45. Террор и Добродетель

   Стук в дверь кабинета заставил Шарля поднять голову со стола...  Резким толчком отодвинул полупустую бутылку коньяка и поколебавшись секунду, убрал под стол.
  - Войдите! - против воли прозвучало резче, чем следовало.
   Молодой санкюлот охранник Жанно, в обращении к парижскому национальному представителю чувствовал себя скованно и не слишком уверенно:
   -  Арестованная аристократка...Катрин де Романэ...хотела говорить с вами...
   Но... гражданин Данжу... перед тем, как открыть дверь в ту камеру...и привести ее,  я услышал...
   Данжу мысленно выругался: "Вот черт, как же я забыл об этой Романэ?!"
   - Ну... что же вы мнетесь, как девчонка, гражданин... - нахмурился Шарль - что такого вы услышали?...   
  - Её жених... тоже "бывший"... был против, чтобы она обрашалась к вам... а она говорила, что у неё есть... как это она сказала... интуиция, предчувствие, значит, что гражданин Данжу порядочный человек, ему можно доверять...
    А он, значит,  ей в ответ.. ИМ ВСЕМ нельзя верить, все революционеры по его мнению фанатики и звери... сказал, что ВЫ  предложите ей недостойное...и жизнь, купленная ТАКОЙ ЦЕНОЙ ему не нужна... и  еще...- тут Данжу оборвал его жестом.
   - Но это не всё... - Жанно протянул ему письмо - а это... от другого роялиста... капитана де Жюссака... сначала я отказал, мне объяснил гражданин Энжубо, им, заключенным роялистам, бесполезно писать кому-либо... - опасливо сверкнул глазами санкюлот - но он сказал... что это надо передать лично вам...
   Странное дело, но он просил, чтобы это письмо вы прочитали ПОСЛЕ... после расстрела...
   На письме отчетливо бросилось в глаза обращение "Гражданину и гражданке Данжу"...
   Черт... он решил перед казнью обратиться к сестре...  Решил посмертно разрушить наши  с Мари отношения... что он ей может там написать...  Что он благородный защитник Трона и Алтаря, погибает БЕЗВИННО... по вине этого революционного фанатика... твоего мужа?!
   Ненавидишь меня... и все же допускаешь, что я честно не стану это читать и отдам Мари? Странный ты тип... Жюссак...
   Шарль неподвижно замер, оперевшись руками о стол, тускло освещенный призрачным светом кенкета...
   Жанно это насторожило, он решился вывести грозного парижского комиссара из оцепенения, слегка постучав пальцем по столу:
- Так вы примете письмо этого... Жюссака? Или мне его сжечь?
  Данжу буквально вырвал у него бумагу. 
- Я не только приму это письмо, но должен увидеть этого человека. Так что, приятель, вот тебе предписание для майора Жютле и гражданина Энжубо,  ни военный трибунал, ни гражданский,  завтра не получат его дело,  с ним буду говорить я...  после... и только после... он в их распоряжении.
  И да... я принял решение касательно этой Романэ... Где она, Жанно, пусть войдет...
- Гражданка Романэ... - тяжелая дверь осторожно, со скрипом открылась.
  Катрин де Романэ выглядела нервно и скованно, будто она уже трижды пожалела о своем решении.
   Опасения девушки усилило позднее время назначенного визита и характерный резкий запах спиртного, стоявший в кабинете.
- Присаживайтесь, гражданка... - Шарль жестом указал ей на стул.
- Может быть... сейчас не время... - глаза девушки опасливо блестели в полумраке.
- Не время? В самый раз. Отчего же вы одна, а не вместе с вашим кавалером?
- Этьен... - девушка нервным жестом подняла руку к горлу, откашлялась - он... считает, что обращение к вам... бессмысленно...что для вас всякий дворянин... без различий... враг нации... Но я не думаю, что вы настолько жестоки...то есть я надеюсь...
- И на том спасибо... - хмуро буркнул Шарль и отодвинул на край стола шляпу с трехцветным национальным плюмажем - ваше счастье, что сейчас не девяносто третий год... тогда мне было бы труднее... против вас нет конкретных обвинений... ваши биографии подробно изучили мои люди... и завтра утром вы оба будете свободны... но... что же вы так пугаетесь всё время, гражданка?
   Я всего лишь хотел сказать, что сам имею к вам просьбу... передать письмо гражданину Розели, тем более, когда вас задержали вы ехали именно к нему...  - пальцем Данжу подвинул в сторону Катрин де Романэ конверт.
- И это всё? - услышал Шарль у самой двери её тихий осторожный шепот, девушка боялась поверить тому, что услышала  - мы с Этьеном свободны?! Это всё?!
- А чего именно вы еще от меня ждали, гражданка Романэ?... Я лишь исполнил свой служебный долг по отношению к невиновным людям. Может я не оправдал ваших ожиданий? - Данжу слегка пошатнулся и оперся правой рукой об косяк и левой   о её плечо - извините... гражданка... - быстро отдернул руку.
 - Нет... нет... всё хорошо...можно ваш Жанно проводит меня обратно...- девушка мягко, но решительно отстранилась.
- Ну вот и хорошо, а то ваш жених поверит в свои фантазии... и на одного желающего меня убить станет больше...- на губах Данжу расцвела и тут же погасла легкая усмешка.
... ... ...
   В камере де Жюссак был один, он поднялся при виде национального представителя, прислонившись к стене и скрестив на груди руки. На нем был серый мундир и белый роялистский шарф офицера, на груди орден Святого Сердца.
   Светло-серые умные волчьи глаза холодно и предельно внимательно следили за каждым движением республиканца.
- Осчастливил визитом... родственник... рыцарь Красного Колпака! - прозвучало резко и четко - какова судьба моего письма? Прочитал, конечно же, и сжёг? Хочу понять, зачем тебе этот визит...
  Я, дворянин, роялист, офицер Королевской Католической Армии Вандеи.  Слышишь меня?!
  Позорного, бесчестного "раскаяния" от меня ты не услышишь... участвовал, состоял, убивал... и доказательства у вас есть.
  Считаю вас врагами Французского Королевства и христианской цивилизации.  В чем смысл твоего визита, якобинец?
  С минуту Данжу устремил неподвижный взгляд в стену, подумал о своем:
- Во-первых. Не знал, что мы с вами, на ТЫ...гражданин Жюссак.  Во-вторых,  я получил ваше письмо, но не читал и жду ваших объяснений...
  Брат Мари де Жюссак... она три года не знала. что с вами, так плакала иногда вечерами, верила, что вы живы, ставила свечки за здравие... я ей в этом сочувствовал... Я тоже не знал, КТО вы и ЧТО с вами...
  Но сейчас, не моя вина в том, что ваша судьба решена...
  Тонкие бледные губы де Жюссака резко дернулись:
- Не мучайтесь раскаянием, Данжу... если якобинцы вообще способны на раскаяние... в чем я лично сомневаюсь...
   Будете присутствовать при  моем расстреле... завтра? Хватит духа?
- Это мой долг, Жюссак...
- Одобряю вас, НА ВАШЕМ МЕСТЕ Я ПОСТУПИЛ БЫ ТАКЖЕ...


Рецензии
Яркая, напряжённая, запоминающаяся глава. Написана очень хорошо.

Елизавета Герасимова 3   19.04.2022 20:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.