1. 39 Данте о жизни после смерти

                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Данте пошёл дальше всего, прежде считавшегося известным, что его почитатели стали рассматривать «Божественную комедию» как подлинное откровение. Используя мифологические образы античного Аида, а также христианские представления о загробном мире, заимствуя многое у Фомы Аквинского, Аристотеля и римско-католической традиции, Данте создаёт чёткую продуманную концепцию потустороннего существования.

Его потусторонний мир распадается на три основные части – Ад, Чистилище и Рай. Дантовский Ад (инферно) представляет собой подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Её склоны девятью концентрическими уступами, «кругами Ада», каждому из которых соответствуют свои грехи, причём, чем тяжелее грех, тем в более глубоком круге и более тяжкими муками он искупается.

В Дантовом Аду протекают реки античной преисподней. В сущности, это – один поток, образованный слезами Критского Старца и проникающий в недра земли. Сначала он является как Ахерон (греч. река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, он образует болото Стикса (греч. жгучий ) кольцеобразной рекой кипящей крови, в которую погружены насильники против ближнего. Потом в виде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном, он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь. Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь, чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро Коцит (греч. плач).

В первом кругу Ада Данте помещает некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан. Это Лимб (лат. «лимбус» - кайма) католического ада, где по церковному учению пребывали души ветхозаветных праведников до того, как Христос, между своей смертью и воскресением, сошёл в ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывавшийся для людей только с искуплением первородного греха.

Во втором кругу Дантова Ада несут наказание сладостраники, в третьем – чревоугодники, в четвёртом – скупцы и расточители, в пятом ( в Стигийском болоте) – гневные, в шестом – еретики, в седьмом – насильники. Седьмой круг разделён на три пояса, в которых соответственно размещены насильники над ближним, насильники над собою и насильники над божеством и над естеством (содомиты).

Восьмой круг (Злые Щели) представляет кольцеобразный уступ адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он  изборождён десятью  концентрированными рвами (впадинами, щелями), которые отделены друг от друга валами. Первый по счёту вал примыкает к круговой стене, а в центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. В злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия: сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, мэдоимцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, подельщики людей, денег и слов.

Дном гигантского адского колодца и одновременно девятым кругом Дантова Ада служит ледяное озеро Коцит, в которое вмерзли обманувшие доверившихся, то есть предатели».   

                Как-то не соответствует «геенне огненной» других учений.

«Этот последний круг Ада разделён без видимых границ на четыре концентрических пояса. В первом вместе с Каином казнятся предатели родных, во втором – предатели родины и единомышленников, в третьем – предатели друзей и сотрапезников, и, наконец, в четвёртом – предатели благодетелей. Именно там, в центре четвёртого круга, по грудь возвышается изо льда Люцифер, в трёх пастях которого казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества божеского (Иуда) и величества человеческого (Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря).

Второе царство, Чистилище, Данте изображает в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усечённого конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая».

                Чем-то напоминает Вавилонскую башню.

«У читателя может возникнуть вопрос, откуда же вообще у Данте взялось Чистилище, ведь о нём не упоминалось в рассказах о христианских представлениях о загробном мире. … Понятие Чистилища присутствует только в католическом вероучении, где оно является промежуточным местом между раем и адом и где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощённые смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Чистилища как символ и видят в нём муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня.

Судьба души в Чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами» (молитвами и пожертвованиями в пользу церкви) в память умершего оставшимися на земле родными и близкими.

Представление о Чистилище сложились уже в I веке христианства. Учение о нём разработал Фома Аквинский (1225-1274). Догмат о Чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 году и подтверждён в 1562 году Тридентским  собором.

У подножья горы Дантова Чистилища толпятся умершие под церковным отлучением, на уступах Предчистилища – нерадивые. В первом круге Чистилища Данте расположил гордецов, во втором – завистников, в третьем – гневных, в четвёртом – унылых, в пятом – скупцов и расточителей, в шестом – чревоугодников, в седьмом – сладострастников.  В Чистилище душа может очиститься от гибельных пристрастий и привычек и приобрести новое вдохновение на пути, ведущем вверх, к Раю. Поэтому семь кругов Чистилища соответствуют семи смертным грехам. Пройдя своими кругами, очистившиеся души выводятся в подобие земного Рая на вершине Чистилища. Теперь душа достигает плоскости земной добродетели, но ещё не достойна высших пределов Рая.

Путешествие души поэта через Рай к небесам символизируется остановками путников на различных астрономических телах, своего рода «путевые станции" для душ, пребывающих в царстве радости, но ещё далёких от небесного совершенства. Эти этапы представляют собой главные человеческие добродетели: справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость, веру, надежду, милосердие. Первое небо Рая Данте располагает на Луне, второе - на Меркурии, третье – на Венере, четвёртое – на  Солнце, пятое - на Марсе, шестое – на Юпитере, седьмое – на Сатурне, восьмое – Звездное небо, девятое - кристальное небо.  Над девятью небесами Птолемеевой системе Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, неподвижный Эмпирей (греч. пламенный), Обитель божества. Пройдя все этапы, душа в экстазе достигает Эмпирия, где исчезают понятия времени и пространства».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 496).


Рецензии