Носители культуры

       Несколько лет назад мы побывали в гостях у подруги нашей дочери по учебе. Семья литовская, муж говорил по-английски и по-литовски, но жена неплохо говорила по-русски с характерным прибалтийским акцентом. Она до 18 лет жила в Вильнюсе еще при советской власти. Давно живет в Америке. Ее муж Алдис родился в США, его отец уехал на Запад, когда в Литву пришли советские войска в 1939 г. Отец до войны у себя был известным джазовым музыкантом. А в США пришлось работать на упаковочной фабрике, и сыну он часто жаловался на несложившуюся карьеру.
        Когда отношения между странами потеплели, Алдис поехал на родину отца в Литовскую советскую республику, захотелось увидеть, откуда его предки. Там он встретил и влюбился в литовскую девушку. Он писатель, умеет красиво говорить. Поэтому не удивительно, что 18-летняя Инетта согласилась пойти за него замуж. Он писал и стихи,  некоторые нам показывал. Мне было трудно оценить его поэтический дар, ведь они на английском, но тематика была любопытная. Что-то про планету, куда в будущем переселится его душа. И даже пытался показать, на каком участке неба планета находится. 
        Мне с ним было интересно беседовать, видно было, что человек он неординарный, пусть немного странный. Ходили вместе в какие-то ресторанчики, забитые людьми, но он всех там знал и всегда находил столик. Жили они в небольшом городе Сант-Августин во Флориде.  Я немало там бывал и писал об этих местах*. К русским он относился без симпатий, и к нам сначала отнесся подозрительно. Когда мы к ним пришли, сразу спросил: «Вы не с КГБ?». Может, просто шутки у него такие? Стал мягче, когда узнал, что мы с Беларуси. Я удивился, как много у него в городе знакомых, оказалось, он еще занимался журналистикой и рекламой, подрабатывал в местной газете.   

        Теперь, рассказав немного об этом человеке, я хочу перейти ближе к теме. Когда Алдис мне показывал свои книжки, там было много написано об Италии. Я там тоже раньше побывал, тоже имел свои впечатления, и нам было о чем поговорить**. В разговоре я задал ему вопрос:
        - Мы много дней пробыли в Италии, на Сицилии, посетили разные города. Всегда удивляло, какой заметный пласт культуры сформировался на этой земле. Какое сильное влияние он оказал на развитие мировой культуры!  Но я не встретил ни одного носителя этой культуры.  Обычные простые люди, веселые, улыбчивые… Любят вино, праздники, развлечения.
Алдис ответил:
        - Знаешь, их не так много, носителей культуры, но они есть. У меня там было немало встреч с писателями, журналистами. То, о чем я писал, я узнал от них. Просто ты жил в  другом окружении. Попади куда-нибудь в глубинку России, Беларуси. Разве ты сразу там встретишься с яркими представителями культуры этих стран?
        Я согласился:
        - Возможно. Не знаю, чему и как учат в школах Италии, но у нас в школах на уроках литературы изучают и Пушкина, и Толстого, и многих других писателей и поэтов мирового уровня, широко известных за пределами стран бывшего СССР. Или взять музыку: Чайковский, Рахманинов…
        Он меня прервал:
        - Я это знаю. Но не думаю, что каждый из учившихся в ваших школах является носителем гуманных ценностей, носителем и проводником культуры своего народа.

        Вспомнил я этот разговор, когда увидел кадры с почтового отделения одного из районных городов Белорусского Полесья, где в эти дни расквартированы российские военнослужащие, вернувшиеся с украинского фронта. Они отправляли домой «трофеи»: телевизоры, инструменты, компьютеры, одежду, драгоценности, даже  кресла и лодочные моторы … Десятки и сотни килограмм. Молодые мужчины. Все они учились в наших школах. Получали оценки за знания. Представляли ли себе учителя, которые на литературных примерах пытались их учить «доброму, вечному…», что их ученики станут мародерами? Что низменные инстинкты начисто задушат ростки гуманизма, посеянные ими на уроках? Бедность ли виновата? Или не повезло парням с учителями, с родителями?...  О каких носителях русской культуры среди этих солдат можно говорить?

        * http://proza.ru/2015/11/20/182
        **http://proza.ru/2014/10/09/84


Рецензии
Владимир, пишу тебе рецензию не потому, что произведение понравилось, в потому что нужно написать.

Сейчас идет война на Украине, начавшаяся 24 февраля. Войну начал Путин, а теперь ей конца края не видно. Сша только что сообщили , что передали Украине более сотни гаубиц тяжелого вооружения. Сколько денег они передали я уже молчу. Сделано с целью затянуть войну, украинцам воевать почти нечем, теперь есть чем. Ну и другие станы постарались, теперь цель Путина защитить от обстрела Донбасс провалилась. Значит война затянется и крови прольется больше Донбас не только не защитили, сейчас многократно усилились обстрелы м русские войска объединенными сломи Европы не справятся. Я видел ты Вашей Лены НАПИСАЛ РЕЦЕНЗИЮ, где поддерживаешь ее статью про Мариуполь. Все правильно, был красивый город, а сейчас полол развалин. Но бы забыли, что война идет не 3 месяца а 8 лет, и то что происходит сейчас Мариуполем, давно произошло с городами донбасса. Жители не жили а выживали целый год, когда не было ни света, ни денег. Я найду показания жителей, как они жили Где была Ваша Лена 8 лет?

Анонимное письмо от жителей Бучи, а точнее крик души, опубликовал в своем Телеграм-канале украинский блогер Юрий Подоляка. «Пожалуйста, опубликуйте моё письмо. Я сейчас нахожусь в Киеве и не могу это огласить сам», - так начинается обращение, которое не просто проливает свет на события в Буче, но и берет за душу, и открывает глаза тем, у кого до сих пор были закрыты. Подробности в материале DEITA.RU. С постановки в Буче, жуткие кадры которой облетели весь мир, прошла неделя, «и те единичные соседи шепотом после того, как ты поклянешься Мамой, здоровьем своих детей, и всеми святыми, в ужасе от увиденного беспредела рассказывают Правду...», пишет автор, гражданин Украины, эвакуировавшийся из Бучи в начале марта.    «Русские вышли с Бучи 30 марта. А 31-го, вечером началось разграбление. Работала бригада больше 10 человек в гражданской одежде, но охраняли и командовали ими военные ВСУ круглосуточно. Ночью при свете налобных фонарей. Грабили наш дом три дня (31, 1 и 2-го апреля). Взломаны и разграблены все квартиры кроме тех четырех, где были люди», - рассказал он. По его словам, накануне в Буче идентифицировали четыре из шести трупов, найденных в подвале соседнего дома. Двое из них оказались мастерами по установке дверей, а двое – слесарями - это те, кто взламывал квартирные двери. «Это устранение свидетелей, мародеров, которые три дня трудились на "командиров ВСУ"! Об этом знают все, но молчат. Молчат даже те, у кого близкие служат в ВСУ и полиции! Все погружены в животный страх! Тех, кого мы считаем нашими, убивают сразу без предупреждения», - рассказал житель города Бучи. Убивают на Украине и посмевших выразить  недовольство действиями вооруженных сил Украины, добавил автор. «Наше село (под Киевом – прим.ред.) грабили части ВСУ, которые зашли, как только отошли российские войска! Все дома взломаны и ограблены!!!  Люди молчат. Сосед с малыми внуками выехал в Малин к дочке, а корову и кур передал под присмотр соседке... Соседка  увидела, что с его дома "наши" выносят даже мебель, побежала к ним: "Хлопцы, да що ж вы робытэ, мы ж свои?!! Её сразу же под заборчиком и пристрелили... И ее мужа тоже!  За что убили бабу Машу??? Её недоенные коровы три дня истошно мычали на всю округу, потому что соседи боялись выйти с хаты даже в туалет, и ходили в кастрюлю... На третий день, воины света сжалились и перерезали бедолашным коровкам горло... В части ВСУ, которая зашла в наше село, было 70-80 человек. И все они грабили и убивали!», - говорится в обращении. По мнению автора письма, раньше люди верили сообщениям украинской прессы, что грабили «русские орки», но решение отвести российские войска от Киева  все расставило на свои места..... «Это решение - Божье вразумление...», - считает автор обращения. По словам автора письма, люди все видели и все расскажут, украинские власти не смогут убить всех свидетелей лютого сатанизма – «Народ нельзя убить...». «Вы думаете, что на Украине фашизм? Нет, это не фашизм... Фашисты своих не грабили и не убивали! Это сатанизм лютый, бессмысленный и беспощадный! Они не "наши", они нелюди!!!»  - заявил украинец. «У меня остались  брюки,  туфли, рубашка и одни трусы... Я это переживу... Потому что у меня родилась Мечта... О том, что "Русские орки", даст Бог, вернутся в мой любимый Киев, в мою  Бучу, в моё  село, и я смогу записаться к ним рядовым, чтобы освободить мою Батькивщину, мою Родину от лютого сатанизма, что терзал три дня наш дом в Буче, и десять дней истязал моё любимое село... Пожалуйста, "Русские Орки", Дорогие мои, Хорошие, не останавливайтесь... Ради Христа, Родненькие!», - обратился он к русской армии. 

Об этом сообщает "Рамблер". Далее: http://finance.rambler.ru/business/48457637/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Владимир, пойду брать свидетельства донецких жителей

Иван Наумов   22.06.2022 07:01     Заявить о нарушении
Иван, спорить не буду, могу говорить только то, что знаю. Международные суды в преступлениях разберутся. Не все сразу. Я все же верю в справедливость и Божий суд.
С фамилией Подоляка есть два украинца. Один борется за интересы РФ, другой Украины. Кому верить? Ты же сам знаешь, что врут много и каждый в своих интересах. И по ТВ, и на Ютьбе, да и на Прозе.ру. А я верю только тому, что вижу своими глазами, делаю выводы для себя. К счастью в Буче я не был. А Соловьева не смотрю уже давно, на нервы действует даже тон его передач.
Зато часто звоню друзьям в Киев, знаю что и как там происходит. Российских войск там не было, лишь какие то диверсионные группы, остановили их после Бучи и др. мест близ Киева, но обстрелы велись постоянно. И сейчас постоянно сирена воздушной тревоги. Зачем Пу рушить дома и убивать сознательно гражданское население? Не могу обьяснить рационально. Просто из ненависти? Есть знакомые среди беженцев, примерно знаю как они живут. Хорошо, если есть родственники в Америке, Польше и др. странах. Им спокойнее. В США полтора года им дают возможность легально жить и даже работать. Стараются помогать.
Мое мнение что Пу развязал войну захватническую, так в 21 веке цивилизованные страны уже не поступают. Средние века какие-то! Ведь можно завоевывать экономически. Чтобы хотелось присоединиться к более богатой стране. Вот почему Украина выбирает Евросоюз, а не Россию. А Украина защищается. Война это дело грязное и несправедливое. Всякое на войне случается.
Что же касается моего рассказа, я видел кадры на белорусских почтамтах. Видел как на танках везли привязанное снаружи барахло. Я понимаю что воюет бедная часть российского населения. Контракты идти на войну люди разумные и обеспеченные подписывать не будут. Тем более вывозить унитазы и технику. Теперь, когда стали возвращать гробы, желающих воевать еще меньше. Да и пыл войск РФ снижается, зачем еще России территория с разрушенными городами и ненавидящим их населением. Я не говорю, что там внутри в Украине всегда были только мир и любовь. Но беда объединила всех. Родственники моих друзей больше месяца с нетерпением ждали, потом стояли на очереди, чтоб получить оружие, потом служили в территориальной обороне в своем городе, теперь на фронте.
А в общем то мой рассказ посвящен общечеловеческой культуре людей. Не думаю, что в армии РФ одни мародеры. Видно затюкали этих "бурятов" бытовые проблемы. Как легко счистился с них тот культурный слой, который дали школа, хорошие фильмы и книги. Они же не в пещерах и болотах росли. У тебя тоже прекрасные и талантливые стихи, достойная жизнь. Ну, а верить политикам и продажным болтунам, твое право.

Владимир Кожин 3   15.06.2022 21:12   Заявить о нарушении
Кстати, Иван, о проблемах на Донбасе много и многие писали, призывали к миру. Даже я несколько лет назад: http://proza.ru/2020/05/29/159

Владимир Кожин 3   15.06.2022 21:16   Заявить о нарушении
Владимир, думаешь, я фанат Путина? Я больше всего боялся, что ты начнешь с оценки личности Путина. Кто к нему относится отрицательно и спецоперацию оценивают поэтому, его не считают адекватным человеком и все остальное привязывают к этому. Я в своих откликах поддержал начало операции но сразу написал, что он поторопился. Можно было не начинать ее, а подождать несколько дней, если военные действия начнет Зеленский, то спрос будет с него, тогда бы никто не назвал Россию захватчиком, а некоторые проигрыши можно было компенсировать. Но он начал и война пошла по другому сценарию. Теперь все это не исправить. Он уже агрессор, захватчик и прочее. У меня Днепре на украине живет брат жены с семьей, там жил и тесть, когда ослеп жена перевезла его в Россию, здесь он и похоронен, а теща похоронена в Днепре. Так у меня больше причин не навидеть войну. Я тебе обещал показать свидетельства жителей Донбасса, но ошибся, ты можешь прочитать их через 10 строчек ниже. Показал только начало, но и по этому отрывку видно, как жилось Донбассу.

Иван Наумов   16.06.2022 06:14   Заявить о нарушении
Иван, я полагаю, что Путин вполне адекватен. Из-за самоизоляции он не получал достаточно правдивой информации. А болезненное самолюбие, неограниченная диктаторская власть, огромные ресурсы и, возможно, проблемы со здоровьем заставили его поспешить. Ведь даже послушное близкое окружение "жополизов" не было в курсе дел. Но уж очень ему хотелось возродить империю, стать новым Петром Первым или Владимиром Вторым. Войти в мировую историю. Конечно, он уже войдет в учебники, цели добился.
О каких нескольких днях подождать и не начинать спецоперацию ты пишешь? Надо быть самоубийцей, чтоб напасть на Россию, когда огромное войско в мороз и холод уже месяцы стояло у границы. Даже отвоевывать свою бывшую территорию Украина не решалась. А вот почему Путин не дождался присоединения Донецкой и Луганской республик в состав России? Все же было продумано, станет территория российской, попробуй напади! Почему не начал операцию с их расширения, это вопрос. Ему же кто- то пообещал, что за три дня Украина падет, что быстро займут Киев, поменяют власть, но обещать за большие деньги могут всё, что ласкает царское ухо. Даже мундиры для парадов везли, Росгвардию для усмирения гражданского населения.
Теперь уже понятно, весь мир на стороне Украины, она победит.
Что же касается этих восьми лет страданий людей на Донбасе, да они бы не страдали, если бы не кричали подставные бабки в 2014: "Путин, введи войска". Без них такие как Пушилин не продержались бы и трех дней.
У меня есть знакомые, друзья моих друзей. Встречался с ними несколько раз. Очень приличные и образованные люди. Их сын был журналист со стороны ДНР, погиб во время боевых действий. 26 лет, единственный сын. Из Донецка. Лез в самое пекло, чтоб писать репортажи. Мать ездила на похороны. На кладбище его провожали местные высокие чины. Очень торжественно, я видел видеозапись. Он был известен в их краях. Родители давно уговаривали уехать к ним в Америку, он сказал, что его место там. Так что все неоднозначно, война...
И война и политика - дело грязное. Легко людей обмануть и запутать. Но Украина имеет право защищать свою территорию, а нарушение мировых договоренностей по границам преступно. Законы следует исполнять.

Владимир Кожин 3   16.06.2022 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.