9 класс Тема Терроризм ещё не побеждён

Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с проблемами возникновения терроризма на современном этапе развития общества.

Воспитательная цель урока: выработать методику недопущения раздражительной реакции на события, происходящие в мире.

Развивающая цель урока: сформировать в душах учащихся чувства дружбы, умения ценить представителей других национальностей и поддерживать мир и согласие между людьми. 

Оборудование урока: ПК, иллюстрации, отпечатанные крупным шрифтом афоризмы великих мыслителей о терроризме:
1. Те, кто использует террор, чтобы прийти к власти, правят при помощи террора, оказавшись у власти. Хелен Макиннес
2. «Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги – оружие, которое победит терроризм». Малала Юсуфзай
3. «И хотя мы регулярно клеймим другие государства, называя их странами изгоями, мы сами превратились в самую большую страну-изгоя. Мы не соблюдаем договоров. Мы пренебрегаем международными судами. По собственному желанию наносим удары туда, куда вздумаем. Мы отдаём приказы ООН, но не платим членских взносов. Мы жалуемся на терроризм, но наша империя стала сегодня самым дерзким террористом». Гор Видал

                Ход урока:

I. Организационный момент

 Учитель. Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, почему и как проявляется терроризм.

II. Обсуждение понятия «Терроризм»

Учитель. Знаете ли вы, ребята, что означает понятие «Терроризм»?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Да, ребята, терроризм – это преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, выражающееся в покушении на: а) жизнь и здоровье граждан, б) объекты инфраструктуры, в) природную среду, г) информационную среду, д) органы государственного управления, е) государственных и общественных деятелей.

Раз терроризм – это заранее обдуманное мотивированное насилие, применяемое против тех, кто препятствует целям террористов, адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации. Так осенью 1981 года от рук исламских фундаменталистов погиб Мухаммед Анвар ас-Садат – египетский государственный и военный деятель, президент Египта (1970-1981 гг.). Заговорщики метнули в сторону правительственной трибуны ручную гранату, а десантники открыли автоматный огонь по членам правительства. Смертельно раненый Садат был доставлен в госпиталь, где и скончался. Террористы отомстили ему за сближение с Израилем.

Как и Мухаммед Анвар ас-Садат от рук террористов погибла Индира Ганди, индийский политик, премьер-министр Индии,  дочь первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, сделавшего много для обретения независимости от Британии.
Немало террористических актов совершено и в России. Делается очень многое для изжития терроризма и экстремизма. Однако терроризм ещё не побеждён.

Годы идут, жизнь меняется, но террористические акты ещё продолжаются.
Простые порядочные люди с древнейших времён отдавали жизни ради защиты родных краёв, ценили интересы Родины выше личных интересов. Ведь Родина – это не просто слово. Родина или Отечество, как мы иначе её называем, – это то, что сближает нас с далёкими предками, что объединяет с современниками, что предрекает нашу родственность с будущими поколениями. Поэтому для нас связь с Отчизной, с тем, что напоминает нам о нашем детстве, юности, взрослости, чрезвычайно дорого.

Почему же некоторые россияне нынче решили, что «В России всё плохо». Почему некоторые молодые люди заявляют: «Была бы возможность, уехал(а) бы из России». Что же происходит на сегодняшний день?
Французский прозаик Виктор Мари Гюго писал: «Позорить свое Отечество – значит предавать его».
В. М. Гюго прав. Тот, кому Родина дорога, не захочет уехать из неё, тем более плохо отзываться о ней. Размышляя о судьбе Отечества, я вспоминаю свою недавнюю дискуссию с одним молодым человеком:
– «Чем тебе не угодила Россия?»
– «Тем, что отстала от других стран».
– «Сделай так, чтобы она не отставала».
– «Как?»
– «Трудясь и облагораживая её».
– «А что? Я один могу облагородить её? Я лучше убегу отсюда».
– «Молодой человек, – обращаюсь я к нему, – когда кто-то из детей сорит дома, мама не убегает из дома, а делает уборку сама, если дети совсем маленькие. Или она приучает детей убирать, если они по старше. При таком подходе дома всегда чисто. Последуй примеру матери».
– «Делать уборку – можно. А как быть с нищетой?»
– «Там, где любят трудиться, нищета не плодится», – молвится в пословице. – Трудиться нужно вдохновенно головой и руками».
– «А за «вдохновенный» труд много ли в России платят? Вот ты, можно сказать, трудишься вдохновенно, много ли заработала?»
– «Я ни в чём не нуждаюсь. Ни от кого не завишу».
– «Зато у тебя нет ни дорогих яхт, ни собственной виллы за рубежом».
– «Зато есть рядом дорогие моему сердцу люди, которые всегда поддержат, не дадут пасть духом».
– «Вон все зарубежные страны угрожают нам санкциями, грозят прекращением поставок продуктов питания».
– «Не все зарубежные страны, молодой человек, а кое-какие. Ну и пусть себе угрожают. Зачем нам ввозить картошку или помидоры из-за рубежа, когда на российских просторах много пустующих земель и заброшенных деревень? Бери гектар земли, расти свою картошку или помидоры».
– «Можно подумать, что сейчас же побегут все спившиеся и обкуренные безработные и произведут продукты питания».
– «Не все безработные спились или обкурились, молодой человек. среди них немало, действительно, желающих начать своё дело. Вообще, что плохого в том, если безработные будут зарабатывать?».
– «Плохого в этом ничего нет, но слаженная годами конкуренция их тут же задавит. Так что, пропадет их труд, даже если найдут возможности вырастить эти самые продукты питания».
– «Безвыходного положения не бывает. Знания и навыки вырабатываются годами. Научатся выживать при конкуренции, если проявят упорство».
– «Предположим, проявят упорство. Много ли они будут иметь? Заживут ли они как те олигархи, которые за бесценок скупили государственное имущество? Будут ли их дети учиться за рубежом, как у всех богатых людей России?» – не хочет уступать молодой человек.
– «Ну и пусть себе дети богатых людей учатся за рубежом. Кто хочет получить знания, может получить их и в российских школах и вузах».
– «Но не получают».
– «Ученику, не желающему учиться и сто учителей не помогут, а желающий знать – везде дорогу пробьёт».
– «Чтобы дорогу пробить, нужны средства, а их прикарманивает правящая верхушка».
– «Я бы не сказала: «прикарманивает».
– «Почему же у учителей, подготавливающих будущую смену страны, рядовых работников министерств или ведомств, врачей и других почему-то небольшие заработки».
– «Россия в этом отношении – не исключение. И в других странах мира у «правящей верхушки», как ты говоришь, высокие доходы, а у работников ниже рангом – сравнительно низкие».
– «Подобное неравенство ведёт к недовольству и митингам, а ещё к экстремистским настроениям и терроризму».
– «А такие проявления ни к чему хорошему не приводят. От экстремизма и терроризма страдает не только наша страна. Террористические акты происходят во всём мире. Для любой страны деятельность экстремистов и террористов ущербна».
– «Где же выход из ситуации?».
– «Выход из ситуации для нашей Родины, я думаю, – в мирном решении всех проблем, действуя по букве Конституции…».
– «А если мирным путём проблемы не решаются?»
– «В таком случае работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться со стороны органов государственной власти, органов местной автономии, которые должны претворять в жизнь воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Всем известно, что драка или ссора возникает тогда, когда есть натравливающие люди. Таковыми сегодня являются пользователи соцсетей, создающие подпольные СМС-сообщения, видеоролики, аудиосообщения, интернет-сайты, целью которых является организация саботажей, дезориентация населения».
Вот такой неприятный разговор получился у меня с одним из молодых людей.

III. Обсуждение причин возникновения экстремистских настроений

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему иные молодые люди хотят уехать из нашей страны?
Учащиеся отвечают. Видимо, они верят дезинформаторам.

Учитель. Странное дело, люди почему-то верят пропагандистам-дезинформаторам, нежели научно-обоснованным фактам. Видимо, это происходит потому, что человеку хочется верить в то, в чем-то твердо убежден. Если человеку постоянно внушают что-то, он убеждается в том, что это правда. Попробуй ему запретить то, во что ему хочется верить, он поставит под сомнение любое иное суждение. К тому же «запретный плод сладок», поэтому дезинформация живуча, как сорняк.
Ребята, как вы считаете, что является причиной для возникновения экстремистских настроений?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Причиной для возникновения экстремистских настроений является коррупция в области экономики, промышленности, медицины, образования, торговых учреждениях и т. д. Поводом для возникновения террористических актов может выступать зависть, антагонистические настроения обиженных на государство людей. Чтобы такая ситуация не привела к обострению напряженности в социальной среде, нужно устранять условия для зарождения экстремистско-террористических настроений, отслеживать сайты в Интернете, содержащие призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности. Нужно усилить просветительскую работу среди населения,  не допускать подмену святых для нас ценностей, как честность, бескорыстие, чувства любви к Отечеству  такими пороками, как жажда к наживе, желание обогатиться за чужой счёт. Эгоизм и индивидуализм, лицемерие и лживость, предубежденность и предвзятость, агрессивность и равнодушие, бестактность и враждебность, конфликтность и жестокость, бездушность и грубость, отчужденность и попустительство никогда не приводили ни к чему хорошему.

Ребята, как вы считаете, что привело к разжиганию межнациональной розни, вербовке социально незащищенных слоёв населения в преступные группы в нашей стране?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Как вы знаете, 26 декабря 1991 года СССР прекратил своё существование.
После того, как распался СССР, системе нравственных ценностей, развитых за годы Советской власти, был нанесён сокрушительный удар, а граждане нашей страны стали метаться из крайности в крайность. Последствия распада страны привели к разжиганию межнациональной розни, вербовке социально незащищенных слоёв населения в преступные группы.

Хорошо, что нам удалось сохранить целостность и независимость России, улучшить социальную жизнь населения нашей страны, добиться успехов в развитии промышленности, транспорта, культуры, образования, строительства, средств связи, здравоохранения, литературы, искусства, народного хозяйства и в благоустройстве родного края.
Ребята, как вы полагаете, жизнь идеальна ли в России?
Учащиеся отвечают.

Учитель. В России, может быть, жизнь не идеальна, может быть, социальные условия жизни граждан оставляют желать лучшего, может быть, есть люди, обиженные коррупционерами-чиновниками. Но любые проблемы можно решить мирным путём. Да, это не скорый и не лёгкий путь. Но это единственно правильный путь.

IV. Информирование учащихся о террористических актах

Учитель. Ребята, какие террористические акты были совершены на территории России?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Террористических актов на территории России было совершено очень много. Нет никакого оправдания тем заказчикам и исполнителям террористических актов, при которых погибли невинные существа – дети, мирные люди. А такое случилось при взрыве пассажирского поезда Москва-Баку около станции Хасавюрт 30 мая 1991 года. При  захвате группой боевиков больницы и роддома города Кизляр. На Котляковском кладбище в Москве 10 ноября 1996 года. На улице Пархоменко в Махачкале 4 сентября 1998 года. На Центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года. В жилом доме города Буйнакск 4 сентября 1999 года. На праздничной площади в городе Каспийск 9 мая 2002. В девятиэтажном жилом доме № 35 города Волгодонск 16 сентября 1999 года. На  Дубровке, в Москве, в мюзикле «Норд-Ост» 23-26 октября 2002 года. В здании Моздокского госпиталя 1 августа 2003 года. В больнице города Будённовск 14-20 июня 2004 года. В школе № 1 города Беслан 1 сентября 2004 года. В Москве, на Черкизовском рынке 21 августа 2006 года. В Санкт-Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года и т. д.

Эти многие другие теракты, не перечисленные мной, по религиозным, этическим, общечеловеческим меркам являются кощунством, подрывающим устои общества.
Ребята, как можно остановить террористические акты?
Учащиеся отвечают.

Учитель. Чтобы террористические акты не совершались на территории России, нужно любить свою Родину.
А Россия – это наша Родина, росту благосостояния которой не должно препятствовать безразличие одних граждан или преступность других.

При ведении работы в патриотическом русле, народы России всегда сплачивались в единый живой монолит, как это было во время индустриализации нашей страны, при защите Родины, при восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Без воодушевляющего патриотического духа не может существовать ни одно государство.

Говорят, в семье не без урода. Не скажу, что в советскую эпоху не было в нашей стране своих отщепенцев или негодяев. Были! Но основная масса населения нашей страны была озабочена стремлением, сделать Родину краше, богаче, дружественнее, миролюбивее. А художественная литература тогда ставила перед собой задачу: помочь читателям, стать нравственно чище, умственно развитее, физически крепче, стать гуманнее и патриотичнее.

В шокирующие 90-е годы, когда нравственные устои в стране стали расшатываться, порочная деятельность алчных дельцов привела к тому, что стали пустовать заводы и фабрики, разоряться колхозы и совхозы. Неслыханная коррумпированность в социальной сфере привело не только к безработице, но и к росту преступности и терроризма.

Возможно, оттого, что в родном краю жизнь не у всех людей сладка, они попадаются на крючок пропаганды извне или недовольства оппозиционеров, орудующих внутри страны с целью свергнуть власть и установить свои порядки.
Как бы там ни было, противостоять терроризму нужно! Ведь Отечество для каждого из нас было и должно оставаться священным местом в жизни. И беречь его мы обязаны, как зеницу ока.

Ребята, как вы думаете, почему в годы советской власти проблемы экстремизма или терроризма не возникало?
Учащиеся отвечают.

Учитель. В годы советской власти политика была направлена на обеспечение согласия общественных и личных интересов, на недопущение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, на исключение превосходства одного и неполноценности другого человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

В годы советской власти пропагандировалась любовь к Родине, уважительное отношение ко всем трудящимся, забота каждого гражданина о сохранении и умножении благосостояния Отечества.

Поддерживалась товарищеская взаимопомощь: «Каждый за всех, все за одного» и гуманные отношения между людьми: «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
В те годы поощрялась честность и правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное почтение в семье, забота о воспитании детей.

Поддерживалась дружба и братство народов, непримиримость к несправедливости, коррупции, карьеризму, стяжательству, то есть, к алчному накоплению денег или имущества.

Исходя из сказанного, думается, экстремизм и терроризм возникают там, где плохо ведётся патриотическая работа, где нет целенаправленной деятельности, проводящей в жизнь идеи дружбы и согласия.

V. Чтение и обсуждение изречения великих мыслителей о Родине

Учитель. Ребята, какие вы знаете изречения великих мыслителей о Родине?
Учащиеся отвечают. «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека», – писал Василий Александрович Сухомлинский.

Учитель. Да, именно так и было в нашей стране. В годы бедствий или при угрозе целостности страны простые люди не щадили ни своего здоровья, ни жизни, ни своих сил, ни времени ради защиты её рубежей и сохранения независимости, решали общими усилиями проблемы, возникающие в родном краю, находя решение, не позволяющие перерастания спорных вопросов до экстремизма или терроризма.
Бывало, что иные граждане нашего государства, руководствуясь правилом: «Рыба ищет место, где глубже, а человек – где лучше», покидали пределы Родины. Повезёт за кордоном – они не вспоминали о ней, не повезёт – тосковали по ней, мечтали вернуться в родные места.

Учитель. Ребята, как нужно воспринимать слово «Родина»?
Учащиеся отвечают. 1. Думаем, воспринимать слово «Родина» нужно точно так, как слово «Мама», так как нет ничего милее Отчизны.
2. Люди, которые никогда не покидали Родину, не доводили свои проблемы в ранг негативного или предвзятого к ним отношения, способны воспринимать слово «Родина», как самое святое место.

Учитель. Ребята, какие ещё афоризмы великих мыслителей вы знаете?
Учащиеся отвечают. Французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо писал: «Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан – дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста».

Учитель. Видимо, наставлять каждого маленького гражданина (в силу складывающихся обстоятельств) с детского возраста не всем удаётся. Поэтому сегодня мы, взрослые, если хотим избавиться от терроризма, обязаны придерживаться критерия: «Сейте разумное, доброе, вечное». И тогда, я надеюсь, труд миллионов учителей, гражданских обществ не пойдёт на нет. А течение жизни в нашей стране вернётся в нормальное русло.

Да, ребята, сохранить спокойствие в стране можно, разбираясь в деталях любого происшествия, выясняя причины возникновения конфликта, ставя себя на место тех, кто обижен, находя мирные пути решения возникающих недоразумений.

Любить и уважать себя, конечно же, нужно, но действовать слепо, под воздействием зависти или мести, не преодолевая в себе чувств эгоизма, не разбираясь в причинах возникновения ситуации, глупо. Горячность ни к чему хорошему не приводит.
Вспомните, ребята, другие высказывания великих мыслителей о родине.
Учащиеся отвечают. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе, как живой организм», – писал Александр Александрович Блок.

Учитель. Я предлагаю вам выучить афоризмы великих мыслителей о терроризме:
1. «Те, кто использует террор, чтобы прийти к власти, правят при помощи террора, оказавшись у власти», – писала шотландская и американская писательница, автор детективных романов Хелен Макиннес.
 По-моему, те люди, которые приходят к власти, используя противозаконные действия, правят при помощи запугивания и насилия.

Вот ещё афоризмы о терроризме.
«Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги – оружие, которое победит терроризм». Эти слова принадлежат Малале Юсуфзай, пакистанской правозащитнице, выступающей за доступность образования для женщин во всём мире.
Источник: https://ru.citaty.net/temy/terrorizm/
А Гор Видал, американский прозаик, публицист, драматург, эссеист 1925-2012 гг. писал: «И хотя мы регулярно клеймим другие государства, называя их странами изгоями, мы сами превратились в самую большую страну-изгоя. Мы не соблюдаем договоров. Мы пренебрегаем международными судами. По собственному желанию наносим удары туда, куда вздумаем. Мы отдаём приказы ООН, но не платим членских взносов. Мы жалуемся на терроризм, но наша империя стала сегодня самым дерзким террористом».
Источник: https://ru.citaty.net/temy/terrorizm/

Итог занятия

Учитель. Ребята, к какому итогу вы пришли, исходя из сказанного?
Учащиеся отвечают. 1. Причин для возникновения терроризма на современном этапе развития общества очень много. 2. Однако нужно выработать методику недопущения раздражительной реакции на события, происходящие в обществе. 3. Необходимо сформировать в душах окружающих людей чувства дружбы, умения ценить представителей других национальностей и поддерживать мир, согласие. 
Учитель. Спасибо, ребята, за внимание к теме и активное участие в решении проблем терроризма и экстремизма. До свидания!


Рецензии