Красная Горка

        На Руси Красная горка – один из трех самых значимых весенних праздников.
   В дохристианские времена все пригорки, сопки и холмы не только были окружены ореолом загадочности, но и особо почитались в религиозном плане. Считалось, что пребывание на горе и любой другой возвышенности приближает человека к Богам и солнцу. В язычестве на вершинах всегда зажигали огни, проводили различные обряды и жертвоприношения, устраивали празднества, воздвигали кумиров и идолов. Так как славяне, кроме Богов, чтили и память о своих предках, ритуальные действия проводились в самых лучших под небесами местах – на горках и холмах. Эти возвышенности называли «красными горками». Слово «красные» имело два значения: прекрасные и озаренные солнцем при восходе и закате, пламенем купальского огня и ритуального костра. Когда солнце поднималось, над сопками, холмиками и языческими святилищами играло красное зарево. Отсюда и появилось название Красная горка. Именно по этой причине русские погосты располагали на самых красивых холмах и пригорках. Люди ходили на эти кладбища в дни поминовения усопших, чтобы почтить их память и отдать дань уважения предкам.
     Отмечать его принято было, как и тризну – не в печали и трауре, а в радости и с улыбкой на устах. Язычники верили, что об усопших необходимо вспоминать весело. Радостная память об умерших родственниках олицетворяет жизнь и продолжение рода. Даже слова «радость» и «род» имеют одинаковый корень. В дохристианские времена говорили, что ярое солнце встает над красными холмиками. То, что праздник отмечался весной, символизировало не что иное, как пробуждение мертвых, воспоминания о них, а также напоминание усопшим о себе с помощью специальных кличей.
      Не все традиции и обычаи, соблюдавшиеся на Красную горку в древности, дошли до наших дней. Но, к счастью, о наиболее распространенных из них память все-таки сохранилась.
      Первым делом почитали умерших родителей. Зрелые женщины и незамужние девушки надевали траурные платья и шли на погост. Кланялись могилам своих родителей, затем и всех остальных усопших родственников. После поклона по традиции нужно было погоревать, затем разложить на могиле угощения. Причем раскладыванием еды и напитков занимались исключительно замужние женщины. Девушки на выданье катали по могилам красные куриные яйца. Среди напитков, принесенных на погост, обязательно было красное вино. Его остатки выливались прямо на могилы родственников.
     Придя с кладбища, женщины и девушки переодевались в праздничные наряды. После этого они собирались на холме, дружно плясали, пели песни, водили хороводы, плели плетень, играли в горелки, перебирали просо для будущего посева.
     Для улучшения материального положения и состояния здоровья накануне Красной горки хозяйки обмывали иконы ключевой водой, которую не выливали, а хранили до праздника. Утром на Фомино воскресенье все семейство умывалось этой водой. Причем старшие всегда умывали вначале младших домочадцев, а потом и себя. Считалось, что водица с икон способна укрепить здоровье и поправить финансовое положение.
     Спустя некоторое время православная церковь позаимствовала у язычников традицию почитать своих предков таким образом. Христиане тоже начали обустраивать погосты на холмах, называя их красными горками.

                Алиса Лемешко 1985 год               


Рецензии