоянным  рождением  Отцом  Христа,  как  Сына,  где  постоянным  рождением  называется  только  постоянное  исхождение  от Отца  энергии  нравственной человечности, которую  условно и соотносят с Сыном или со  Христом, понимаешь?

- Отчасти да.  Значит, постоянно  порождается не  личность Христа, а  только его нравственный образ,  так ? - переспросил молодой  человек.

- Именно  так. То, что простые  верующие называют постоянно рождающимся Христом  есть только образ или безличностный  набор параметров  человечности в  её  эталонном  и  духовно-нравственном виде. 

Говоря современным  языком, Отец  постоянно  порождает вовсе  не  Христа, как  личность, а  только  Логос  человечности,  «матрицу» или «шаблон» духовно-нравственных качеств, который  люди также называют Христом, как и  личность Иисуса Христа.

- Отче,  ты  хочешь  сказать, что  исходящая  от Бога  Отца «матрица»  эталонной человечности не  имеет никакого отношения к  личности Господа Иисуса  Христа?

Старец  засмеялся  и немного успокоившись  ответил:

-  Ты  уж извини  и  не  обижайся,  брат, но  ты  сейчас  напомнил  мне  меня  самого 25  лет назад, когда мой учитель впервые  открыл мне  эту  тайну Логоса. Я  тогда  также  был  потрясён  до глубины  души,  поскольку не  знал,  что в православии Христом именуют и личность Иисуса и Вторую ипостась  Святой Троицы и нравственный закон и «матрицу» параметров  эталонной человечности.

Только совешенный духовный  ум может понять отличия личности, нравственного закона и «матрицы» параметров. Для простых верующих это всё  одно - Христос, а  для видящих - это совершенно разные категории и явления.

Если  Богочеловек  Иисус  Христос  это личность,  то нравственный закон и «матрица» параметров совершенно безличностны, поэтому когда люди обращаются за  помощью к  личности - это  одно, а  когда  они обращаются  к  нравственному  закону - это выглядит  отчасти  глупо. Именно  знание даёт понимание  различий личности  и Логоса.

- Значит,  Логос - это фактически естественный духовный  закон ? - с  удивлением переспросил  монах.

- Я бы назвал его сверхъестественным законом, который непреложен и независим ни от чьей  воли, поскольку  это закон движения первичной энергии благодати во  Вселенной Духа. Это фундаментальный закон,  говоря  современным  языком, который определяет всё и содержит всё.

Логос  безмерен  и  включает в  себя логосы  всех биологических  видов и всего сущего.  «Матрица»  человека - это  только  одна  из многих  в системе Логоса. Поэтому «матрица»  нравственных  параметров человечности существует  отдельно от личности Иисуса Христа.

Говоря  другими словами,  Христос - не создатель «матрицы» и логоса человечности. Создатель  этой «матрицы» Отец, а  Христос тот, кто показал людям  как  работает эта «матрица» и система,  через которую можно прийти вначале  ко Христу, а  от Христа  и к Отцу.

В  этом  и состоит  принцип  обожения  во  Христе  или правильнее  по Христу.  Проще  говоря,  любой  человек,  строго  следуя  Логосу  и  «матрице» параметров совершенной человечности,   может  достичь  того же  самого, чего  достиг  и Христос,  т.е. совлечения  ветхого смертного человека  и  воскресения в  человеке новом и безсмертном.  В  этом и состояла  миссия Христа, понимаешь?

-  Понимаю,  но  не  до  конца. Ты  хочешь  сказать, что  практически  любой  человек  может достичь  того же  самого, чего достиг  Христос  -  воскресения в  новом  бессмертном  теле ещё при  жизни ?

- Ну  да. А что  тебя в  этом  так  смущает? Многие  святые  отцы  первых веков ещё  при  жизни пробуждали  духовное  тело нового  человека  и  раскрывали  его сверх возможности.  Я своими  глазами  видел  духовное  тело  своего  учителя  и  не  раз и   могу  тебя уверить, что это не сказка. 

Пусть  тебе  это  не покажется чем-то странным,  но суть  исихии  и состоит в  пробуждении  духовного тела  и его развитии как действующей  единицы, которая принимает на  себя  всю  полноту  личности  прежнего телесного человека.

Посвящение в  тайну  Логоса – это и  есть знакомство  инока с  тем уникальным,  не  имеющим  аналогов  и невыразимым  духовным  законом по  которому зачинается, развивается в  плод,  рождается младенцем  и возрастает духовное  тело  нового духовного человека.  В  этом  нет никакой  тайны,  хотя это и весьма  специфическое  духовное  знание.

Молодой   человек  был шокирован откровением  старца и собрав все  силы  сформулировал  вопрос:

- Значит, второе оглашение – это посвящение в  тайну  Логоса как  высшего  закона  Отца  о  зачатии  и рождении   нового  духовного  человека? – с  некоторым  удивлением  переспросил молодой монах.

- Именно  так, - ответил  старец, - Второе  оглашение – это введение   инока в  великую  тайну Духа  о  том что  такое  новый  духовный  человек  и  как идёт процесс  его формирования, роста  и развития от момента  крещения и  зачатия перво-клеточки  духа  до выхода  из  чрева  души  и превращения в полноценную  личность.

Первое  оглашение – это начальное  знакомство с  основами  веры  глубоко невежественного  сугубо телесного человека, которому  только предстоит познать всю  глубину своей порочности и повреждённости  эгоизмом и страстями для  того, чтобы прийти  к  некой  условной норме душевной  или нравственной  человечности.

А второе  оглашение – это глубокое  и основательное знакомство с Логосом уже  частично исправленного и приведенного к  нравственной  норме человека, которому предстоит взойти  на  более  высокую  ступень духовного совершенства, связанную с развитием духовного тела  внутреннего человека через исихию и умное  делание.
 
- Отче,  получается, что первое  оглашение не  ведёт к  совершенству  и спасению души, а  ведёт только к  социальной  и  нравственной  норме?

- Увы,  это  так, мой  друг, но  об  этом нельзя  говорить вслух простым  верующим по уже  известным  тебе причинам.  Я  не  раз  говорил  тебе, что массовая  религия – это искусная  театральная  постановка  и имитация  духовного роста  для мирян, которым  нужно комфортное  спасение, не  требующее чрезмерных усилий.

Этот тип  веры  подходит  всем  ленивым, боязливым  и  ищущим  гарантий, но  эта  вера не подходит  инокам  и  духовным  воинам, которым нужны  реальные плоды  и которые  готовы к  реальному трудничеству  и реальному совлечению ветхого человека.

Всё  это я  говорю  тебе  только потому, что ты не мирянин и  не обрядовер,  хотя и пропитан   до основания церковными  сказками, а  монах  и  инок, который не  ищет  лёгких путей, а  ищет знания и  духовного совершенства. Ну  как, брат,  теперь  тебе стала  понятнее  разница между первым  и вторым  оглашениями?

- Да,  отче, теперь  стала понятна,  - ответил молодой  монах.  - Первое  оглашение – это знакомство  через  Символ Веры  только с  Сыном и Богом Троицей, а  второе  оглашение – это  знакомство с Отцом и  высшим  законом Отца, который и именуется Логосом  и  которому  неукоснительно следовал  сам Христос.

- Это верное  определение,  -  заметил  старец. – У тебя  сейчас ум находится в  прекрасной  форме, раз  ты  так  точно сформулировал  то,  о чём  не   каждый епископ  и богослов   может  даже  просто  думать. Тогда  ответь мне  ещё  на  один  вопрос  -  как  ты  думаешь,   можно  было  бы  в  одном  оглашении  дать  представление о  Сыне,  Отце  и законе Логоса?

Молодой монах задумался,  мысли точно  молнии забегали в  его  голове,  но окончательного  ответа  так  и не  возникло.

- А вот этого я  не  знаю, отче. Думаю что нет.

Старец  улыбнулся и по-отечески  похлопав  молодого человека  по спине в  знак  одобрения  сказал:

- Это вопрос из  области  знания Логоса  и  он  выше  твоего нынешнего состояния  ума,   поэтому  ответа  на  него  ты  знать попросту  не  можешь.  До  пришествия в мир  Христа  ещё было  возможно  прямое введение  в  знание об Отце  и Логосе  минуя  знание о Сыне, как  сугубо нравственное  знание. 

Вся  магическая  традиция,  традиция  жрецов Египта,  волхвов Персии,  ветхозаветная религия и  даже  сам  иудаизм – это и есть знание об Отце  и законе Логоса минуя знание о  Сыне. После  прихода  в мир  Христа ситуация резко   изменилась и прямой  путь к Отцу стал практически невозможен минуя Сына.
    
- А с чем  это связано, известно ? – переспросил  молодой монах.

- Конечно известно. После пришествия в мир  Христа магию Ветхого Завета сменила  доктрина нравственности  и социального развития. Именно поэтому духовность из анахоретской  и  пустыннической  стала социальной  и  общинной. Христианство  провозгласило принцип коллективизма и коллективности и церковь стала институтом киновии.

Евангельские события  стали  важной  вехой  во  всей  духовной культуре  всего  человечества.  Проще  говоря,  после  пришествия в мир Христа,  мир  очень  сильно  изменился  по  закону  всё  того  же Логоса. Нравственная доктрина Нового Завета  и  Евангелия на  долгие  годы утвердила приоритет социальных и  нравственных отношений  между  людьми, взамен  магическим,  основанным  на  личной силе  и могуществе.

Тем  не менее,  несмотря  на развитие института церкви и социальной  религиозности, параллельно с  ней  и в  тайне  от  неё  всегда  существовала иноческая и  анахоретская  традиция, которая  хранила древнее духовно-аскетическое знание и  знание о Логосе.
 
- Этот переход к социальной  и  нравственной  религии был прогрессом для человечества ?

-  Я бы не сказал.  С  одной стороны в  этом  был социальный  и моральный  выигрыш, а  в  другом – в  этом было  духовное поражение.

Старец  внимательно  посмотрел на  молодого человека  и переспросил:

- Как  ты  думаешь,  что или  точнее  кто  оказался  в  итоге  поражённым?

Молодой  монах задумался и неожиданно ответил:

- Может,  дух?

- Именно! -  воскликнул старец. - Поражённым  в  результате  этого социального и  нравственного перехода оказался дух  всего  человечества  и каждого отдельно взятого человека.  Это выглядит  несколько  противоречиво,  но в  действительности  массовое  невежество, ведомое  христианством и православием, отнюдь,  не  стало  духовнее. 

Оно стало моральней,  нравственней, душевней,  благочестивей  в  результате  всего  этого,  но  оно унизило и опустило  истинный  дух  и  подлинное  духовное совершенство  до уровня социальной  морали и  идеологии  гражданской  добропорядочности. Об  этом нельзя  говорить прямым  текстом,  но социализм  и коммунизм – это тоже плоды массового  христианства.

Да,  для  черни и невежд  нравственная  религиозность  открыла  широкий  путь к социальному  развитию  и  росту через  нравственное  уподобление  Христу, как  эталону  человеческой нравственности и морали,  а  для  подлинных  иноков,  аскетов  и  делателей  умной молитвы,  как  отречённых от мира, – это был  путь  отупения, омирщения  и схоластики.

Фактически с  рождением  официального института   церкви  всё христианство  как  бы  потеряло  Бога Отца  и правильное  представление  о Логосе,   поскольку  сконцентрировалось  вокруг  нравственной  личности  одного только  Христа, который  и  был назван Логосом.  Именно  из-за  этого  схоластического  заблуждения,   к  слову,  и произошёл  первый  большой  раскол  между Западной церковью и Восточной.

-  Ты имеешь в виду  ересь  филиоке и  то, что Восточная Церковь сохранила  знание о Боге  Отце  и Логосе ?

- Да,  именно это я  и имею в  виду.  Учение о  Христе,  как  Боге  Слове, как  и  лжеучение  об исхождении  Святого Духа  от Христа, – это всё плоды  Западной Церкви, которая пошла  по пути схоластического нравственного  богословия  и  социальной концепции церкви.

Восточная  церковь  ещё  долгие  годы  после  раскола  сохраняла  верность аскетике  и  учению Христа  об Отце и Логосе, но потом и  она  поддалась  натиску  мира  и схоластики.    Вот  почему  подлинное знание  о Логосе  и является введением в  оригинальное  учение  Христа  об Отце, которое  уже фактически утрачено в  современной церкви.

- Значит, церковный институт изначально был  обречён  на  омирщение  и разложение ?

- С большего  да.  Церковный  институт  без  полноты  знания Логоса -   это  не  божественный, а  социальный  институт  голой  морали, схоластики  и  обрядового  упрощения того духовно-аскетического знания,   которым  владели  отцы – пустынники, создавшие церковный  институт.

Я  думаю ты  ещё  помнишь  из Откровения  любимого ученика Христа, что  Церковь Христова, как  жена,  облечённная в  солнце,  вышла  в  мир  из  пустыни и  в  пустыню  духа  она  вернётся  обратно  в  конце  времён, когда  восстанет  большой  хаос,  ложь и  агрессия красного  дракона неокоммунизма.

Поэтому  понятие Логоса  является  ключом к  древнему  духовно-аскетическому  знанию  и оригинальному  учению Христа.  Ты вообще  знаешь, сколько смыслов имеет понятие  Логос? -  спросил старец.

- Профессор  Осипов в  одной  из  лекций  говорил, что понятие логос  имеет 34  гнезда значения, по 3 – 4 в  каждом. Это  значит  логос имеет  более  ста значений  и  понятие  «слово», использованное в  Евангелие – это  только самое  первое.

- Да,  это действительно так,  - сказал  старец. – Среди значений  логоса, кроме  слова, есть  и  мысль, разум, смысл, замысел, закон,  идея, порядок,  расчёт,  договор, основание, положение, причина,  дело, пропорция, соразмерность, знание, теос и  другие.

Но суммарно все значения  Логоса  можно  свести к  понятию высший  Закон, в  смысле  закон Духа. Ты  себе представляешь насколько меняется смысл сказанного Иоанном – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»  и  «В начале был Закон,  идея, намерение и Закон,  идея,  намерение  были у Бога, и Закон,  идея,  намерение были Богом» ?

- Отче,  а почему для перевода  смысла  Логоса  было  использовано  именно  понятие Слово?

- Ты  не поверишь, просто потому, что оно было наиболее употребительным и первым стояло в  словаре значений.  Позднее все  тексты  толкований  Священного Писания  и  творений,  богослужебных книг  и  самих  богословий,  короче  везде,  где  было  понятие Логос,  были переведены как Слово.

На  мой  взгляд,  это просто  религиозная диверсия,  так  исказить подлинный смысл  изречения любимого ученика  Христа, который  говорил  о самом сокровенном и важном – о  Логосе, как  Божественном намерении. Именно с  этой подменой  в  массовом  христианстве  и  православии  получил  распространение  магизм  слова  и  ложное  отношение к слову,  как  заклинанию.

Ты  не поверишь, но многие монахи  в  средние  века  были так сильно  увлечены магией  слова, что  буквально всю жизнь искали и  пытались найти формулу самой правильной молитвы, как  священного  словесного кода,  открывающего дверь в  небеса.  Магия слова буквально пропитала всё  православие и  этим  объясняется  такое  внимание  в христианстве  к славословию,  но отсутствие  плодов показало, что  магия слова  это ложный и тупиковый  путь.

- Ты  хочешь сказать, что  слово вообще  не  обладает никакой духовной силой? – переспросил молодой  монах.

- Нет, я хочу  сказать  несколько  другое. Я  хочу  сказать что силой  слово  может  обладать,  но только   то слово, которое  есть  не  набор  букв, а энергия  намерения сердца,  а  это слово,  исходящее из  самого сердца, а  не то, которое сложено  умом  и  исходит  от центра  речи  и  рассудка.

Я  тебе уже  говорил, что у  Бога  нет  ушей  и Бог  не  разбирается  в  лингвистике и семантике  7000  языков, существующих на  земле.  Именно  поэтому  Бог не  слышит  и  не может слышать  человеческой  речи.  Бог разговаривает  с  каждым  человеком только с  помощью  одного универсального  языка  -  намерения  духовного сердца.  Бог читает   только  намерения  сердца,  в  не  слова  и  буквы.

Поэтому понимание в современном  христианстве Логоса  как  Слова,  очень сильно увело христианство  от  духовного закона Логоса  в  дебри  магизма,  пустословия,  религиозной  философии  и  демагогии  и выход  из  этого  только  в  возвращении в  лоно Закона Духа.

- Отче, а  ты сам  постиг  смысл Логоса ?

Старец  громко  засмеялся  и  немного успокоившись  ответил:

- Ну  что  ты. На  постижение Логоса не  хватает всей  жизни. За 40 лет  я,   конечно, несколько продвинулся в  его  познании,  но я искренне  не  знаю  насколько  и  думаю что никогда  не  смогу  его  познать и сказать, что  я  знаю  Логос.  Логос – это  нечто беспредельное и всесовершенное, как  и сам Бог.

-  Отче, а как бы ты  сам определил  Логос?

Старец задумался и после непродолжительной  паузы  ответил:

- Я  бы  определил  Логос как  некую  разумную  первостихию, которая  является первичным законом и первоосновой  всего  сущего,  заключающей  в  себе  совершенную   сверх  идею,  из  которой и вытекает  весь мир  идей и сам  человек.  Как-то  так.   В  грубом сравнении Логос – это неизменная материя  холста, которая по своей природе  и текстуре  такова,  что  позволяет  любому  художнику создавать  на  этом холсте  любые картины  любых  тем и  расцветок.

Тем  не  менее, несмотря на бесконечность сюжетов, холстовая  основа у  всех картин  одна  и  она  неизменна  и при  этом  даже  проста. Примерно  то  же  самое  и с  Логосом,  только Логос – это  ещё  и активная  основа, которая  сама  может  влиять  на  творение.

- В чём  это выражается ?

- В  том, что Логос  имеет  смысл  -  приращение  качества  духа.   Логос  - это система  культивирования и  взращивания  духа.   Логос   подобен  гигантской  смысловой  матрице  бытия, которая включает в  себя  все  прочие  логосы  и  матрицы  бытийности. Логос направлен на  всё  сущее, но  наиболее  яркая часть Логоса  связана именно с  одушевлённым  или  живым  миром.

Как  говорил один  из  отцов «Остерегайся думать, будто для каждой твари имеется только один логос, таковых логосов – множество и они соответствуют состоянию каждой твари. Святые Силы постигают истинные логосы вещей, но они не постигают первый Логос, который ведом одному только Богу».

- И как  понимать эту цитату? – переспросил  молодой  монах.

- Понимай её  так, что Логос  имеет  огромное  множество  уровней  и  составляющих, как  элементов  или  узлов   Логоса,  тогда  как  высший  Логос ведом  только  Богу.  Это  примерно так же,  как  и  в  колесе истины  Аввы Дорофея  - все  радиусы  собираются в  центре  круга.  Так  и в Логосе  все  смыслы  и малые  логосы  соединяются на  вершине некой  бесконечной пирамиды  смыслов. Вершина  пирамиды – это и есть Бог, а  Логос -  система  смыслов,  ведущих к  Богу.

Вот  почему  Логос – это  настолько  ёмкая категория, что  фактически  не существует  одного слова и понятия, которое смогло бы   вместить и выразить  сущность Логоса.  Собственно,  для того и необходимо второе  оглашение, чтобы  наставник  постарался  раскрыть оглашаемому всю  глубину  и многосложность понятия Логос  и поверь, что  для  этого  требуется  не  одна тысяча  других  слов.

Монах опустил голову,  давая  этим понять,  что  вопросов к  старцу   у  него  больше  нет.

- Мне  что-то подсказывает, что  для  первого разговора о Логосе с  тебя уже  достаточно,  не  так  ли ?  - неожиданно  сказал старец.

Молодой монах посмотрел в глаза старца и,  увидев  них  уже  знакомый  ему блеск,  ответил - Да,  отче,  спаси Господи,  я  получил  достаточно информации  для  первого  раза.

- Ну,  вот и  замечательно.  Тогда  на  сегодня достаточно,  а  то  мне  нужно ещё  кое – какие  делать  поделать  по  дому.  Как  будешь  готов к  продолжению приезжай,  ну с  Богом…

…продолжение следует…


Рецензии