5. Семья Артагана Орцхо-Хаджиевича Мальсагова

                ГЛАВА 1.
СЕМЬЯ АРТАГАНА ОРЦХО-ХАДЖИЕВИЧА МАЛЬСАГОВА.
                "И памятью грядущих поколений
                Возвысились достойно имена.
                Семья Мальсаговых тут без сомнений,
                Хорошие ростки и семена!"
                /А.М.Мальсагова/.
               
Знать историю – святое право. Мы все растём из прошлого. Этот богатейший материал необходим для будущих поколений, потому что память сердца не тускнеет, она передаётся, как формула крови - от отца к детям, и внукам, и будущим правнукам/.
Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал. Но у людей бывают и другие строчки в биографии, как, например, у многих моих соотечественников: «реабилитирован тогда-то...».
Слово «Реабилитация» в переводе с латинского языка „reabilitatio" означает восстановление в правах по суду или в административном порядке.
Наверняка, многие современники не знают, что могла означать такая запись, ведь за ней открывалось фактически его второе, гражданское рождение. И всегда ли рождение?  Увы, у многих строчка о реабилитации замыкает биографию, и они никогда не расскажут, как верили в возможность восстановления справедливости, восстановления своего доброго имени, прежней репутации.
Не простой была судьба пятерых братьев знаменитых уроженцев ингушского села Альтиево сыновей Артагана: Мааса, Ахмета, Созерко, Орцхо и Арсамака Мальсаговых. Она не только не баловала их, а бросала в самое пекло жизни.
Мадина Созеркоевна в статье «Братья Мальсаговы» пишет: «Данная статья написана мною не из популистских и личных, а искренних и объективных побуждений в восстановлении утерянных ранее традиций нашего вайнахского народа, ныне находящегося в моральных и материальных тисках, из которых он должен выйти победителем, и каждый из нас обязан внести в него посильную лепту кто чем может. Так поступали наши предки в трудное время. Примером этому служит семья Мальсаговых: братья Маас, Ахмед, Созерко, Орцхо и Арсамак. Все братья были дружны, снискали уважение и доверие окружающих.
Эти гуманные качества семьи, в которой рос мой отец, Созерко, с большой любовью не раз вспоминались нашей матерью Леби Шахбулатовной Измайловой и бережно переданы нам с сестрой как талисман.
Мне лично всегда импонировал здоровый морально-демократический дух семьи дедушки Артагана и бабушки Хани Бунхоевны Базоркиной, помог выстоять в жизни и может служить примером всем нам».
Самый из старших братьев, Магомет /Маас/, родившийся 12 января 1885 года, умер в юношеском возрасте от туберкулёза, будучи студентом 3 курса Петербургского университета. Осталась только его фотография с однокурсниками. В день похорон брата Мааса от разрыва сердца скончалась единственная сестра Люба.
 Второй брат, Ахмед, родившийся 1 января 1888 года, прожил только 42 года. За это время успел побывать на фронтах 1-й мировой войны, стать полным кавалером четырёх Георгиевских крестов и вернуться на родину.
Он был трижды женат: потерял жену, которая родила ему дочь и сына, затем женился во второй раз, уже на осетинке, а затем и в третий раз. Он стал отцом шестерых детей, потерял дочь; в 1930 году в возрасте 42 лет попал под расстрел, и, наконец, «успел» в 1990 году получить долгожданную и заслуженную реабилитацию посмертно.
 Третий брат, Созерко, единственный долгожитель из всех братьев, родившийся 17.06.1895 года, прожил более 80-ти лет, прошёл долгую дорогу жизни, полную одиночества, тоски и печали.
 Вначале жизни он окончил Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус, Александровское военное училище, побывал на войне, участник Первой мировой войны, в 1914 году был ранен, находился на излечении в военном госпитале имел большие награды, в том числе и орден святого Станислава 3-ей степени с мечами и бантом, светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования рода Романовых. Был узником советских концлагерей, и более полсотни лет своей жизни провёл вдали от родных, от Родины, тоскуя по родным местам и горам своего детства и юности. Автор книги “Адские острова”.
Жена Леби одна воспитала достойных двух дочерей Раису (24 января 1920 г. – 28 августа 2000 г.) и Мадину (29 августа 1924 г. – 15.07. 2017 г.)
Четвёртый брат, Орцхо, родившийся в 1898 году, после Владикавказского реального училища окончил Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус, затем Коломенское /Михайловское/ артиллерийское училище (Санкт-Петербург), побывал на войне, имел награду. 
Перешёл на сторону Советской власти. Во время гражданской войны в Ингушетии Орцхо Мальсагов руководил артиллерийскими отрядами в 1918 году под селениями Кантышево и Долаково. Был в числе организаторов и борцов вооруженных сил Ингушетии.
В 1918 году народным съездом избран Военным комиссаром Ингушской Автономной Области. Лично С.Орджоникидзе и С.М. Киров доверили ему организацию боевой силы ингушей: конные, пулемётные и артиллерийские отряды.
В 1919 году в Уваровском замке в с. Базоркино на Всенародном съезде ингушей, был избран Совет Обороны Ингушетии из 11 человек, в числе которых в присутствии С.Орджоникидзе, был выбран и Орцхо Мальсагов.
В 1928 году был представлен к ордену Красного Знамени. Независимо от того, на какой бы стороне баррикад ни находился, в выполнение своих обязанностей он был безукоризнен. Незаурядные военные способности сочетались в нём с огромным желанием изменить судьбу своего народа, способствовать его просвещению.
 Далее предшествовал переход с военного фронта на   литературный. После окончания Северо=Кавказского педагогического института, пьесы Орцхо ставились на подмостках театра в Ростове-на-Дону, Ингушетии, Владикавказа. С начала 1928 года по декабрь 1937 г. Орцхо возглавляет ингушский музей и является сотрудником этого музея до самого выселения.Он сотрудничает с филиалом ИНИИ в Орджоникидзе, заканчивает аспирантуру на кафедре литературы. Им издаются учебники на ингушском языке в 30-е годы, а также в соавторстве с Цокиевым Мурцалом, а после возвращения на Кавказ с 1958 года - в соавторстве с сыном Ахметом.
Выселение с родных мести высылка в Казахстан (23 февраля 1944 года по март 1957 года), затем Иркутский исправительно-трудовой лагерь (с 27 мая 1950 года –25 июля 1955 г.), возвращение на Кавказ - (март 1957г.), работа в ЧИНИИИЯЛ (1957-1961 гг.), прожил полных 63 года, реабилитация посмертно.
 Пятый брат, Арсамак, родившийся в 1900 году, при родах   умерла мать. Его жизнь была яркой и скоротечной. За его плечами осталась учёба в реальном училище, которая совпала со 100-дневными боями в городе Грозном; Московская Тимирязевская Академия, возвращение в 1928 году в Ингушетию для поднятия сельского хозяйства, изучение всех отраслей сельского хозяйства. Арсамак в 1933 году осветил эти вопросы в работе «Сельское хозяйство Ингушетии и пути его социалистической реконструкции»*; выселение вместе с женой, тремя сыновьями и Азой, дочерью Орцхо, в Петропавловск. Арсамак Мальсагов   работал агрономом, зоотехником и начальником Облживплемконторы Северного Казахстана. В марте 1949 года Арсамака Артагановича не стало, не удалось ему дожить до самого светлого дня, который может быть назван одним словом – Возвращение!
Три брата, рука об руку, принимали участие в первой мировой войне в составе Ингушского полка. Старший брат Ахмед,кавалер 4 Георгиевских крестов, в 1930 году расстрелян. Вот основные этапы жизни братьев, сыновей Атагана Мальсагова.
Участие ингушей было оценено самим царём, как бессмертный подвиг. «Ингушский полк, как горная лавина, обрушился на германскую дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории русского Отечества не было случая атаки конницей вражеской части, вооружённой тяжёлой артиллерией. 4,5 тысяч убитых, 3,5 тысяч взятых в плен, 2,5 тысяч раненых.
Менее чем за 1,5 часа перестала существовать Железная дивизия, с которой боялись справиться лучшие воинские части союзников, в том числе и русской армии.
Передайте от имени царского двора и от имени русской армии братский привет отцам, матерям, жёнам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бессмертным подвигом начало конца германским ордам.
Никогда не забудет этого подвига Россия. Честь и хвала им!
С братским приветом Николай П».
Прежде, чем приступить к раскрытию образа каждого из них, мне хотелось бы рассказать об их отце - Артагане Орцхо-Хаджиевиче Мальсагове.
Для ингушей земля испокон веков всегда-смысл жизни. Много в себя вместила земля пота и крови поколений предков. Земля для ингушей - основа всех основ, она – источник вдохновения, дающая силу.
«Они как, пожалуй, никто на планете, смогли сохранить силу, заключённую в традициях, вере, устоях. В Ингушетии историей дышит не просто каждое ущелье, башня. История фамилии, семьи, рода – в сердце каждого истинного ингуша. Каждый дом здесь – это ещё и музей, место, где бережно хранится память о предках, фамильные реликвии. Помнящие родство ингуши с гордостью и доверительно открывают перед гостями домашние архивы.
Тени предков, память о них хранят и направляют своих потомков по пути истины и добра. Листая страницы народной истории в ингушских домах, мы убеждались, что наши современники верны идеалам чести, благородства, патриотизма. Подобными примерами богата эта крохотная с точки зрения географических масштабов республика.
В своей работе мы постарались показать судьбу одного поколения семьи грамотных, воспитанных и уважаемых ингушей. Не из лёгких жизнь и других ингушей, живших в горах и сёлах, тяжёлая и беспросветная. Но в основе своём малограмотных ингушей никогда не покидала вера в лучшее будущее.


С уважением Айшат Магометовна Мальсагова,
Орцхо Ахметович Мальсагов.Если его сына Ахмета (Пунтика) одолевал "ложный стыд" писать о своём отце, то ещё менее удобно это было снохе А., если учитывал ингушский эздел (этикет). Но справилась отлично!
Через письма "оттуда, куда Орцхо был заключён по известной 58-й статье (все его былые заслуги были забыты или извращены настолько, что всё белое стало чёрным), узнаём о беззаконии того времени, зверском содержании в лагерях, отношение к ним бериевских палачей. Даже в момент хрущёвской оттепели, в процессе пересмотра сфабрикованного "дела", вместо извинения семье удосужились вытянуть с них в те голодные годы крупную сумму денег. Наглость, бесстыдство, вымогательство органов - всё показано в натуре.
Все семейные  события изложены ясно, затрагивая параллельно и его товарищей, и родственников: Х.Орцханова, А.Газдиева, К.Чхеидзе, А.Богатырева, Р.Озиева.
Власть, основанная на безбожии и лжи, доносах и репрессии не могли дать ничего хорошего. Поэтому и получили они по заслугам: диктатор-тиран, отравленный своим другом-опричником, а того по воле Аллаха, , расстрелял Н. Хрущёв. Как говорится, собаке собачья смерть.
Какой-то злой рок витал над братьями Мальсаговыми: Ахмед расстрелян (1930), Созерко в одиночестве умер вдали от Родины (1976), Орцхо, дважды репрессированный  (1944, 1950), рано ушёл из жизни(1961).
Арсамак недолго прожил после высылки (1949) - все, не повидав друг друга не попрощавшись с близкими и родными, разбросанными на тысячу километров.
Заболев в тюрьме, куда его кинули за защиту отца, перенеся все мучения по его освобождению, умер, мало прожив, холостым , сын Казбулат.(1960)
Дала гешта долда царег1 , Дала къахьетам болба.
Были у нас достойные, незабываемые, высокочтимые в народе муллы, шейхи, устазы  з религиозных деятелей, но, думаю, что эта когорта стоит так высоко. Орцхо, как и его братья, оставил после себя достойные дела и добрую память о себе, вырастил хорошее потомство.
Все описанные в публикациях события мне близки, почти аналогичное произошло и с нашей семьёй. Нас в 1944 году выслали с с.Экажево. Отец после работы судьёй в Пригородном районе, год работал секретарём Назрановского района. Поселили в с. Нагорное Келлеровского Кокчетавской области. Его чуть ни посадили за защиту мальчика-немца, которого избивал председатель колхоза. Через 2-3 месяца переехали в райцентр, хатем в Кокчетав. С нами находился и Ибрагим Гайтов с с. Кантышево, пока через полгода ни нашлась его семья под Петропавловском.
В 1955-1958 году я учился в Карагандинском горном техникуме, затем работал в Кокчетаве, а в 1959 году мы вернулись на Кавказ.
Как известно, умные, образованные, деловые ингуши власти в то время не были нужны. Из кокчетавских ингушей-Интеллигентов того времени я помню многих. Это: Зака Аушев, Ибрагим и Саварбек Арсамаковы, Султан Арчаков, Заурбек, Алаудин и Багаудин Бековы, Ази Богатырев, Гази-Магомед Ведзижев, Ахмет Газдиев, Хамид Гайтов, Юнус Гадаборщев, Хамзат Гастемиров, Ахмед Дудургов, Ахмет Дахкильгов, Тархан и Усман Кулбужевы, Хаж-Умар Льянов, Орцхо  Исраил Мальсаговы, Магомед и Алаудин Озиевы, Алаудин Мислауров, Аюп Тариев, Висан-Гирей Тумгоев, Висан-Гирей Цицкиев, Алаудин Хаматханов и многие др.Пусть простят меня те,кого забыл упомянуть.
Многие были наши родственниками, бывали у нас, обслуживать и слушать их беседы было для меня огромным удовольствием и счастьем.
Пожелание авторам: опубликовать свой труд в журналах, альманахах Ингушетии, Чечни и ЮФО, издать отдельной книгой, дополнив воспоминаниями о нём родственников и всех знавших его. Это было бы очень кстати к 100-летию со дня рождения Орцхо Артагановича Мальсагова.
Отдельное спасибо газете "Ингушетия" за публикацию "Эпистолярное наследие.
Башир Гайтов, инженер, житель г.Назрань".
Пожелание Башира Гайтова (Дала гешта долда цог1, вийрзза меттиг даькъала хайла). Через 13 лет мне удалось начать печатать тексты в книжном издательстве "Четыре" Санкт-Петербурга.
В декабре Владимир Путин издал Указ о праздновании 100-летия Ингушетии. Может в этом году удастся издать отдельной книгой.


Рецензии