Записки из книжного магазина

Работаю в книжном магазине в небольшом городке нашего славного Подмосковья. Казалось бы, что может быть интересного в такой работе? Наверняка сразу представляется маленькое пыльное полутемное помещение, которое изредка посещают старики за старушки. Ан нет, работаю не больше десяти смен, а уже есть, что рассказать, чем поделиться. Итак, погнали.

1. Возле кассы у нас небольшая выкладка с монпансье в оригинальной упаковке - в металлических банках, внешне один в один консервы. Крышка на ключе, всё как положено. А на банке забавные надписи вроде "открыть, когда грустно", " Открыть, если хочешь, чтоб мечта сбылась" и прочее в таком духе. Кто не знает, монпансье - это леденцы такие. Поясняю на всякий случай, ибо несколько раз уже было такое, что спрашивают:

- А что это?

А я, святая простота, отвечаю "Монпансье". Зачастую на лице спросившего прям читается " Спасибо, блин, объяснили, ещё непонятнее стало.. ". Но это школьники в основном. Так вот, за что только эти самые банки с леденцами ни принимали! Больше всего запомнились два случая:

- О, мам, смотри, корм кошачий, давай Ваське возьмём! (Это девочка лет восьми маме сказала).

И молодой паренёк, что спросил:

- Это.... - тут его лицо приобрело выражение беременной русалки, он явно понимал, что сейчас сморозит. Пауза в пару секунд, после чего он продолжил вопрос невероятно жалобным голосом, прям лебедь умирающий: - Шпроты?..

Так он это спросил, что меня разрывало два желания: расхохотаться и накормить беднягу.

2. Все-таки магазин книжный, посему книги тоже спрашивают. Запомнился надолго один персонаж средних лет, что спросил, где найти Конституцию. Покупателей нет, так что окей, с удовольствием провожу и покажу. Возле нужного стеллажа такой диалог у нас состоялся:

- Вот, пожалуйста, раздел право, вот Конституция.

- Это тетрадка какая-то, мне нормальная нужна.

Хммм... Мысленно чешу затылок, но понятнее не становится. Прошу пояснить его пожелания, выясняется, что Конституция должна быть толщиной не меньше всех вместе взятых томов "Войны и мира". Или как минимум с томик Блаженного Августина. Покупателю нужно было, чтоб под одной обложкой было ВСЁ. И основной текст, и поправки, и комментарии, и всякие положения... Понимая, что сама я тут бессильна, зову старшую, и с ней вместе мы минут сорок, не меньше, перерываем нашу базу и сайт под бесконечное:

- Посмотрите вот такой вариант.

- Нет, здесь нет комментариев от 2022 года (могу ошибаться, чего именно нет, но чего-то точно не хватало).

- Хорошо, а вот такой вариант? 489 страниц.

- Тоже нет, это старое издание, 2021 год.

Несколько десятков минут мы с ним возились, предлагая и то, и это, да без толку. Отправили в итоге на сайт искать самостоятельно, ибо по базе у нас четыреста с лишним вариантов нашего основного Закона Российской Федерации.

Второй случай более прозаичен, но не менее забавен. Переписывались с мужем, слегка сцепились, не так друг друга поняв. Ничего страшного, просто периодически бегала к телефону в служебное помещение отправить очередное сообщение. Разобрались в итоге. Вечер уже, мысли уползают в сторону домашних забот, работать не хочется. Тут подходят парень с девушкой, просят посмотреть наличие книги. Сажусь за комп, открываю базу, прошу уточнить либо название книги, либо автора. Отвечает девушка, не моргнув глазом, ни единой мышцой на лице не дёрнув:

- "А тому ди я дала?".

Не сразу до меня доходит, что это название книги. Да ещё так совпало с моей ситуацией... Пожалуй, это было самое мощное усилие в моей жизни, чтоб не расхохотаться! С трудом, беззвучно подергиваясь, нахожу нужное, с каменным лицом сообщаю голосом робота Вертера, что "нужной книги у нас, к сожалению, сейчас нет, можно заказать через сайт. Так же программа показывает наличие в ТЦ "Серпантин".... ...Хорошо,  могу позвонить забронировать книгу для вас... ... Дорогу знаете?.. ... Всего доброго, хорошего вечера". Едва эта странная парочка покидает магазин, я буквально сползаю под стол от смеха. Боюсь даже представить мысли парня, когда при нём девушка, его девушка, спрашивает ТАКУЮ книгу... Ладно, нам ли судить, отсмеялись, едем дальше.

3. К теме о странных покупателях, - буквально на днях было, в последнюю смену. Так же вечер, народу практически нет, занимаюсь потихоньку проверкой выкладки. Позади почти две смены, действую по инерции, и девушка, что зашла в магазин с бейсбольной битой, никаких эмоций не вызывает. Видит меня, прямым курсом сразу идёт ко мне, спрашивает:

- Не подскажете, где у вас... А, нашла.

Берёт стопку тысячных купюр "билет банка приколов" (Как закладки их используют, что ли?..) и идёт к кассе, спросив, могу ли я пробить ей покупку.
 
- Не рискну спорить с девушкой, у которой бейсбольная бита, - отвечаю с улыбкой на автопилоте, пробиваю ей покупку. Девушка благодарит, закидывает биту на плечо, кладёт в карман фальшивые деньги и уходит. Только тогда я до конца понимаю ситуацию, из эмоций только "в смысле?!".


Однажды заходили не то корейцы, не то китайцы (как их можно отличить?!). Мужчина с женщиной, попросили на ломаном русском прописи. И обычные, и математические. Сказали, что ребёнку в первый класс, но мне сразу стало ясно, что для себя. Показала нужное и тут же поняла, что без меня тут никак. Так и металась между ними и кассой, в итоге подобрали нужное. Хотели оформить нашу карту, но, едва услышав, что нужно будет для этого заполнить анкету, мигом отказались. Были необычайно вежливы и культурны, улыбчивы, оставили светлые впечатления.

Ещё не так давно был день, когда у меня появилась аллергия на покупателей. Я не могу это по-другому назвать или объяснить. Стоило лишь покупателю подойти на кассу, как мне нестерпимо хотелось чихнуть, с трудом удерживалась. Лишь покупатель уходит - и всё, чихать не хочется совершенно. Что интересно, если кто подходил просто что-нибудь спросить, то всё хорошо, в носу не щекочет. А стоит подойти с покупками - всё, дышу через раз, сдерживаюсь, ибо чихаю я так, что рядом может что-нибудь свалиться, а слышно было бы от входа в ТЦ.

4. Странно это, с непривычки-то, но покупатели делают комплименты. Пару раз восхищались моим именем (мама подарила, да-да), но один случай запомнился особо. В середине дня дело было, не по вечерам же самому интересному быть;. Была я в тот день в ярко-голубых линзах. Подходит девушка с покупками, пока пробиваю, она вдруг говорит:

- Какие же у вас линзы красивые! - и, не успеваю я поблагодарить за комплимент, как она через плечо кричит куда-то в зал: - Мааам, иди посмотри, какие у девушки глаза красивые!

Подходит к нам женщина лет 50 на вид, может, чуть больше, внимательно смотрит пару секунд... Долгие пару секунд, скажу я вам. Покупки пробиты, осталось назвать итоговую сумму к оплате, но вместе с тем интересно, что будет дальше. Так и стоим с той женщиной, она на меня смотрит, я на неё... Затем она спрашивает с таким искренним недоумением и непониманием, что не рассмеяться было невозможно:

- Ой, а что вы с глазами сделали?..

В общем, мы с её дочерью от души хохотали, ибо таким искренним было непонимание, так по-детски наивно прозвучал вопрос, что удержаться было невозможно. Эта девушка была первой, кто сразу понял, что линзы, до неё пару раз просто говорили, что глаза красивые.

5. Война, санкции, сахар по упаковке в одни руки... Ну и мы не отстаём. Цены на бумагу для принтера взлетели до небес, одна упавка стоила 1299 рублей, да ещё и не больше упаковки в одни руки. Покупатели, слыша это, реагировали по-разному. Два самых частых варианта их ответа на новость о цене - "это за коробку?" И второй, мой самый любимый - "охренеть! Ой, простите". Мы сами охренели, когда нам переоценка пришла. И это ещё мягко сказано. Но в целом покупатели у нас спокойные, скандалов не было, по крайней мере в мои смены. Относятся с пониманием, терпеливы, если долго им что-то ищу или случайно путаюсь в программе, не то нажимаю, или ждут, пока принесут размен. Таких покупателей беречь надо.


Ну и напоследок небольшой совет - высыпайтесь перед работой! Не куда-то там высыпайтесь, вы не крупа, а спите как следует. Был у меня день, когда поспать удалось всего пару часов. Никаких левых мыслей, я сперва перезжала, а потом ещё и машиной в канаве завязла, доставать пришлось долго. В общем, почти не спамши на смене. С утра все из рук валилось, переоценка гуаши была, так эту самую гуашь постоянно приходилось союирать то по полу, то по столу. Хорошо, баночки крепкие оказались. Сосредоточиться не удавалось совершенно, вроде иду ровно, а влетаю в косяк... И так во всём. То ещё утречко было, да. Тут ещё поясню немного - сменная обувь у меня отлично скользит по нашему полу, у меня привычка чуть ли не с первого дня - пару шагов разбег, а дальше скользить, как в детстве по льду. Вроде у кого-то из наших подсмотрела на стажировке, теперь уж и не скажу точно. Но такой способ передвижения тут же стал подсознательным, по-другому уже не получается.

Так вот, то серое мрачное снежное утро. В голове сумбур, руки-ноги рассинхронизированы, мало что получается нормально. Тут подходит женщина средних лет в роскошном меховом манто. Почему-то этот факт очень сильно запомнился. Вместе с пожеланием доброго утра я вскакиваю на ноги. Зачем, для меня до сих пор загадка, на кассе можно и сидя с покупателями работать. В общем, вскакиваю я, в руках та самая злосчастная гуашь... Почти удалось вскочить, ибо нога поехала и кассир, то бишь я, вместе с последними звуками фразы "доброе утро" бодро улетел под стол. Приложилась локтем об пол, выложенный мраморной плиткой, чудом Господним избежала удара годовой о край небольшого шкафа, хотя по вмем законам физики и баллистики шкаф с моей головой должны были обязательно встретиться. Встаю потихоньку, желание одно - расхохотаться. Сказала бы покупательнице, что, мол, вы сегодня просто сногсшибательны, да смех помешал. Женщина она оказалась адекватная и спокойная, отнеслась с пониманием. Потом, когда я нашла по базе то, что ей нужно было, вызвалась проводить её до нужного стеллажа. Так она даже руку предложила, мол, неспеша вместе спокойно дойдём. От помощи, конечно, отказалась, дошли благополучно. Зато после такого падения (это фиаско, братан!) день пошёл худо-бедно своим чередом, что-то там в голове перещелкнуло, видимо, и доработала худо-бедно на скрытых резервах организма. Так что мой вам совет - не крадите время у сна, не надо жертвовать сном во имя "посидеть ща компом подольше" Или ещё чего, тем более перед работой, неизвестно, чем это может закончиться.

Всем хорошего дня, берегите себя и, конечно, читайте книги, это здорово. Если кому будет интересно, то как только соберется материал, напишу продолжение.


Рецензии