Смерть Сталина 3 Рассказ

Александр Лебедев.
 Соевые конфеты

  Советский Союз был великой железнодорожной державой. Я и родился в петле железной дороги. Со всех сторон Сталинского поселка петля грозила смертью: «По путям не ходить!» Пятого марта 1953 года мы с матерью как раз шли по путям, когда диспетчер врубил радио. Бестолковая перекличка путейских смолкла – и Левитан сообщил, что Сталин умер.
  Мы круто развернулись и пошли по путям в сторону вокзала. Мать объяснила:
 - Сейчас все расхватают.
Вы, конечно, подумали о соли и спичках? Нет, мы купили по метру красной и черной материи. Так что красно-черный траурный флаг скорбно повис над нашим подъездом едва ли не раньше, чем над всеми госучреждениями.
  А вечером мы пошли в гости к Валентине Васильевне долг отдавать. Она была мастером выразительного жеста, работала в театре и дарила матери контрамарки, а меня угощала соевыми конфетами с хлебом. Эти конфеты были гораздо вкуснее жмыха. Нравились мне и жесты хозяйки. Ее руки, плечи, голова говорили вместе со словами и без слов.
  - Обо всяком умершем надо сожалеть, но этот и не человек, а идол какой-то. Представляете, сдаю статью о сценическом движении в журнал – нет претензий. Читаю авторский экземпляр – редактор самолично дополнил: как указал товарищ Сталин. Ничего Сталин мне не указывал! Даже Вахтангов не указывал.
  И тут меня угораздило вякнуть. Я на манер Валентины Васильевны развел руками и ехидным голосом продекламировал:
  -Начинается земля, как известно, от кремля!
Мать оторопела:
  - Да у тебя с Валентиной Васильевной буржуйский заговор.
  - Чего это буржуйский? Я бывший сын полковника советской армии рабоче-крестьянского происхождения.
  -Это я бывшая жена, а отец твой никуда не девался, вот алименты платит. Без них мы когда бы долг отдали?
  Я попытался испытать благодарность к человеку, без которого родился бы не я. Это меня очень занимало. А главное, без которого продолжал бы спать на раскладушке, а не на новом диване. В долг-то влезли из-за дивана.
  Домой идти было в темноте неприятно, потому что через длинный тоннель под железной дорогой. От соевых конфет во рту остался противный вкус. Над подъездом темнел неуместный флаг. И только диван ласкал мягкостью и запахом свежей древесной стружки.

14.01.18  Ертарский


Рецензии