Главы из книги История башнёра. Мазутчик
Согласились не все.
Особенно после того, как показали сгоревший советский танк Т-34 и даже разрешили в него залезть. Было интересно посмотреть изнутри на прославленную боевую машину, покуда не нашли в ней танкошлем, изодранный осколками, а в нём, оторванное человеческое ухо. Но, Женьке техника нравилась всегда, а на мёртвую человеческую плоть он научился «не реагировать». Так, парня определили в «чумазые», «мазутчики», «трактористы», как их называли, в общем – в танкисты. И после долгого «маневрирования» на местности, направили в какой-то лесок, где в добротных землянках дислоцировался 14-й учебный запасной танковый полк 1-го Украинского фронта.
Учение началось с нуля, хотя в активе у новоявленного курсанта были полугодовые курсы 2-го Омского военно-пехотного училища. Юный танкист был смышленым и начитанным парнем, роста невеликого, но цепкий. Очевидно, поэтому обучали его «на заряжающего» или, как его еще называли, «командира башни», в просторечии «башнёра».
Чему учили?
Будущий танкист выучил наизусть свои обязанности: «заряжающий должен был твердо знать устройство вооружения танка и боеприпасов, уметь сноровисто и быстро подавать снаряды, помогать вести меткий огонь из пушки и пулемета различными способами, получить практические навыки по уходу за вооружением и боеприпасами, знать устройство радиостанции, уметь обслуживать и устранять ее простейшие неисправности и т.д. ...».
Основным танком был Т-34-76, знаменитая «тридцатьчетвёрка». Последняя цифра – калибр пушки. Но уже встречались машины с 85-мм орудиями. Конечно, для освоения каждой специальности необходимо было разное время – от месячной подготовки «заряжающего» до полугода «механика-водителя». Но времени как раз всегда и не хватало. Опять где-то рвалась линия фронта и срочно нужно было затыкать дыру. И опять подлое оправдание – война, дескать, доучит.
«Мазутчик» всем сердцем полюбил свою боевую машину.
Было за что.
Хорошее вооружение и вновь поступившие зажигательные снаряды, как и бронебойные, были очень опасны для любой немецкой техники. Она гарантированно подбивалась с расстояния около километра. Правда, пока не появились «тигры», «фердинанды» и «пантеры». В «тридцатьчетвёрке» имелись также два, - курсовой и башенные, пулемёты. Отличная, мощная силовая установка. Хорошее бронирование корпуса. Это был настоящий вездеход с широкими гусеницами, способный преодолевать бездорожье в слякоть, снег и холод. К тому же, была одна замечательная конструктивная особенность танка Т-34, у которого люк механика-водителя был гладкий и с закругленными краями. Что очень немаловажно в бою. Поскольку влезть и особенно вылезти из него не составляло особого труда, и когда механик вставал с места, то уже высовывался наружу практически по пояс, и даже раненый вываливался на землю, что и спасало его жизнь.
Но и недостатки тоже имели место быть. И это было очень важной информацией для новичка. Знать о них, значит получить шанс на спасение.
Ветераны-инструкторы многое поведали о танке. У боевой машины не было зенитного пулемёта, что делало её лёгкой добычей пикирующих бомбардировщиков «Ju» 87 «Stuka» или, как их называли в народе, «лапотник», за неубирающееся шасси. Так же, нужно было быть готовым к скорой замене некоторых деталей танка, так как качество сборки оставляло желать лучшего. Поэтому танк нёс на себе запасные передачи и другие запчасти крепились между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, буксировочным тросом и запасными гусеничными траками. Были вопросы к качеству дизельного мотора, масляному фильтру и т.д. Но это было не по Женькиной специальности – «башнёру» эта информация нужна была для общего сведения.
Были проблемы и посерьёзнее. О которой не очень-то и распространялись. Советская 45-мм броня на «тридцатьчетверке» была, как ее называли специалисты, «высокой твердости». У заграничных «Матильд» и «Валентайнов» броня была хоть и тоньше, и «средней твердости», но с большим содержанием никеля, что обеспечивало большую ее вязкость. То есть, если болванка пробивала башню, то командир английского танка и наводчик (т.е. «башенные») могли остаться живыми, поскольку осколков почти не образовывалось, а в «тридцатьчетверке» броня крошилась и шансов выжить у наших практически не было. Те же «учителя» обрадовали - наибольшие потери в наших танковых войсках был как раз из числа «башенных». Они же объяснили «везение» остальных членов экипажа.
Во-первых, корпус танка скрывали неровности местности, что во многих случаях спасало и механика-водителя и стрелка-радиста. Во-вторых, наклонное расположение листов брони корпуса по отношению к башне делало эту часть танка менее уязвимой для снарядов противника. Женька не оставлял надежды разобраться – за какие такие грехи, вот такая перспектива у «заряжающего»? Но старшие товарищи только посмеялись: «Судьба такая! И вообще, выживает не тот, кто умеет прятаться, а кого Бог любит». Женька пока не знал, любит ли его Господь. Ещё не думал об этом. Не до того было…
Юноша понимал, быть танкистом не просто. Танк – мишень крупная, неповоротливая, и нет у него свободы маневра пехотинца, артиллериста или летчика. Но верил в свою боевую машину и гордился своим выбором.
Здесь же в «учебке» «башнёра» научили правильно вести хозяйство, а оно у него было большое. К примеру, если штатный боекомплект «тридцатьчетверки» состоял из 101 выстрела, в том числе 75 осколочно-фугасных и 26 бронебойных (из них 5 подкалиберных), то мальчишке подсказали, как укладывать все 150 снарядов. Делалось следующее: из ящиков для боеукладки с каждого ряда снарядов буквально выдирались резиновые прокладки (по две в ряд), что существенно добавляло места.
Были и другие «сусеки».
Кроме этого «башнёр» должен был содержать в порядке всё вооружение танка: пушку, два пулемёта, а к ним два десятка снаряжённых магазинов с патронами, два автомата (ППШ или ППД), гранаты и револьверы всех членов экипажа. Именно револьверы, а не пистолеты, которые при первой же возможности менялись, (само собой, «не за просто так»), на пижонские трофейные «парабеллумы» или, высший класс, офицерские «вальтеры».
Главное в этот период подготовки для экипажа была слаженность работы. При отвратительной нашей связи, как это было можно сделать?
Инструкторы рассказали, как в грохочущем железом танке хороший механик-водитель слышал лязганье закрывающегося орудийного затвора и без лишних указаний (то есть траты времени) понимал это как сигнал к тому, что нужно срочно остановиться на более-менее ровной площадке, чтобы произвести прицельный выстрел. Рации были редкостью – только на командирских машинах. То же и по внутренней связи. Поэтому, ноги командира были всегда на плечах механика-водителя: ткнул в левое плечо – поворачивай налево; ткнул в правое – поворачивай направо; получил по хребту – стой! Показал командир сжатый кулак заряжающему, – готовь бронебойный, показал растопыренную ладонь – осколочным.
Эти приёмы нужно было выучить, как «Отче наш»! Мастерство и психологический, человеческий контакт между бойцами гарантировал «долгую и счастливую» жизнь на войне. А не две – три атаки. Заряжающий старался. За четыре последних месяца, ставшие для него «первыми фронтовыми», «командир орудийной башни» доказал свою «профпригодность» и умение обуздать свой страх и терпеть.
Терпеть!
Свидетельство о публикации №222040801790