Ландау 2

               

                                  
                          Брачный пакт о ненападении

                       
     Прошло 24 года. Москва. Утро 1961 года. Квартира академика Ландау, в которой преобладают веселые тона: желтый, красный, голубой.
     Ландау, лежа на диване, работает. Исписав лист, бросает его на пол, где скопилось таких  листов уже много. Звонит телефон. Ландау встает. По пути сует недописанный лист в карман.

     Л а н д а у (говорит в трубку). Ландау слушает… Да, я изгнал вашего сына из семинара!..*  Нет, я не буду ничего  объяснять! Ну и что, что мы с вами сидим вместе в Президиуме Академии наук. Нет, со мной договориться нельзя. Я вредный… До свидания. (Ложится на диван и собирается писать, но вдруг вскакивает и начинает судорожно поднимать разбросанные листы с пола.) Первый! второй! третий! Вот четвертый. А где же пятый? (Кричит жене.) Кора, иди скорее сюда! Я не могу найти пятый лист. Кора!

     А в это время Кора, выскочив из дома, звонит  из ближайшего автомата в свою же квартиру. В квартире раздается ее звонок. Ландау берет трубку.

     Л а н д а у. Ландау слушает! (В трубке молчат.)  Опять вы молчите? Да говорите же, наконец! (В трубке раздаются частые гудки.) Гм! Опять бросил трубку. (Думая, что Кора дома, снова кричит.) Кора! Ну, где же ты там, иди скорее сюда!

     Сдерживая дыхание, появляется прибежавшая с улицы Кора.
               
    К о р а. Что случилось?
    Л а н д а у. У меня пропал лист.
    К о р а. Под диваном смотрел?
    Л а н д а у. Смотрел. 
    К о р а. А под столом? под креслами?... смотрел?
    Л а н д а у. Везде смотрел, нигде нет.
    К о р а. Тогда посмотри в кармане.
    Л а н д а у (опускает руку в карман). Вот же он, а я ищу! Я его машинально сунул в карман и забыл... Вот голова... А тебе, между прочим, опять звонил твой Виктор. И, как всегда, бросил трубку.

                    Чуть заметная улыбка печально мелькает на лице Коры.

      Л а н д а у. Ты скажи своему Виктору, что ему меня бояться нечего, потому что я не ревнив. Я начисто лишен этого чувства. Да, начисто!  
    К о р а. Даушка, у тебя опять всю ночь горел свет.
    Л а н д а у. Кора, если бы ты знала, какую работу я сейчас затеваю! А времени мало. Все, что я сделал в физике раньше, мура по сравнению с этой работой. Но надо спешить! Эти американцы –   шустрые ребята. Могут меня обогнать в самый последний момент. Я же не знаю, как далеко ушел Оппенгеймер.** Ты не мешай мне, пожалуйста… Уходи, уходи, Кора!
     К о р а. Даунька, ну разве можно столько работать? Ты посмотри на себя. Ты же совсем зеленый сделался. У тебя уже давно не телосложение, а теловычитание, как говорят твои ученики, – так ты исхудал. При росте 182 см ты весишь всего 59 кг! Куда это годится.
     Л а н д а у. Вот тут ты ошибаешься, Коруша. Я родился таким. А про мое «теловычитание» это я сам придумал... Коруша, ко мне сегодня придут гости. Если позвонят –  не открывай. Я сам открою.
     К о р а. А кого ты ждешь?
     Л а н д а у. Видишь ли, Коруша… согласно нашему брачному пакту о ненападении… который мы оба подписали, прежде чем зарегистрироваться... фу ты, какое пошлое слово «зарегистрироваться»... мы с тобой обладаем абсолютной свободой. Никто из нас не мешает другому любить, кого он захочет, не порывая связи с семьей. Так? 
     К о р а (тревожно). Так.
     Л а н д а у. Ну, вот!.. Сегодня я намерен воспользоваться этим своим правом. Ко мне придет женщина… Я ей сказал, что ты на даче. Так что ты посиди тихонечко в своей комнате. Или уйди куда-нибудь. Хорошо?.. Встречаться вы не должны, это может ее спугнуть.

                         Кора бессильно опускается на стул.
   
     Л а н д а у. Коруша, я вижу, ты расстроилась. Неужели ты ревнуешь! Ты разве забыла, что ревность – один из самых диких пережитков. 
     К о р а (взрывается). Да, ревную!.. Ревную! А как ты думал? Может ли женщина, находясь в здравом уме, разрешать мужу встречаться с любовницей в своем собственном доме?
     Л а н д а у (нерешительно). Любовь и ревность «две вещи несовместные»…
    К о р а. Это ты так думаешь! Я так не думаю.
    Л а н д а у (с обидой). Когда мы познакомились, ты уверяла меня в обратном. Ты говорила, что ты выше ревности. Что тебя никогда не будут интересовать мои любовницы. А теперь что?.. Вовлекла меня в этот пошлый кооператив, называемый браком, и мешаешь мне.
    К о р а. Хорошо. Я запрусь, и буду сидеть у себя в комнате, если ты так хочешь. 
    Л а н д а у (виновато). Ты извини меня, Коруша. Я вспылил, наговорил тебе неприятностей. Прошу тебя, не бери это в голову... А сейчас иди.

                              Кора идет к двери.

     Л а н д а у. Да, еще вот что. Тебя не затруднит поменять постельное белье в моей спальной комнате?.. Или нет,  лучше я сам... А ты положи просто чистые простыни в мой шкаф… Коруша, а почему бы и тебе сегодня не встретиться с твоим Виктором… Я не разбираюсь в мужской красоте, но жена Жени*** Леля находит его красивым. К тому же он пользуется успехом у женщин. 
     К о р а. Я не привыкла стоять в очереди.
     Л а н д а у. А тебе с твоими данными и не придется стоять в очереди. 
      К о р а. (Ей явно не хочется продолжать этот разговор.) Сейчас я закончу убираться, и мы договорим. ( Уходит.)

     *Знаменитые семинары Ландау, где обсуждались последние публикации в советских и зарубежных журналах в самых различных областях физики. В семинарах участвовало много начинающих  ученых. Попасть на эти семинары было не так-то просто.
   **Американский физик, руководил созданием американской атомной бомбы.
     ***Евгений Михайлович Лившиц, профессор, бывший ученик Ландау.

                П р од о л ж е н и е  з а в т р а

 


Рецензии