Владька

« Завтра мы поедем на поезде , - торжественно объявил дед. - Мы едем к папе.» Владька плохо спал ночью. Ему снился сон, как будто они с дедушкой едут и едут, дед выходит на какой - то станции, поезд трогается , а дед бежит за поездом и кричит : « Прыгай!»  Владька плачет и прыгает , но вдруг оказывается один в тёмном  незнакомом подъезде;  кто - то хватает Владьку за шиворот и тащит по лестнице вверх , а он упирается и зовёт дедушку… « Пора вставать,- говорит дед,- как ты спал?»
  Последний раз Владька ехал на поезде с мамой и дедушкой , когда они возвращались в свой родной украинский город у самого синего моря из далёкого сибирского города. Как давно это было!..  Война откатилась далеко на запад и подходила к концу; город был освобождён, и они считали дни , когда снова войдут в свою маленькую , уютную квартиру в Успенском переулке самого чудесного города на свете; в городе, где Владька родился и где они с дедушкой ходили смотреть на большие белые корабли под разноцветными флагами, стоявшие в городском порту на рейде. У самого синего моря.
  Ключи от квартиры хранились у дедушки во внутреннем кармане его пиджака. Мама Владьки часто плакала и говорила, что они могут остаться не улице, если соседи , жившие в их коммуналке , взломали замок и заняли обе комнаты, где до войны жили они вчетвером: бабушка , дедушка и Владька с матерью.
Бабушка тогда отказалась уезжать.  Она решила остаться , чтобы соседи по квартире не забрали оставленное добро и не заняли их две чудесные комнаты с окнами во двор,  с качелями и песочницей, где прошло Владькино колясочное раннее детство.
  Через полгода пришло от соседей письмо: соседи сообщили , что бабушки не стало. Отчего умерла бабушка - они не написали; или , может быть, мать с дедом решили  Владьке не говорить. Зачем травмировать детскую психику?..
Потом , вернувшись домой после освобождения города, они узнали, что на бабушку донесли в полицию и за ней пришли немецкие офицеры в чёрной форме. Бабушка увидела их из окна. Немецкие офицеры  стояли внизу,  у подъезда , и смотрели вверх на бабушкины окна, собираясь позвонить в дверь. Бабушка открыла окно , встала на подоконник и бросилась вниз с третьего этажа. Так бабушки не стало.
  Мать Владьки умерла через год после возвращения в родной город. Последнее время  она сильно кашляла, и дедушка надеялся, что тёплый морской климат и хорошее питание поднимут её на ноги. Он ходил с матерью по лучшим врачам, по тем , кого знал до войны и которые остались в живых или вернулись из эвакуации , но они только  качали головой и разводили руками. Лекарств от этой болезни ещё не придумали , да и где их можно было достать в те бедные , послевоенные годы?
Отец Владьки давно с ними не жил.  Он служил на Кавказе, в небольшом городке  на берегу Чёрного моря. Иногда от него приходили письма с вложенными в них фотографиями , и Владька рассматривал на них человека в военной форме, про которого мать говорила : « Это твой папа. »
  Однажды мать решила его навестить. « Съезди , посмотри, как он там один … мало ли что», - посоветовал дедушка.
Мать вернулась через  несколько дней. Владька слышал , как она рассказывала , что отец женился и что у него молодая, красивая жена, дочка генерала, и что новая папина жена не имела понятия ни о ней, Владькиной матери , ни о Владькином существовании.
Мать заявилась в кабинет к отцу, устроила скандал, швырнув в него чернильницу  и облив его белый военный китель с орденскими колодками… Через полгода мать умерла.
  Владьке не хотелось уезжать от дедушки. Он не помнил своего отца. Но дедушке стало всё труднее справляться с внуком;  с осени начиналась школа, Владьке было уже почти 9 лет, и дед решил, что у отца ему будет лучше.
 Недавно к деду зачастила в гости крупная рыжеволосая дама; она вкусно готовила и иногда оставалась у них ночевать. Владьке дама не нравилась, но дед слушался её , как маленький мальчик, а дама настаивала , чтобы Владька пошёл в школу там , где жил его отец.
 Отец жил в большом красном кирпичном доме возле вокзала. « Чудесный двор, -  сказал дедушка, -  качели, песочница… » Они втащили большой чемодан на четвёртый этаж, где находилась квартира , в которой жил Владькин отец.  Дедушка нажал кнопку звонка. Дверь открыла молодая женщина с ребёнком на руках и спросила :  « Вам кого? » Дед подтолкнул Владьку вперёд и сказал: « Это Владик,  сынок … Вашего мужа…Здравствуйте.  А Вы - жена?»
 Женщина с ребёнком  оказалась действительно женой Владькиного отца,  а ребёнок его дочерью. Но о том,  что есть на свете Владька и у него есть дедушка, женщина не знала. Отец познакомился с ней в этом сибирском  городе, куда его перевели по службе из того самого города на Кавказе, где жила красивая генеральская дочка; генеральская  дочка в Сибирь не поехала, оставшись жить на берегу Чёрного моря - так тоже бывает.
 Дедушка и Владька сразу заметили, что женщина с ребёнком  не очень обрадовалась их появлению, но в квартиру  впустила. Чемодан остался стоять в коридоре , у входа. Она провела их в кухню, налила чаю  и занялась своей девочкой. « Это твоя сестра » , - сказал дедушка.
  Отец пришёл вечером. Он очень удивился и  спросил, почему дедушка не сообщил о приезде телеграммой; поздоровался ,  обнял Владьку , сказав , что тот сильно вырос и очень похож на деда  -  ну просто одно лицо.
Владьке и дедушке постелили на полу.  В комнате стояла одна кровать , на которой спали отец с женой, а рядом - маленькая деревянная кроватка для девочки. 
« Кровать я тебе достану, солдатскую, спишем со склада, и матрац тоже. А пока так…»
 На другой день дедушка засобирался обратно. Мальчик плохо спал ;  ему снился сон, что дедушка решил взять его с собой, и он, Владька, едет с ним в поезде; он стоит у открытой двери вагона , мимо проносятся дома и столбы и кто- то толкает Владьку в спину , и он падает , больно ударившись о насыпь; встаёт на ноги и остаётся один в кромешной ночи, глядя вслед уходящему поезду.
« Слушайся папу и … маму, - сказал дед наутро, прощаясь ,  - и хорошо учись. А я скоро приеду.»
 Засыпая без дедушки , мальчик сквозь сон слышал, как в деревянной кроватке плакала девочка, отец о чём - то долго говорил с женой , то громко, то почти шёпотом, а женщина всхлипывала; потом она укачивала ребёнка, а отец включил патефон и мальчик услыхал любимую дедушкину песню , которую пел знакомый хрипловатый голос : « Есть город , который я вижу во сне. О , если б вы знали , как дорог… У Чёрного моря , открывшийся мне в цветущих акациях город… У Чёрного моря !» - и отец тоже всхлипывал , а мальчик впервые за много дней спокойно засыпал в надежде, что наверное , хорошо всё то ,  что хорошо кончается.


Рецензии