Архипелаг Кергелен. Глава 5

Глава 5. Шарик.   

      … Сегодня известно, что это был РСД-37, мощностью 1,6 мегатонны…Координаты взрыва, который был произведён на высоте 1550 метров, составили приблизительно 50 градусов северной широты и около 80 градусов восточной долготы, точность не особенно важна, поскольку известно главное – это было над территорией Семипалатинского ядерного полигона. И хотя взрыв был воздушным, его динамическое воздействие на земной шар оказалось ощутимым. В этот день и в этом месте казахской степи впервые по настоящему столкнулись два неукротимых стихийных явления – необузданные стихии земли и неукротимые стихии человеческой мысли. Аналогичный по мощности ядерный взрыв американцами впервые был произведён за три года до этого ещё в 1952 году.

     О возникших проблемах нанесения ущерба природе планеты, её сохранению и охране в тот период никто практически всерьез не задумывался. Последующие испытания ядерного оружия привели к тяжелым экологическим последствиям глобального масштаба: впервые в истории планеты Земля в результате радиоактивных выпадений практически на всей ее поверхности заметно повысился радиационный фон. Массовое движение за запрещение испытаний ядерного оружия началось, когда обнаружилось, что последствиями атмосферных ядерных взрывов является мощная радиация и, как уже следствие радиации, мутации у людей и животных, онкологические, иммунодефицитные, психические и другие изменения.

      Наконец, в 1963 году было запрещено испытание ядерного оружия в так называемом открытом пространстве. Однако, что и закономерно и логично для появившихся и последствий и научных данных, к тому времени уже были проведены масштабные ядерные испытания на эффективных для озоносферы околоземных высотах, такие, как «Аргус», «Морская звезда», «Тэк», «Орандж» и другие серии ядерных взрывов, которые осуществили американцы и которые имели общую мощность 4,32 мегатонны. Советская серия испытаний того периода была не меньшей мощности. Общая мощность взрывов до 1963 года на чувствительных для озоносферы Земли высотах с обеих сторон достигла 8,5 мегатонн. В результате этого, как указывают современные источники в 1960-1962 гг. произошло изменение физико-химических условий для естественного режима генерации и гашения озона…

      После 1963 года подавляющее количество испытаний проводилось только под землей. Однако оказалось, что это ничуть не безопаснее. При мощности взрыва более 50 килотонн сейсмическая упругая взрывная волна идет вглубь и «обжимает» земное ядро. Однако большое число испытаний как раз и проводилось с мощностью более 50 килотонн. Более того, оказалось, что в гранитном массиве на Алеутских островах в сентябре 1971 года американцы произвели испытание ядерного устройства мощностью 5 мегатонн. Это уже был настоящий Апокалипсис, как утверждают различные источники, взрывная волна четыре раза обжала земное ядро, многократно отражаясь и переотражаясь к нему от поверхности Земли.

       Исходя из последующих, известных сегодня нам с вами обстоятельств и научных умозаключений, можно сделать вывод о том, что сейсмология, как наука не имела тогда полного представления относительно буквально глубинных последствий этих процессов, хотя, как раз это и были механизмы научных методов пережитого нами бурного научного прошлого.

       В результате частых и мощных испытаний произошла полная разбалансировка сейсмического статуса планеты. Судя по каталогам сейсмической активности этот глобальный процесс, начавшийся приблизительно с 1972 года, продолжается до сегодняшнего времени, говоря по-учёному, с аномальным осевым растяжением планеты, растяжением земной коры, ростом тектонической активности, ускорением смещения магнитных полюсов.

      Наиболее наблюдаемым фактором стало изменение климата и если аналитики об этом судят в общем, то местечковые старожилы, в том числе наслышанные о ритмах Земных стихий, отмечают и некоторую предвзятость и новые аномалии. Учёные отмечают увеличение вертикальной турбулизации атмосферы и циклических процессов в ней, а старожилы, глядя на космические панорамы утверждают, что в средних широтах независимо от времени года стали наблюдаться резкие понижения температуры, связанные не с горизонтальным продвижением масс холодного арктического воздуха, а втягиванием холодных воздушных масс из стратосферы, что приводит к очаговым резким понижениям температуры в приземных слоях, совершенно сбивая с толку метеорологов старой школы, полагающих, что, к примеру, европейская «погода передвигается» преимущественно только по однажды и навсегда заведённым маршрутам - от Гольфстрима в Атлантике в сторону материковой Евразии.

      В августе 1964 года автор этого незамысловатого повествования поступал в одно командно-инженерное училище Министерства обороны СССР, но по причине большой юношеской любви особых стараний к экзаменам не приложил и сошел с дистанции ещё до конкурсного отбора, а по возвращении в родной ему город, обнаружил, что в одной с ним бригаде электроцеха ЦЭММ  теперь работает попавший под хрущёвское сокращение бывший штурман ВВС ВС СССР. Бывший штурман был теперь капитаном запаса, некогда окончившим известное в этих местах штурманское училище, который прознав о том, куда я не поступил, посоветовал не сожалеть и, поскольку, я уже имел представление о службе выпускников этого учебного заведения, вкратце рассказал мне об одном оборонном мероприятии участником которого ему, проходившему в то время службу на военном аэродроме неподалёку от города Мурманска, пришлось непосредственно быть.

      Это был рассказ от имени очевидца, живо передавшего все обстоятельства невероятного испытания так естественно и в таких подробностях, что заподозрить его в пересказе или в выдумке было невозможно. Речь шла об известном всему мировому сообществу испытании сверхмощного ядерного заряда мощностью свыше пятидесяти мегатонн в тротиловом эквиваленте, который был произведён в Советском Союзе 30 октября 1961 года на высоте четырёх километров над полигоном архипелага Малая Земля. Все последующие годы я уверенно считал моего рассказчика непосредственным участником событий из состава экипажей, но когда в новую эпоху  были обнародованы подлинные списки экипажей, имени и фамилии моего знакомого там не нашлось, посему не найдётся её и в моём повествовании, хотя самим его воспоминанием, пусть  даже,  допустим это, основанном не на личных впечатлениях, а на рассказах очевидцев, я здесь поделюсь, хотя он и не настолько полный, чем те сведения, которые сегодня каждый из нас может без ограничений получить в интернете, но я - то их получил в 1964 году.

      Сегодня интересующимся известно всё, известно и о том, что самолёты для бомбометания взлетали с аэродрома Ваенги, мне же отставной штурман сообщил тогда, что это был аэродром Олений под Саяногорском, в советский период это была нерушимая тайна -  секрет, разгласить который было тягчайшим преступлением, известно было только то, что испытание проводилось над  островами Новой Земли, а мощность заряда составляла пятьдесят мегатонн, или, как было правильнее – 50 Мгт.

      Саму бомбу привезли в эшелоне, наподобие пассажирского поезда, в сопровождении её свиты из членов командования испытаниями, научно – технического персонала, разработчиков и, конечно особого железнодорожного караула по сопровождению грузов. В назначенный день штурман и командир приняли бомбу и если в железнодорожном вагоне бомба ехала без стеснения, то для бомболюка бомбардировщика Ту-95 бомба оказалась негабаритной, точнее за габариты днища она выходила вместе с закреплённой на ней парашютной системой, поэтому створки бомболюка пришлось снять, так что её заклёпанный, чёрной краски бок,  на всю восьмиметровую длину отвисал из окрашенного  светоотражающей краской самолётного брюха.

      Экипаж  бомбовоза составлял одиннадцать человек, экипажи двух самолётов – лабораторий  сопровождения Ту-16 были по шесть человек, всего в воздухе на момент подрыва находилось двадцать три членов экипажей. Через минуту после сброса бомбы – вспышка и ты внутри света, пылинки в воздухе кабины дымились, зафиксировали  время - вспышка длилась три минуты, ещё через две минуты с хвоста пришла ударная волна, штурвал командира выбило из рук, подумали, что самолёт  завернёт в штопор из за открытого бомболюка, после приземления обнаружили, что внутренние переборки грузового отсека вогнуты ударной волной.
      Пока двигались по курсу  сброса, пришло ещё несколько ударных волн, в том числе отраженных, потом развернулись в обратное направление, пошли на  облако, прошли его, после приземления экипаж отправили на санобработку, на самолёт пошли дозиметристы, потом его обработали. Когда через несколько дней экипаж пришел руководить подвеской створок люка, обнаружилось, что звёздочки на светоотражающей краске обгорели, то же произошло и со звёздочками самолётов сопровождения.

      Сами створки люка на место не встали, приглашенные с авиаремонтного предприятия специалисты на месте вытягивали раму фюзеляжа пока створки не были установлены в положение, достаточное для перелёта борта на аэродром приписки. Сколько за период работ ремонтники, и за весь период операции - экипажи, потребили лишних рентген, информации нет, но, когда в сентябре 1966 года мне довелось увидеть своего былого собеседника, был он внешне явно не здоров, такое похудание мы отмечаем обычно, как признак прогрессирующего онкологического заболевания. Правда, по сравнению с тем, какую травму перенесла сама планета, ущерб для самолётов и экипажей можно считать не значительным. 


Рецензии