Дворец Барберини

(Из цикла «Азбука Рима»)
    Отправляясь на прогулки по Вечному городу, я доверяюсь Риму как судьбе. И он ведет меня, куда хочет, тем или иным манером подсказывая вехи пути.
       По выходе из церкви Сан Карлино, дорога невольно повела нас с Лаурой по  улице Четырех фонтанов вверх, к расположенному по соседству палаццо Барберини.
- К тому же,- сказала Лаура, - сегодня    первое воскресенье месяца, а в эти дни   вход в музеи Рима бесплатный.
- Можно лишний раз взглянуть на   «Форнарину» Рафаэля, Беатриче Ченчи кисти Гвидо Рени, на знаменитый портрет молодого Генриха VIII Ганса Гольбейна, "Юдифь и Олоферна" Караваджо.
- Помнишь «Мадонну пилигримов» в церкви Сант Агостино? Полагают, что моделью для Юдифи послужила та же Лена, возлюбленная Караваджо.  Сомнительность её репутации подтверждается  полицейскими отчётами  того времени, где говорится, что синьорина Лена часто «околачивалась на  Пьяцца Навона» с совершенно определенными целями.
- Некоторые исследователи объясняют  чрезвычайный натурализм изображения тем, что Караваджо лично присутствовал на казни  знаменитой отцеубийцы Беатриче Ченчи, и вживую видел момент её обезглавливания.
- Ещё говорят, что лицо Олоферна -  это очередной автопортрет художника.
   По дороге к дворцу мы призадумались, не происходит ли фамилия Барберини от названия диких, необъезженных скакунов «барбери». По традиции, в средние века, во время карнавала их пускали без наездников  по виа дель Корсо, и они неудержимо и бешено мчались от пьяцца дель Пополо  до площади Венеции.
   В любом случае  Барберини знаменитый тосканский княжеский род.  К слову сказать, один из представителей этого рода, Рафаэль Барберини, исполняя дипломатические поручения, в 1564 году наведался в  Москву с письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы.  Он даже  оставил подробное описание своих впечатлений в  рукописи «Доклад о Московии», которая до сих пор хранится в библиотеке дворца Барберини.
- Но более всего род Барберини  прославил папа Урбан VIII. Он занимал папский трон 21 год (1623-1644), и его герб - знаменитые три пчелы на поле щита можно очень часто встретить в Риме.
    Понтифик по обыкновению   покровительствовал  своим родственникам.  Многие из них достойно и бескорыстно пользовались  папским благодеянием. К ним можно отнести    высокообразованного племянника папы римского Урбана VIII, кардинала  Франческо Барберини. Он был известным   собирателем  древностей, меценатом, и составил богатейшую библиотеку.
- Кстати,- добавила я, -  Франческо Барберини был одним из трёх судей трибунала, которые  отказались подписать вынесенный Галилею приговор. Позднее кардиналу даже удалось освободить великого учёного от заточения в монастыре.
- Честь и хвала! А теперь посмотри, что он сделал для украшения Рима. Мы уже подходим к воротам великолепного дворца. Правда, эта роскошная ограда с колоннами и изображениями драконов появилась здесь только в XIX  веке. А прежде здесь, в центре Рима, на Квиринальском холме стоял старый дворец разорившегося семейства  Сфорца. В 1625 году, по заданию папы, Франческо Барберини приобрел ветхую постройку со всеми прилегающими землями. Урбан VIII хотел обустроить тут родовое гнездо - великолепный дворец  с фонтанами, статуями, садами, чтобы  показать могущество и богатство папы и его фамилии. Понтифик  щедро финансировал строительство дворца.
- Ему это было нетрудно. Я читала, что он   просто повысил налоги, за что и получил в народе прозвище  «папа-пошлина».
- Возведение дворца  доверили лучшим  архитекторам, известным понтифику по работе в соборе Святого Петра -   Карло Мадерно, его сородичу Франческо Борромини  и Джанлоренцо Бернини.
       Поначалу строительством руководил  Мадерна, который активно привлекал к работе Борромини. Однако после смерти Мадерна  папа Урбан VIII назначил главным архитектором Бернини, который несколько видоизменил начальный проект. Он предложил дополнить центральный трехэтажный корпус двумя боковыми крылами, как  на  вилле Фарнезина, созданной веком раньше по проекту  Бальдассаре Перуцци. Такая постройка сочетала в себе элементы городского дворца и загородной виллы.
   Вскоре Бернини стал забирать себе львиную долю отпускаемых на строительство средств.   Он оставлял Борромини едва ли десятую часть, да ещё  неизменно приуменьшал его заслуги. Он не уставал повторять, что работает Борромини  медленно, выполняет меньший объем работ, вот и плату получает соответственно. Видимо тогда и начинались разногласия между двумя талантливыми архитекторами, которые со временем переросли в неприязнь, породившую многочисленные анекдоты и вымыслы.
- Тем не менее, при возведении палаццо Барберини эти два гения римского барокко, неизменно  соперничая друг с другом,  достигли вершины своего мастерства. 
    Бернини, умело используя  опыт старых мастеров, возрождал древние классические формы  в  новых постройках. А самобытного    Борромини безудержно увлекало страстное  желание новых, своеобразных форм в строительстве.
- Достаточно взглянуть на эти две боковые лестницы. Они словно живая  иллюстрация  сложных отношений ушедших в историю мастеров.  Необычная винтовая рампа «улитка» с двойными колоннами в правом крыле дворца принадлежит Борромини. А классический вариант парадной  лестницы  слева - творение Бернини. Хотя и он вынужден был делать спаренные колонны, чтобы не нарушать ансамбля строения.
- Кстати, на одной из лестничных площадок можно видеть автобарельеф Бернини рядом с древнеримским львом, перенесенным сюда с виллы Адриана.
- Внутренней отделкой дворца занимался известный живописец Пьетро да Кортона. Над плафоном  овального парадного салона художник работал шесть лет. В  сияющих небесах парят аллегорические фигуры, олицетворяющие «Триумф божественного провидения». И тут же видны все знаковые символы: папские ключи, тиара и три пчелы Барберини. Строительство продолжалось почти 6 лет, и было завершено к 1633 году.
   Пронырнув  под  центральной  аркадой здания, мы  поднялись по мощеной мостовой. Она поднимается вверх под значительным углом, а высота идущей с обеих сторон балюстрады постепенно уменьшается. Поэтому, остановившись на верхней площадке заднего двора, вы оказываетесь на уровне верхних этажей дворца.
    И тут снова можно сопоставить классический фасад дворца работы Бернини,  и выполненную Борромини тыльную сторону дворца с  необычными, утопленными внутрь окнами и огромным балконом-балюстрадой, который предстает как огромная и  великолепная  сцена  для   изысканных  театральных представлений  под открытым небом.
   В 1632 году состоялось торжественное открытие Театро ди Палаццо Барберини на 3000 мест. Исполнялась опера Стефана Ланди «Сант-Алессио» с участием знаменитого сопрано-кастрата Маркантонио Паскуалини. Но самую громкую известность приобрел устроенный здесь в 1656 году  гигантский праздник - «карусель».  Торжественный парад бесконечно сменявшихся всадников  и костюмированный карнавал были посвящены  королеве Кристине,  которая отрёклась от шведского престола, приняла католичество. Причем крестил её сам папа в соборе Святого Петра. С той поры она осталась в Риме, чтобы, как она сама говорила «жить и умереть свободной».    В тот день на специально сооруженной трибуне собрались представители папского двора и знати. На импровизированной сцене чередой представляли мифологические аллегории. Актеры, разодетые  в яркие и красочные костюмы, разъезжали на лошадях или замысловатых колесницах.
  Сегодня в тиши и зелени заднего двора можно встретить только замершие на века  древние статуи. А за решеткой открывается  не  видный с улицы огромный сад. Покидая  уютный уголок,  столь неожиданный в шумном и  многолюдном Вечном Городе, обойдите здание дворца с левой стороны. Здесь у грациозного висячего мостика, созданного гением Бернини, из покоев второго этажа можно было пройти  прямо в сад. А под мостиком  можно увидеть обломки герба  Барберини и фрагменты древних статуй. Здесь же долгое время лежал обелиск Антиноя, который папа намеревался установить близ дворца,  но не успел. После его смерти монумент  установили  в центре холма Пинчо, где его  можно видеть и сегодня.
   Помимо театра, библиотеки и огромного сада, при  дворце прежде была еще и  мастерская по производству гобеленов. Под руководством приехавшего из Фландрии  мастера, по рисункам великих итальянских художников, здесь были вытканы великолепные гобелены. Однако мастерская  просуществовала  недолго,  а  созданные в ней шедевры рассеялись по всему свету. Серия гобеленов с "Историей Христа", к примеру, сейчас находится в кафедральном соборе Нью-Йорка.
    C 1934 года обедневшие потомки разорившегося семейства  Барберини, которые все ещё проживали во дворце,  вынуждены были сдавать большую часть здания в аренду офицерскому клубу Италии. Спустя три года Мария Барберини, которая вплоть до своей смерти продолжала занимать часть дворцовых комнат, распродала  все принадлежавшие ей картины и другие произведения искусства. Причем часть из них скупили американские нувориши.
- Теперь понятно, как гобелены с «Историей Христа» попали в Нью-Йорк.
   После войны государство  приобрело большую часть помещений дворца и приступило к его реставрации. Сейчас  в 34 залах дворца размещается Национальная галерея. Помимо памятников древнего искусства, уцелевшей старинной мебели и фарфора, здесь можно увидеть знаменитую «Форнарину» с именем Рафаэля на опоясывающей руку ленточке, полотна  Беато Анжелико, Филиппо Липпи,  Караваджо, Тициана, Тинторетто, Гвидо Рени, Рубенса, Пуссена и многих других.
    Парковая зона дворца после войны была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий.
В помещении бывшего театра Барберини в 1822—1834 годах находилась мастерская популярного датского скульптора Бертеля Торвальдсена. В купе деревьев,  слева от усыпанной гравием дороги, неприметно стоит памятник Торвальдсену,  который  пятьдесят лет прожил в Италии и обрел здесь славу одного из лучших скульпторов. Торвальдсен дружил с обитавшими в Риме русскими художниками и писателями, был постоянным гостем в салоне княгини Волконской.
    И последний штрих, столь характерный для Вечного Города. Во время строительных работ в 1936 году в подвалах под дворцом был обнаружен античный  храм восточного божества - Митреум,  который датируется II в. н. э.


Рецензии