Ранние исламские центры Агула

               
В свое время известный дагестанский ученый А.Р.Шихсаидов  на небольшом камне, вмонтированном  в стену минарета над входом на крышу мечети с.Рича  обнаружил надпись из  5 строк следующего характера: «Вот возобновили этот минарет хаджжи Мухаммад и хаджжи Рамазан сын Абдаллаха в (из) вилаята Ширванского. А затем они заботились о медресе три года и три (треть?) года в (месяце) рамадан. И возобновили дома Амир Хамза и уста Мухаммад сын Рамазана и уста Мухаммад сын Молла Х-ч-ф. Написал это Будай, сын Адама. Дата - год восемьдесят пятый после тысячи (1674 г.) (Шихсаидов А.Р. Эпиграфические надписи Дагестана, 1984. С.268).

Речь в надписи идет о восстановлении  строений села, разрушенных  землетрясениями, которые ранее произошли здесь.  Как известно зимой 21 января   1668/69 г. произошло крупное землетрясение, последствия  которого ощущалось по всему Кавказу.  Оно  вызвало большие разрушения в селах и городах региона и повлекло за собой  большое количество жертв.  Так в Цахуре была разрушена мечеть  и само селение. В селении Мишлеш того же  квартала  число погибших превысила  120 человек, из которых  93 оказались под развалинами мечети. В Хнове  погибли 602 человека. Некоторые источники кроме этого сообщают еще об одном сильном  землетрясении, которое случилось чуть позже в  1670-71 г.. Оба раза, как и повсеместно, разрушения имелись  и в Агуле. Но надписи из Рича о человеческих жертвах ничего не сообщают. Это тяжелые события в истории Дагестана. Но здесь мы хотим обратить внимание на ту часть надписи, которая касается медерсе. Следует отметить, что из известных письменных источников это  первое упоминание о религиозном образовательном центре в Агуле. Однако, как нам представляется, подобные учреждения здесь  функционировали гораздо раньше.

Так к 1241 году относиться упоминание селения Рича с эпитетом Баб ал-кист  Риджа - «Ворота справедливости». Оно встречается в эпиграфическом тексте в стене Джума-мечети. Появление данного эпитета  связано с широкомасштабной  религиозной деятельностью, которая вела Рича по распространению ислама в нагорном Дагестане. Располагаясь в пограничной зоне между Северным и Южным Дагестаном, это село, наряду с Дербентом, не только была одним из главных  мусульманских  центров  того  времени, но и играла активную  роль исламского сталкера в регионе. Но, как известно, чтобы  возможно было проявить такую деятельность  должна была быть и соответствующая  база по подготовке и реализации задуманных проектов. А такими базами, как раз и были  религиозные учебные центры - медресе. Исходя из этого, можно предположить, что  в Агуле они  к этому времени имели достаточно крепкие позиции.

К  более раннему этапу относиться религиозная деятельность и в селении Буркихан. Здесь, согласно эпиграфическим надписям, культовые сооружения  возводились уже в 12 веке. Так, например, этим временем  датируется строительство минарета здесь. (Калоев Б.А. Агулы. Материалы научной сессии  из истории народов Дагестана. с.2). Мы думаем, что, если возводили минарет, то  должна была быть еще и мечеть, а то зачем нужно было его сооружать?  А если это так, то должны были быть и структуры помогающие населению поддерживать исламскую традицию  в нужном формате, т.е. должны были быть обучающие людей исламу образовательные школы.

К 1080 году относиться  упоминание «магала Рича» рядом с Филаном  в одном из вариантов исторического сочинения «Дербент-наме». То есть, к этому времени  Ричинский магал в источниках позиционируется  как  самостоятельное от Филана  образование со своими политическими  амбициями.  Но знаменитый энциклопедист Х11 века Якут,  со ссылкой  на сведения авторов Х в., среди прочих политических единиц  Дагестана того периода, упоминает и  «небольшую область Филан», как целостное еще образование, «расположенную за Табасараном».

Примерно к тому же периоду относится упоминание  агулов, в развернувшейся в 1033 г. возле даргинского  селения Уркарах, битве под  командованием некого Хусрава и раиса, тогда еще не успевшего «одаргиниться»  селения Амух.  Сообщается, что мусульмане встретили, направляющиеся на грабеж сводные  войска  русов (викингов) и алан на подступах к  своим поселениям и разбили их наголову, после  чего захватчики больше не беспокоили исламские центры. Отсюда следует вопрос, что за исламские центры в Агуле функционировали  в это время?

В литературе утвердилось мнение, что первое мусульманское учебное заведение университетского типа - медресе  на  Кавказе было основано  в 1075 г. в селении Цахур, кстати, на 13 лет раньше знаменитого университета в итальянском городе Болонья, который считается древнейшим в Европе.  Оно было построено обучавшимися в Багдаде местными жителями по указанию правителя сельджукского государства Мелик-шаха.

Но это несколько «натянутая»  информация. Исламский мир  в то время раздирали смуты и раздоры из-за обилия существовавших религиозных сект.  Когда визирем при Мелик-шахе стал Абу Али аль-Хасан ат-Туси, более известный под титулом Низам аль-Мульк, он приказал  за короткий срок практически в каждом более или менее значимом населенном пункте  построить учебные заведения. Призваны они  были нивелировать  религиозные противоречия в умме, выработать единую идеологическую линию и прийти  к единому мнению. Эти заведения  вошли в историю как медресе «Низамия». Но нам, все-таки кажется, что  подобные центры в Агуле возникли гораздо раньше. Просто учебным заведениям Самурской долины повезло больше, что сведения о них попали в средневековые хроники и, таким образом, дошли до нас. В противном случае не объяснить, что за мусульманские центры защищали агулы от викингов и алан в Уркарахе 40 годами раньше строительства визирем Низам аль-Мульком медресе в Цахуре?

Роль и значение Агула в становлении ислама в Дагестане и в целом на Северном Кавказе, если судить объективно, были гораздо выше, чем та, которую играл в этом деле славный город Цахур и другие населенные пункты Юга Дагестана.


Рецензии