Попытка просмотра фильма Ещё один год
Оценка: 3-
В "Романсе о влюбленных" Андрея Кончаловского с любви все начиналось, здесь же все выглядит так, будто любовь на исходе, она почти закончилась. А без нее близкие отношения между мужчиной и женщиной выглядят обузой, чем-то обременяющим, сковывающим свободу. В таких отношениях будто бы нет того главного и большого смысла, который работает как сверхмощный и предельно надежный двигатель. Зачем прощать, терпеть, притираться друг к другу, идти на уступки, если отношения потеряли самое главное и вошли в привычку?
Конфликт между героями худо-бедно прочитывается, он - таксист, который тяготится своей профессиональной неустроенностью, она - веб-дизайнер, но эта нестыковка слишком бьет по глазам, выпячивается на первый план. Навести фокус на любовь не получается, но вместо этого в режиме макросъемки режиссер запечатлевает бытовые трения и семейные неурядицы, от чего таинственное и сакральное в отношениях между мужчиной и женщиной замыливается, фактически низводится на нет.
Но я не хочу наблюдать за какими-то бытовыми трениями между молодоженами, у меня самого таких был вагон и тележка. Я хочу смотреть фильм про любовь, видеть любовь, верить в любовь.
А в фильме Оксаны Бычковой, я этой любви не вижу.
Мне говорят, что она есть, но я НЕ ВЕРЮ, хоть ты тресни. Мне показывают все, что благодаря любви преодолевается, превозмогается, становится радостью там, где есть возможность заботиться о любимом человеке, отдавать ему себя... Но когда этой любви нет, то волшебство заканчивается, а совместная жизнь (а у героев ещё и детей нет!) выглядит бременами неудобоносимыми, какой-то тягомотиной, один вид которой конкретно омрачает ещё и потому, что (опыт подсказывает) дальше при таком раскладе будет только хуже.
P.S. Интересно сравнить эту работу с первоисточником, фильмом П.Арсенова "С любимыми не расставайтесь", 1979 года выпуска.
Свидетельство о публикации №222040700926
Тут вот какое дело: в России сейчас распадается 7 браков из 10.
Фильм Оксаны про жизнь. Нынешнюю в нынешней России. Может, вообще в европейской цивилизации. В которой во всей такая статистика и коэффициент рождаемости сильно ниже еденицы.
Думаю, что Оксана не ставила целью сделать тебе приятно. Она хотела разобраться в ситуации, вернее: высветить истину. Что и есть дар художника. На мой непросвещённый взгляд.
Я так увидел. Может, потому, что сам из тех 7-ми. Слесарь, а бывшая жена - зав.кафедрой...
Первоисточник не фильм 79-го года, а пьеса Володина(Лившица) 1972-го.
Алексей Земляков 07.04.2022 20:25 Заявить о нарушении
Как мне кажется, режиссер не ставила перед собой цели разобраться в причине растущего числа разводов на душу населения) Это просто зарисовка про отношения, где противоречия накапливаются быстрее и завязываются в узлы, которые запутываются быстрее, чем распутываются. Правда жизни тут есть, но с общим уровнем разводов она также вряд ли связана (первоисточник - пьеса 1972! - тогда с этим было получше, разве нет?) Правда жизни, пожалуй, в том, что это вечная тема - ссоры, споры, разногласия между мужчиной и женщиной. Это как отцы и дети, бери любой сюжет с такими исходниками, и уже на 50% попадешь в точку. Будет фильм и кто-то скажет: это про жизнь.
Правда фильма, наверное в том, что отрыв от старшего поколения, родителей, дедушек и бабушек, с их мудростью и опытом, неизбежно приводит к подобным результатам. Молодым, на гормонах, эмоциях очень трудно разобраться в происходящем, но каким послушанием надо обладать (как следствие правильного воспитания), чтобы в таких вопросах считаться с мнением родителей? В фильме старшего поколения нет. Правда, есть несколько отталкивающая сцена знакомства Егора с родителями той девушки (Люды, кажется), что приходит на смену его жены. Режиссер выставляет все это в неприятном, отталкивающим свете (опять к разговору про бремена неудобоносимые, а какой в этом смысл? типа ты берешь девушку, а бонусом получаешь её располневшую крикливую тещу и кучу родственников, пьющих горькую?)
От того и возникает антисемейное настроение, подспудно понимаешь, сколько проблем тянет за собой сближение с другим человеком, бытовуха бьет по глазам, а фоном мыслишка: "Так у них ещё даже детей нет!"
P.S. Я имел в виду под первоисточником именно фильм, т.к. Бычкова говорила, что её задумка была связана конкретно с переосмыслением фильма, а не пьесы.
Ястребов 08.04.2022 11:51 Заявить о нарушении
Когда я написал: "Думаю, что Оксана не ставила целью сделать тебе приятно.", это была ирония над твоей фразой: "
Но я не хочу наблюдать за какими-то бытовыми трениями между молодоженами". Зачем это в рецензии на фильм? Не хочешь - не смотри. А искусство должно отражать всю жизнь. Правдиво.
Так вот, о кино. Ты пишешь, что правда жизни, отражённая в фильме, не имеет отношения к статистике разводов. Но сам находишь в нём одну из причин такой статистики: разрыв поколений, препятствующий передаче жизненного опыта, облегчающий спонтанные, необдуманные решения. Таки это правда. Действительно - молодёжь, уезжая в большие города разрывает связи с родителями. Во всей европейской цивилизации. И эта цивилизация умирает - не воспроизводится. Восточные народы сохраняют крепкие семейные, клановые связи и растут.
Ты увидел в фильме обузу в виде родственников в ближайшей деревне, а я - крепкий "тыл" этой москвички, которая сохранила тесные отношения с родителями, тепло простых семейных застолий (там ,ведь, сравнивается новогоднее застолье в Москве и в подмосковье), реальную помощь продуктами (они целый багажник с собой увезли) и - главное - та, которая не порвала связь с родителями, традицией, в семейном строительстве выигрывает! Это к ней уходит серьёзный работящий парень. От той, которая младше, красивее, роднее и еланнее, ЛЮБИМА! К той, которая гораздо больше женщина. Просто женщина, мать будующих детей.
"С ней я чувствую себя мужчиной". Но, вопреки всему здравому смыслу и естеству, Природе, побеждает Любовь. Которая в реалиях, описанных фильмом разрушительна.
А ты утверждешь, что в фильме нет любви...
Таки Пушкин ещё писал:
Любви все возрасты покорны....
Но в возраст поздний и бесплодный, на повороте наших лет,
Печален бури вешней след...
Тут о позднем возрасте цивилизации... А поворот - вот он - на наших глазах происходит. Мы отваливаем от умирающей европейской цивилизации.
А ты говоришь, что Володин писал не в это время. Так не мне тебе объяснять, что кино создаётся режиссёром, а не сценаристом. Пьеса вообще могла быть о другом. Я не видел, не читал. Советский фильм смотрел. Правда, давно - не смогу сейчас сформулировать точно, но по-моему, он слабее. Он красивенький.
В общем, я в фильме увидел много. Потому, что он о моём времени (ты в 90-е ещё женат не был), о моей жизни.
Кратко о том, что увидел, писал в Полянской группе. Вот эта рецензия:
Часто слышу:
" Вот в советское время было настоящее кино. С драматургией, игрой актёров, смыслом. А сейчас..."
Я и сам так говорил. До декабря 2014, когда услышал по радио интервью с молодыми нашими режиссёршами, победившими со своими фильмами на каком-то фестивале. По-моему, сочинском. Заинтересовался и решил сходить посмотреть "Ещё один год" Оксаны Бычковой.
Лауреат фестиваля стоял в программе мультиплекса только одним сеансом, только по будням и только в 9 утра. Понедельник у меня выходной, но желающих составить компанию не было. Совсем.
В зале я оказался один.
Основой картины послужила пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». По ней и в советское время снимали кино с Абдуловым и Алфёровой в главных ролях.
Но, Оксане удалось снять не просто историю любви. Очень тонко, точными деталями рисуя действительность, она сказала о трагедии поколения "постиндустриальной" экономики, в которой нет места мужчине. Нормальному мужику с головой и руками, которому необходимо настоящее материальное дело. Дело не только для прокорма семьи, дело что даст тебе уважение людей, самоуважение.
В фильме много постельных сцен, но это первый фильм (из виденных мною) в котором эти сцены не для привлечения прыщавых подростков ( да и сейчас их таким не привлечёшь) - они вплетены в драматургию истории, несут смысловую нагрузку.
Чем больше разгорается между героями настоящая любовь, тем меньше в них эротики, но больше чувственности...
Хорошо, что зал был пуст - никто не видел как поседевший и полысевший уже мужик вытирал слезу.
Есть, есть и сейчас отечественное настоящее кино. С драматургией, игрой актёров, смыслом...
зрителя на нём нет.
И могу это видение отстаивать, объясняя каждый кадр кино. Если захочешь продолжить дискуссию предметно. Кстати, один раз мы смотрели этот фильм с Ваней Куличевским. Ему понравилась картина и значение эротических сцен объяснил мне он.
Алексей Земляков 08.04.2022 13:29 Заявить о нарушении
Да? А мне показалось, что он уходит от конфликта, от чувства собственной неполноценности, уходит к той, с которой проще. Любовь? Ну не знаю, скорее это более похоже на акт безысходности.
Не буду спорить, я в заголовке так и написал: "попытка просмотра", а потому воспринять фильм целиком и полностью не получилось, вторую половину уже смотрел по диагонали. Возможно, там были какие-то детали, которые упустил из виду, а они имели принципиальное значение. Это же касается и формата "рецензии", с моей стороны это больше личный отзыв, где как раз можно себе позволить: хочу - не хочу, нравится - не нравится. Наверное, ошибка с моей стороны помещать это в раздел "музыкальных и кинообзоров", уместнее было бы в миниатюры или эссе. С уважением!
Ястребов 08.04.2022 14:10 Заявить о нарушении
Ястребов 08.04.2022 16:33 Заявить о нарушении
Алексей Земляков 08.04.2022 20:14 Заявить о нарушении
Ястребов 10.04.2022 19:33 Заявить о нарушении
Ястребов 10.04.2022 19:35 Заявить о нарушении
Моя позиция: каждое произведение искусства самоценно. Его нужно рассматривать самостоятельно без первоисточников, конекстов и биографии автора. Если без всего перечисленного книга, картина, спектакль не трогает, ничего не даёт, то и нет тут никакого произведения.
Алексей Земляков 11.04.2022 08:14 Заявить о нарушении
Ястребов 11.04.2022 11:52 Заявить о нарушении
Алексей Земляков 11.04.2022 14:03 Заявить о нарушении