Глобус
Стоят, как караваны, каравеллы.
И сотни верст, и сотни дней идти нам,
Когда они поднимут крылья белые.
Слова В. Лукши Музыка И. Лученка
Долго стоял на шкафу в нашей групповой комнате забытый всеми, окромя мух, довольно большой глобус. Смотрел я на него, смотрел, да и нашёл применение этому учебному пособию.
Надо сказать, что в тот год имел я счастье быть воспитателем в первом классе школы-интерната. И овладел мною бзик - делать для детей разные обучающие игры. Ведь для такого возраста, а как оказалось в дальнейшем, и для более старшего, игра - не самое последнее занятие. Да и мы, старички, дурачком подкидным не брезгуем.
На пересечении параллелей и меридианов, пробил циркулем дырочки. Изготовил разноцветные фишки-штырьки. Генератором случайных чисел, дающим направление и силу ветра, стала обычная стрелка-вертушка. И так далее. Достаточно о технических подробностях.
И отправились, пытаясь опередить друг друга, дети-капитаны на своих бригантинах от берегов Испании в кругосветное плавание.
Говорили нам институтские преподаватели, что формула часто бывает умнее придумавшего её учёного. Что-то похожее случилось и теперь. Неожиданно выяснилось, что игра умнее изобретателя. Мало того, что проходы через Панамский и Суэцкий каналы оказались, естественно, более быстрыми, чем огибание материков с юга, так ещё и короткий Северный морской путь преодолеть было очень даже непросто. Можно было надолго застрять во льдах.
А уж шанс проскочить Северо-Западным проходом вокруг Канады был вообще почти нулевым.
Ещё одной неожиданной особенностью оказалось то, что возраст игроков не имел принципиального значения. Первоклассник мог запросто обыграть старшеклассника, так как игра давала капитанам не только возможность самостоятельного выбора решений, но содержала и высокую вероятность случайного хода событий. Как главный старшина запаса ВМФ СССР утверждаю, что и в реальном плавании это так.
Игра привлекала ещё тем, что каждая новая партия не повторяла предыдущую. Эффект новизны!
Когда же был придуман пират, рыскающий в районе Карибского моря, азарт игроков достиг высшей точки.
Попутно ненавязчиво накапливались какие-никакие географические знания. Баб-Эль-Мандебский пролив где находится? А вот дети знали!
Глобус тот в качестве игры прослужил нам лет пять. А потом погиб. Но это, как говорит Леонид Каневский, уже совсем другая история.
Сергй Збродов
Свидетельство о публикации №222040701609