Душа. Ч. 2. Чем отличаются душа и дух?

    Рис. 1 Символическое представление Божественного сознания–духа (в данной статье)
    В статьях последних лет в интернете, к сожалению, появляются НЕТОЧНЫЕ и даже НЕВЕРНЫЕ пояснения о том, что такое душа и в чем отличие души от духа. Есть даже мнение, что это – одно и тоже ( и это неверно).
   
    Для изложения вопроса обратимся к трудам величайших духовных деятелей мирового уровня – Шри Ауробиндо и Матери.

    1. Об отличии трех основных духовных понятий

    1.1. Прежде всего, необходимо ясно понимать – различие между ТРЕМЯ ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ:
      1. Божественным сознанием-духом  – («Атманом»), который – предшествует проявлению творения в мире.
      2. Индивидуальным духом живых существ – («Дживатманом» или «Центральным существом»), который – руководит эволюцией живых существ с более высокого духовного уровня, но сам не эволюционирует (так как не рождается) и остается неизменным.
      3. «Психическим существом» – эволюционирующей душой человека в проявленном мире ( от «психея» - душа), которая – проходит через рождение и смерть, но остается бессмертной (см. Душа ч.1. Два понятия души и где они находятся; ccылка – в конце статьи).


    2. Божественное сознание–дух («Атман») - это высшее Божественное «Я»

    2.1. «Атман») или высшее «Божественное «Я» – это вечная реальность, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ ПРОЯВЛЕНИЮ ТВОРЕНИЯ в мире.

    2.2. Пребывая во всем, высшее «Я» или  «Атман») – одновременно «ЕДИНО» И «МНОЖЕСТВЕННО», а также – «ТРАНСЦЕНДЕНТНО» И «УНИВЕРСАЛЬНО»(cм. : [1, 43-45]).

    3.Индивидуальный дух –(«Дживатман») или «Центральное существо» - это высшее Сознание-Сила в аспекте Множественности

    3.1. Индивидуальный дух живых существ («Дживатман»).
   Он  – РУКОВОДИТ ЭВОЛЮЦИЕЙ с более высокого духовного уровня, НО НЕ РОЖДАЕТСЯ, НЕ ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ и остается НЕИЗМЕННЫМ.
   «Когда Единое Божественное проявляет присущие ему многообразие и множественность, "самосущее Я" или Атман становится в этом проявлении – Центральным существом (или «Дживатманом»).

   «Дживатман» – это высшее Сознание-Сила, проявляющая бесконечное многообразие Божественного – В АСПЕКТЕ МНОЖЕСТВЕННОСТИ. Это Множество представляет собой  вечные «Я» Всевышнего, пребывающие в его Высшей Природе» (cм.:[1, 44-46].
 
   «Дживатман»  или индивидуальный дух живых существ который – РУКОВОДИТ ЭВОЛЮЦИЕЙ воплощенных личностей и земных жизней, оставаясь при этом ВЕЧНОЙ ЧАСТЬЮ Божественного» (cм.: [1, 46]).

   «Центральное существо НЕ РОЖДАЕТСЯ И НЕ ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ. Оно управляет свыше всем индивидуальным проявлением, но остается неизменным.
   Оно находится ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТВОРЕНИЯ, хотя и принимает в нем участие...»[1, 44-46].

    3.2. Индивидуальный дух (или  «Дживатман») – руководит эволюцией всех живых существ, например, – человека, птицы, животного, рептилии, – но НЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С НИМИ.

   «Человек, птица, животное, рептилия – природные существа, но их индивидуальное высшее «Я» («Дживатман») по сути – не является ни человеком, ни птицей, ни животным, ни рептилией – и даже на мгновение НЕ МОЖЕТ ОТОЖДЕСТВИТЬСЯ с ними»  [1, 46].     ...В процессе эволюции всех этих форм жизни Дживатман остается неизменным, он есть не что иное, как – ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО, согласившееся на участие в игре Пракрити»[1, 46].

    3.3. Индивидуальный дух (или  «Дживатман») управляет жизнью человека, либо – С ПОМОЩЬЮ МЫШЛЕНИЯ И ВОЛИ, либо – ЧЕРЕЗ ДУШУ.
    Центральное существо («Дживатман») возвышается над последовательными земными воплощениями земных жизней и руководит эволюцией с более высокого духовного уровня, но САМО НЕ РОЖДАЕТСЯ, ибо оно не нисходит в человека, а НАХОДИТСЯ НАД НИМ (cм.: [1, 47]).

   3.4. Центральное существо объединяет В ОДНО ЦЕЛОЕ – ментальное, витальное и физическое существа и все различные части личности человека, а также УПРАВЛЯЕТ  жизнью либо  – с помощью ментального существа, мышления и воли, либо – через Психическое (Душу) – в зависимости от того, что преобладает в природе человека.

   4. Психическое существо – это ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ форма ДУШИ.

   4.1. «Это эволюционирующая индивидуальность ДУШИ, которая постепенно формируется ВОКРУГ БОЖЕСТВЕННОЙ ИСКРЫ в центре каждого существа, в ходе многочисленных жизней земной эволюции – до того момента, когда психическое существо, полностью сформированное, становится – СОЗНАТЕЛЬНОЙ ОБОЛОЧКОЙ ДУШИ («зрелым» существом), вокруг искры которой оно сформировалось».
 
    4.2. Психическое существо (ДУША) является ПРОЕКЦИЕЙ индивидуального духа) И ФОРМИРУЕТСЯ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ. Оно ПОДДЕРЖИВАЕТ разум, витальность, тело, растет за счет получаемого ими опыта, НЕСЕТ природу ОТ ЖИЗНИ К ЖИЗНИ. И делает это психическое существо или чайтья пуруша (caitya purusa) [2, c.29]). 

    Поначалу Психическое существо СКРЫТО разумом, витальным и телом, но по мере своего роста обретает способность выходить на передний план и РУКОВОДИТЬ разумом, жизнью и телом.
 
    4.3. В обычном человеке психическое зависит от своих внешних инструментов по части самовыражения и не способно завладеть ими и свободно их использовать. Его жизнь – животная, либо человеческая, не божественная.
    Когда путем садханы психическое существо приобретает способность свободно использовать свои инструменты, тогда импульс к Божественному обретает полноту, и становится возможным не просто ОСВОБОЖДЕНИЕ разума, витального и тела, но их ПРЕОБРАЖЕНИЕ (cм.: [2, 29]).

    4.4. Осознание единства с высшим или вселенским "Я" приносит чувство ОСВОБОЖДЕНИЯ, необходимое для высшей духовной реализации: но для трансформации жизни и природы совершенно необходимо ПРОБУЖДЕНИЕ психического существа и его господство над природой [2, c.29]). Подробнее см. статью «Душа. Ч.1. Два понятия души и где они находятся».

    5.Тот, кто хочет перейти в сверхчеловечество, должен сконцентрироваться –  вокруг психического существа

    5.1.Следует повторить, что Эго было необходимо для формирования человечества, но СЕЙЧАС МЫ ПОДГОТАВЛИВАЕМ ТО, ЧТО ВЫШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Сейчас эго закончило свою работу – оно хорошо сделало свою работу и теперь должно исчезнуть (см. : [3, с. 139]).

    5.2.И останется именно Психическое существо - представитель Божественного в человечестве, ИМЕННО ОНО ПЕРЕЙДЕТ В ДРУГОЙ ВИД.

    5.3.Так что надо учиться концентрировать свое существо вокруг Психического.
    Тот, кто хочет перейти в сверхчеловечество, должен избавиться от эго и СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ – ВОКРУГ ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА (см. : [3, с. 139]).

    Материал статьи подготовлен на основе следующих литературных источников.

    1. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т. II, СПб. : Адити, 2003.
    2. Шри Ауробиндо, Мать. Психическое существо. М . : Благовест, 1994.
    3. Агенда Матери. Том 13.1972–1973.СПб. : Мирра, 2010

    Смежные статьи:
      • Душа. Ч.1. Два понятия души и где они находятся


Рецензии