Про воспитание

ПРО  ВОСПИТАНИЕ
 
Каждый человек ещё при зачатии обладает потенциалом развития, обусловленный генами его родителей. Генетически обусловленный потенциал, в большей степени или в меньшей, реализуется в течение жизни. Здоровье, строение тела, речь, мышление, включая абстрактно-логическое, способность к труду – как базис заложен генами в основу личности. Также, передаваемое на генном уровне, некоторое ограничение поведения от диктата инстинктов становится основой современной человеческой культуры.

С момента рождения организм человека продолжает интенсивно развиваться, но в течение жизни интенсивность постепенно падает. Среда, в которой оказывается новорождённый, оказывает всё большее воздействие на формирование ребёнка, поэтому он должен очень быстро приспосабливаться и подстраиваться под неё.

Для овладения некоторыми навыками природой отведены жёсткие временные рамки: так, если человека не научить говорить, держать ложку, вилку, сидеть на стуле до 5 лет, то впоследствии он не сможет овладеть этими навыками. То же самое можно сказать и о социальных навыках. В этом возрасте возникает привязанность к родителям, близким людям. Проявляются чувства симпатии, нежности, любви и дружбы. Образуются прочные межличностные узы. Формируются стереотипы добра и зла. Очень важно, чтобы в этот период, его окружали и воспитывали родители, заботливые близкие люди.

Для развития человек может выбрать один из двух путей: использование «технологических протезов», например современных гаджетов или развивать скрытые в человеческой природе возможности, тем самым, давая себе больше свободы и возможностей для реализации планов в освоении наук, художественных ремёсел, и современных технологий.

Потребности, обеспечивающие развитие генетически обусловленного потенциала, называются демографически обусловленными. И наоборот, эксплуатирующие  человеческие пороки — деградационно-паразитическими.

Таким образом, в раннем возрасте формируется менталитет человека. Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих данному индивидууму или социальной группе.
 
Огромное значение в воспитании детей имеет школьное образование, в широком смысле, действующая идеология или отсутствие её. В современном мире немало тому примеров, как в нашей стране, так и за рубежом. Живой тому пример Донбас и Украина. Там за последние годы сформировали, вырастили антироссийский, античеловеческий менталитет и у детей и у взрослого населения. Об этом можно судить по тем ужасным  преступлениям, которые позволяют себе фашиствующие  националисты. Их правящая верхушка – приверженцы идеологии Геббельса, Бандеры и  Игил.
 
Тема научного воспитания для меня не свойственная. Да простят меня педагоги! Тем не менее, в свои семьдесят лет счёл возможным задуматься о воспитании детей. Когда растили своих детей и воспитывали их, как-то не задумывались – как это правильно делается. С высоты склона лет, мелкое теряется из виду, крупное имеет более чёткие очертания. На основе житейского опыта, пытаюсь проанализировать, обобщить некоторые аспекты воспитания.
 
Наблюдая за своими внуками, я открыл для себя истину. Характер даётся каждому ребёнку от рождения. Напрашивается вопрос: «Кем даётся?». Вначале не всё понятно, но очевидно, что все они разные. Со временем, дети растут. Всё определённей проявляется их характер, корректируемый средой обитания.

Я сторонник такого мнения, что ребёнка воспитывает среда. Прежде всего, это семья. Не всегда это коррелируется однозначно. Знал ребят из, казалось бы, неблагополучных семей которые, вопреки обстоятельствам, становились трудолюбивыми, грамотными и умными людьми. Часто труд и трудности, тяготы и лишения закаляют, дисциплинируют. Владимир Вольфовича Жириновский – показательный тому пример. Его упорное стремление получить достойное образование получило поддержку от государства, добрых людей в учебных учреждениях. Вспомнил о нём, его биографию в связи с его кончиной, хоть я и не был сторонником его идеологии, как политика.

Менталитет это такой стержень, который задаёт правильное этическое направление по-жизни. Он формируется в семье. Отношение родителей к ребёнку, друг с другом, к окружающим копируется в сознании ребёнка. Проявляется в привычках, как вредных, так и позитивных. Например: мыть руки, чистить зубы, говорить «спасибо», здороваться со старшими, быть вежливыми и ласковыми с родителями и с близкими родными. Трудовое воспитание имеет немаловажное значение. Работа по дому, вместе с родителями, даёт наглядный пример и навыки сознательной результативной деятельности. Всё это даёт ребёнку положительные эмоции и мотивацию быть воспитанным человеком.

Хотелось бы, чтобы школьная программа и педагоги способствовали этическому воспитанию и развитию талантов детей. Этому необходимо уделять особое внимание. Это делалось в Советское время и теперь развивается это направление образования. Создаются школы, образовательные комплексы для особо одарённых детей. Считаю, очень важным – на ранней стадии развития ребёнка выявлять «одарённых». Одарённых не судьбой и богатыми родителями, а Богом. Это ещё необходимо для того, чтобы помочь им максимально реализовать свой «генетически обусловленный потенциал», в идеале – каждого молодого человека. В результате  мы будем иметь достойный кадровый потенциал для страны. Это позитивно отразится на экономике и могуществе Родины.

Некоторые родители и педагоги, порой, жалуются на сложность воспитания детей в современном мире.

Приведу пример своих родителей. Мама была одиннадцатым ребёнком в семье, папа – четырнадцатым. Уверен – они наследовали от своих родителей полноценный генетически обусловленный потенциал и также передали его нам, своим детям. Но реализовать его, в полной мере, им не удалось. Смогли только до определённой ступени своего социального положения.

Получить образование им помешала война. Жили они в деревне. У папы было четыре класса, у мамы – пять классов начальной школы. Они понимали, что помощи им ждать не от кого, полагаться нужно было только на самих себя. Тем не менее, это не помешало папе стать отличным наводчиком в гаубичной артиллерии, а маме – квалифицированным ветеринаром, уже в девятнадцатилетнем возрасте. Всё давалось через труд, старание. Только достойных выдвигали на ответственную работу, на обучение профессии.

Есть другая крайность. Изнеженные, перегретые, избалованные, обленившиеся дети порой, сами не знают: какую претензию ещё предъявить родным, себе и всему свету.
 
Когда мы с сестрой и братом учились в школе, наших родителей, на собраниях, всегда благодарили за хорошее воспитание детей и ставили в пример другим родителям. Мама всегда недоумевала: «Нет у меня никаких знаний и секретов воспитания».

Она нас просто любила и заботилась об нас. Мы ей отвечали тем же.
Мама ушла из жизни двадцать девятого ноября прошлого года, в возрасте девяносто два года.

Отец семь лет служил в армии: с сорок четвёртого, по пятьдесят первый. Таков был его «университет»! Он держал нас в строгости. Учил вежливости и дисциплине. Собственным примером приучал к труду.

Наверное, в этом и заключался нехитрый рецепт воспитания в нашей семье.

Замечательно то, что завершаю писать это на дежурстве в Храме во имя святых благоверных князей Петра и Февронии, в день Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот православный Праздник – яркий пример значения "генетически обусловленного потенциала" в происхождении Господа нашего – Иисуса Христа.

07.04.2022 г.


Рецензии