И снова греки и троянцы! Идоменней, царь Критский,

 И снова греки и троянцы!

"Идоменней, царь Критский", опера Моцарта, концертный зал Мариинского театра, 7 апреля 2022 года

Мой второй "Идоменей". И это стало словно продолжением "Троянцев". Та же эпоха, те же исторические события. Люблю Моцарта, но не могу сказать, что музыка оперы "Идоменей" меня зацепила с первого раза, но и равнодушной не оставила. Амадеус, оказывается, бывает не только веселым и искрометным в своих комических операх, но и торжественно-возвышенным, эпическим и даже патетическим - в серьезных. А как иначе, если кругом античные цари, царевичи, царевны, греки и плененные жители поверженного ими Вечного города, за которыми маячат Троя и тень Приама, если жрецы и бог Нептун требуют свою жертву, а легендарные троянцы маются в рабстве и радуются своему освобождению критским царевичем? Роковые стечения обстоятельств и гнев богов грозят персонажам неминуемой гибелью, царственные особы готовы к битве с чудовищами, к самопожертвованию и слепому исполнению воли морского властителя Нептуна (Пасейдона). Любовь здесь тоже непроста - это нелегкий выбор между долгом и зовом сердца. Дочь Приама, захваченная в плен при взятии Трои, влюбляется в грека Идаманта, в сына критского царя Идоменея, участвовавшего в троянской войне. Есть от чего впасть в отчаяние!
В этот раз я шла не только слушать оперу, но и смотреть. Ведь первый полусценический спектакль (26 февраля 2022 года) в Концертном зале Мариинки был тогда не до конца готов - не было прекрасных масштабных видеопроекций античных греческих развалин, волнующегося и бушующего моря, скульптуры-маски Пасейдона. Тогда полсцены занимал оркестр, он еще не разместился в оркестровой яме. Поэтому вчерашний спектакль существенно отличался от первого полусценического (26 февраля 2022 года). Он позволил погрузиться не только в события трехтысячелетней давности, но и почувствовать эпоху, благодаря сохранению античного времени действия, задуманного автором либретто, а также и за счет костюмов, стилизованных под древнегреческую моду.
Повезло и с составом исполнителей! Он был почти полностью другим. Я бы назвала его идеальным: Александр Михайлов, Анастасия Калагина, Эвелина Агабалаева, Ирада Козловская, Станислав Леонтьев. Прекрасные певцы с красивыми выразительными голосами, умеющие приноравливать их к особой акустики Концертного зала, за счет чего они звучат по-моцартовски мягко и аккуратно, не теряя при этом эмоциональности, яркости и чарующей прелести. Благодаря этим солистам, хору и оркестру под управлением Гургена Петросяна опера обрела эпическую мощь и увлекаюшую динамику, они высветили ее музыкальную красоту и изысканность, подчеркнули мелодическое богатство и эмоциональную насыщенность.
У каждого из певцов были свои наиболее удачные и впечатляющие сцены, арии и ансамбли.
Завораживающе изящно, просто чарующе прозвучал любовный дуэт Идаманта (Эвелина Агабалаева) и Илии (Анастасия Калагина). Голоса дивной прелести сливались в едином звучании прекрасной мелодии! Поразительная красота вокала! И сольные фрагменты у Анастасии Калагиной и Эвелины Агабалаевой были замечательны.
Очень выразительно пела Инара Козловская в роли энергичной Электры, желающей заполучить Идаманта, влюбленного в Илию, и терпящей крах своих мечтаний. Яркое, объемное, с богатым тембром сопрано, без преувеличения роскошное, которым певица прекрасно владеет, делало ее исполнение запоминающимся, достойным восхищения, а финальную сцену смерти ее героини - блистательной!
Мягкий тенор Александра Михайлова прекрасно звучал в партии заглавного персонажа - критского царя Идоменея. Он удачно передавал вокально сложную гамму эмоций, испытываемых его героем. Особенно интересна была сцена жертвоприношения, где Идоменей терзается от своей вины перед жестокими богами и впадает в отчаяние о необходимости самому убить сына, принеся его в жертву, чтобы умилостивить богов.
Удачно дополнил общую картину и наставник царевича Арбак (Станислав Леонтьев). Его тенор был немного резковат, но выигрышно прорисовывался в многочисленных ансамблях.
Самой впечатляющей и захватывающей стала сцена жертвоприношения. Потрясающе пел хор, прекрасно звучал квинтет жрецов и солирующий Александр Михайлов.

В этом составе исполнителей опера обрела пружинистую динамичность, захватывающую увлекательность, музыкальную и вокальную красоту и выразительность.
Жаль, вчера зал был полон лишь наполовину. Позднее выкладывание на сайте информации о предстоящих спектаклях Мариинки делает свое дело - люди не успевают сориентироваться и своевременно купить билеты и встроить посещение театра в своих краткосрочные и долгосрочные планы! А опера Моцарта "Идоменей" стоит нашего пристального и многократного интереса.


Рецензии