ЕГЭ литература. Структура анализа стихотворения, с

   Структура анализа стихотворения, сопоставление с выбранным стихотворением.
К заданиям 10.1; 10.2. – анализ стихотворения: Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2)
Тема-вопрос должен содержать теоретико-литературные понятия: это является основой АНАЛИЗА.
Параметры анализа стихотворения. 
1.ФИО автора, заглавие стихотворения, жанр, время написания.
2.Источник написания данного (событие из жизни автора, историческое событие,   социально значимое…), так как изображение действительности является определяющим критерием художественности произведения. Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, может быть обозначена уже в названии).
3.По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской лирике. В  рамках стихотворения проявляются  несколько тем ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
4.К поэтическому сюжету можно отнести локальные темы, микротему.
Как выстроен сюжет (линейная композиция, строится на антитезе, ситуациях,  в которых прослеживается характер героя, его поступки).
5. Проблема, которая волнует поэта (к ней обращались такие поэты, как…, актуальность для автора, читателей). Исследует ли автор причины социальных явлений или поступков героя стихотворения?
6. Жанровые особенности. Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, т.д.
7. Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
8. Как раскрылся характер лирического героя в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким? Привести цитаты из текста.
9.Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ. Привести цитаты из текста.
10. Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
11. Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение. Привести цитаты из текста.
12.Позиция автора
13. Какие у ВАС возникают чувства, эмоции при чтении произведения: понимание, сопереживание,  сострадание, радость от … ,  сочувствие). Какие строки запоминаются? Привести цитаты из текста

ЗАДАНИЕ 11 ЕГЭ.
Задания этого типа (их в экзаменационной работе два – 6 и 11)  - проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением  в  литературном контексте.
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 Задание  № 11. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме … . В чём сходно (или различно) звучание темы …. в этом произведении и в приведённом стихотворении…..? 

Обратите внимание на задание – СОПОСТАВИТЬ – ПРОТИВОПОСТАВИТЬ – СРАВНИТЬ.
! Если авторы (текста, стихотворения) одинаково подходят к теме, значит, их позиции нужно СОПОСТАВИТЬ. Если авторы находятся на разных позициях понимания проблем, то их позиции нужно ПРОТИВОПОСТАВИТЬ.
В любом случае СРАВНИТЬ информацию, данную авторами в произведениях.


Задание  11 –это  развёрнутый ответ на вопрос о связи предложенного стихотворения  с выбранным вами стихотворением другого поэта.
Первая часть ответа – анализ данного произведения (проза,  стихотворение).
Вторая  - сопоставление, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу.


ПЛАН сопоставления
1.Вступление. Объяснение,  что дало вам  повод для сопоставления, аргументируйте рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются названные стихотворения.
2.Основная часть. Сопоставление.
1/в чем сходство или различие стихотворений (по теме, жанру, поднимаемым проблемам);
2/совпадают ли литературные традиции, актуальность тем;
3/как соотносятся характеры героев;
4/в чем сходство и различие композиции стихотворений;
5/какова роль средств художественной выразительности в создании образов, выражении идей поэтов;
6/как ритм, размер, рифмы передают различные интонации и настроения;
7/близки ли позиции авторов или различны;
8/ваше отношение: почему вы выбрали для сопоставления данное стихотворение.
3.Заключение. Вывод-итог, краткое обобщение сказанного.
+ Привести цитаты из текстов (моя любимая цитата -…).
СОВЕТЫ:
1.Выделите главные слова из ЗАДАНИЯ, определите основную мысль  вашего ответа.
2.Прежде чем выйти на мысль-проблему, ОЧЕНЬ кратко сообщите,  о чем пишет автор – определите ТЕМУ. Обратите внимание на позицию автора, чтобы сформулировать ПРОБЛЕМУ. Опишите свое отношение к ней через ТЕЗИС
 (утверждение).
3.Каждую мысль – тезис нужно подтвердить аргументами из текста (ов).  Это могут быть ЦИТАТЫ, косвенные цитаты, мысль автора - о ЧЕМ он хотел сказать, пересказ эпизода (ОЧЕНЬ КРАТКИЙ).
4.Определите позицию АВТОРА (она соотносится с проблемой!).
5.Опишиет СВОИ наблюдения над текстом.
6.Определите Средства выразительности, особенности рифмы, с помощью которых автору удается передать эмоции, вызвать сопереживание и пр.
7.Выразите свое понимание вопроса, текста, стихотворения.


Рецензии