Запах земли

 
С Николаем Ивановичем Екимовым мы сидим у него дома. Небольшая комнатка, рядом журнальный столик со свежими газетами. Хозяин любит их читать и еще смотреть по телевизору последние новости. Ведем неторопливый разговор. Мы хорошо знаем друг друга, раньше много раз встречались в его конторе колхоза, в поле и за праздничным столом. Что меня больше всего подкупало в его характере? Скорее всего это умение слушать собеседника.  Я много раз ездил с ним по полям и фермам. Чтобы не случилось, он никогда не повышал голоса, выслушивал собеседника и затем уже высказывал свою точку зрения. Сегодня я не хочу пересказывать его биографию, а она у него очень богатая. В комнату зашла его дочка, Люда, поставила нам чашки чая, мед и улыбнулась:
-Пейте чай, вспоминайте прошлое, я не буду вам мешать.
  - Николай Иванович, вы ветеран войны, участник тех далеких и трудных лет. Хотелось бы поговорить именно на эту тему, чтобы я через газету мог вашу точку зрения донести до молодежи?
  - Да, я ветеран войны, - вздохнул Екимов, - Мне трудно вспоминать те годы, это черная полоса моей жизни, да и всех советских граждан. Ни я, ни товарищи по отряду не хотели быть солдатами. Я любил землю, любил вспаханное поле и кидать на него зерна. Но судьба распорядились иначе. Когда пришли фашисты, то я сразу ушел в партизаны, хотя возраст был молодой, да и половина бойцов была такая, как я. Очень трудно было в первые месяцы, так как никто из нас не учился воевать, большинство из нас и оружия в руках не держали, умели мы землю пахать, за лошадьми ухаживать, кто скот пас. Со временем опыт набирался, обустроили и быт. Каждый из нас занимался своим делом. Кто — то на кухне работал, нас более молодых отправляли в разведку, в дозоры, а еще много времени учились военному делу, стрелять, рукопашному бою, изучали оружие, как с ним обращаться. Сейчас многие скептики и люди не знающие о жизни и борьбе партизан утверждают, что партизаны только тем и занимались, что хлеб у сельчан забирали. Это простая ложь. Да , местное население помогало нам, но и мы всячески помогали им. Мы устраивали засады, нападали на обозы врага и забирали все продовольствие, были и крупные операции, когда нападали на складские помещения немцев, забирали хлеб муку,зерно и раздавали жителям деревень. Фашисты неоднократно пытались покончить с нами, увы. Мы либо уходили, либо сами давали им бой. Они буквально не знали откуда ждать нас и в какое время, а 1943-1944 годах во многие деревни и села они и не совались. Там была восстановлена советская власть, люди выбирали председателя сельсовета, депутатов. Весной  пахали землю и мы, молодые парни, помогали им. Как видишь, я стараюсь вспоминать из партизанской жизни что- то хорошее, доброе, а бои это очень тяжело, это смерть людей, фашистов не жалко, их никто не приглашал к нам, сами пришли и знали, что нас не победить, а лезли. Жалко было своих ребят. Их очень много погибло, ведь фашисты были не слабые, у них было отличное оружие, умели воевать, но правда была за нами. Мы были хозяева своей земли, мы отстаивали право на жизнь и поэтому победили. Уже ближе к концу войны я был тяжело ранен. Вот коротко и все.  Люди разные, кто-то любит вспоминать фронтовые годы, я не очень.
   За окном уже сгущались сумерки, чай наш остыл. Я не стал пытать разговорами Николая Ивановича. Действительно тема для беседы тяжелая и как принято, мы повели разговор о погоде, а затем еще побеседовали о пчелах, здесь мой мой собеседник повеселел и стал прекрасным собеседником.


Рецензии