О повести Натальи Брашкиной Чистильщик

       Повесть Натальи Брашкиной в жанре фэнтези «Чистильщик» психологична, с глубоко проработанными персонажами, и в ней поднимаются серьёзные философские проблемы. Этим, на мой взгляд, повесть «Чистильщик» заметно отличается от развлекательных, и порой бессодержательных произведений этого литературного направления.

       Тем не менее, повесть имеет все основные характерные и существенные признаки фэнтези.
       Герои произведения живут в мире, отличающемся от нашего. Он изолирован и не имеет связи с внешней средой. Стилизация под средневековье или какое-либо время и место не просматривается. Но обстановка не напоминает ни наш текущий век, ни даже прошлый. Отсутствуют какие-либо электронные устройства и гаджеты. Передвигаются персонажи не на автомобилях, а в экипажах. Не упоминается, какие силы приводят их в движение, но говориться, что ходовая часть экипажа может держаться лишь на магии. Мир, на мой взгляд, описан достаточно подробно и представляет собой город и окрестности, за которыми граница и смертоносный туман.
       Произведение пропитано присущей фэнтези атмосферой волшебства. В описанном мире присутствуют сверхъестественные силы, а у персонажей есть возможность с ними взаимодействовать и они используют магические способности нарушая привычные законы физики .
       Основой сюжета является поиск магических артефактов и своеобразное расследование связанных с ними событий.
       При этом в повести «Чистильщик» реализованы элементы множества поджанров фэнтези: квестового, любовного, «тёмного» и других.

       В центре повествования непростая судьба представителя древнего рода потомственных магов. Однажды, молодой человек – Тома, не справился с возложенными на него обязанностями, проявил слабость и в результате фактически стал изгоем. Репутация была испорчена, родная семья отвернулась, и главный герой повести оказался в очень затруднительном положении. Тогда он решил стать чистильщиком, устраняющим негативные последствия воздействия магии. Такая работа считалась очень не престижной, но Тома надеялся совершить для своего города что-нибудь значительное и восстановить испорченную репутацию.
       Психологические портреты многих героев произведения подробны и выявляют их внутреннюю противоречивость. Действия каждого из них подчинены своеобразной, присущей только ему, логике и порой неожиданны. Все персонажи в какой-то мере неоднозначны, трудно предсказуемы и поэтому интересны.
       Образ главного героя также противоречив. Ради заработка Тома способен спровоцировать клиента, чтобы тот его вызвал. Давнего приятеля он, не предупредив, ставит в сложное и опасное положение.
       Некоторые из второстепенных персонажей, например, начальник стражи Гвидо, описаны очень подробно и интересны не меньше чем Тома.

       Одним из ключевых и переломных мест сюжета, по-моему, является момент, когда на Тому наложили пыточное заклятье. Объективно он провёл в состоянии приколоченной доски, являющейся частью пола, чуть больше суток. Но в восприятии Томы прошли долгие годы. Они оставили неизгладимый отпечаток, и он чудом не сошёл с ума. Постепенно восстановившись Тома понял что его мировоззрение полностью изменилось и он стал другим человеком.
       Не могу читать без улыбки описание того, как главный герой приходил в себя: « – Хочешь водички? – заботливо спросила Рита, подставляя стакан к губам Томы.
       Тома сделал несколько глотков и отодвинул ее руку.
       – Вроде, и слова понимает, – вернулся Гвидо к своим наблюдениям.
       – Скажи что-нибудь! – потребовала Рита. – Хоть слово!
       – Доски не разговаривают, – произнес Тома неожиданно для себя самого.
       – Что?!
       – Все-таки тронулся умом! – в голосе Гвидо слышалось сожаление. – Такой занятный человек был!»
       Лёгкий и ненавязчивый юмор, по-моему, как нельзя лучше, украшает повесть.
       На мой взгляд, эпизод с наложением пыточного заклятья нужно как-то выделить и усилить более подробным описанием. Чтобы читатель не проскакивал его сходу, а понимал, что происходит что-то из ряда вон выходящее и значимое. Произошедшее с Томой очень необычно, интересно и в тоже время, важно для понимания дальнейшего развития сюжета. Во всяком случае, субъективно, мне описание этой ситуации показалось недостаточным.

       Интересные психологические коллизии сопровождают взаимоотношения Томы с Кирой. Она оказалась единственным человеком не бросившим Тому, когда от него все отвернулись. Он это оценил и не мог набраться решимости порвать с Кирой, хотя их отношения совсем разладились.
       Но именно Кира наложила на него пыточное заклятие, хотя мотивы этого поступка неясны. Ведь соратником противником Томы она не была. Возможно, Кира хотела спасти его от какой-то опасности, лишив на время возможности свободного передвижения. А, может быть, даже хотела, чтобы он изменился, стал другим, зная какие испытания ему предстоят после наложения заклятия. То есть, совершенно отчаявшись, решила хотя бы таким способом вернуть любимого человека. Возможно, Томе пришли в голову подобные мысли и он отозвал обвинения, спасая Киру от наказания. Хотя на первый взгляд это выглядит по-другому. Ведь он отозвал обвинения, после того как понял что Рита не подходящая для него подруга.
       Такие нюансы, по-моему, хорошо иллюстрируют тонкий психологизм повести и глубокую проработку героев.
 
       По сюжету повести Нина Нонний стремится спасти мир от неминуемой гибели.
       Но при всей чистоте намерений действия Нины и её соратников выглядят далеко не безупречно. Они сопровождаются рядом преступлений и приводят к гибели людей.
       Главный герой глубоко сочувствует погибшим и настойчиво старается выяснить: действительно ли все жертвы были добровольны? Такой, например, Тома видит одну из погибших в дальнейшем героинь: «Девушка лежала в постели, положив тонкие, смуглые руки поверх одеяла. Она взглянула на вошедшего, попыталась улыбнуться. …Танита не была даже хорошенькой, не хватало ей и живости характера. Она напоминала встрепанного воробушка, который ждет, кто кинет ему хлебных крошек».
       Как тут не вспомнить моральную дилемму о соотношении цели и средств о достижении гармонии мира ценой слез ребёнка?
       Поэтому одна из идей произведения, на мой взгляд, заключается, в том что «добро» может выглядеть «злом» в самом широком смысле этих слов. И наоборот.
       Кроме того, легко просматривается идея о том, что не очень сильный и далеко не идеальный в нравственном отношении человек, проявив достаточное упорство и целеустремлённость, а также получая поддержку окружающих, может достичь очень многого.
       По ходу развития сюжета, в результате испытанных потрясений, герой внутренне преображается. Интересно, что он всё время мешает представительнице древнего рода Нине Нонний осуществить задуманное и спасти мир. Но причина этого кроется явно не только в характере главного героя, а и в том что Нина крайне неразборчива в выборе средств для достижения своей пусть даже благородной цели.
       В итоге идею повести, по-моему, можно сформулировать и следующим образом: многое является совсем не тем, чем кажется.

       Так как автор сообщил, что произведение не прошло окончательную вычитку, полагаю, что нет смысла выявлять в тексте шероховатости и опечатки.
       Повесть Натальи Брашкиной в жанре фэнтези «Чистильщик» имеет увлекательный сюжет и написана красивым, лёгко читаемым языком. И я рад был узнать, что, по-видимому, автор продолжит работу с созданным им волшебным миром.


Рецензии
Спасибо за теплые слова и глубокое понимание. Вы очень точно сформулировали проблематику повести (ну и указали на кое-какие недоработки))

Наталья Брашкина   28.04.2022 10:51     Заявить о нарушении