Ранние исламские центры Агула
В свое время известный дагестанский ученый А.Р.Шихсаидов на небольшом камне, вмонтированном в стену минарета над входом на крышу мечети с.Рича обнаружил надпись из 5 строк следующего характера: «Вот возобновили этот минарет хаджжи Мухаммад и хаджжи Рамазан сын Абдаллаха в (из) вилаята Ширванского. А затем они заботились о медресе три года и три (треть?) года в (месяце) рамадан. И возобновили дома Амир Хамза и уста Мухаммад сын Рамазана и уста Мухаммад сын Молла Х-ч-ф. Написал это Будай, сын Адама. Дата - год восемьдесят пятый после тысячи (1674 г.) (Шихсаидов А.Р. Эпиграфические надписи Дагестана, 1984. С.268).
Речь в надписи идет о восстановлении строений села, разрушенных землетрясениями, которые ранее произошли здесь. Как известно зимой 21 января 1668/69 г. произошло крупное землетрясение, последствия которого ощущалось по всему Кавказу. Оно вызвало большие разрушения в селах и городах региона и повлекло за собой большое количество жертв. Так в Цахуре была разрушена мечеть и само селение. В селении Мишлеш того же квартала число погибших превысила 120 человек, из которых 93 оказались под развалинами мечети. В Хнове погибли 602 человека. Некоторые источники кроме этого сообщают еще об одном сильном землетрясении, которое случилось чуть позже в 1670-71 г.. Оба раза, как и повсеместно, разрушения имелись и в Агуле. Но надписи из Рича о человеческих жертвах ничего не сообщают. Это тяжелые события в истории Дагестана. Но здесь мы хотим обратить внимание на ту часть надписи, которая касается медерсе. Следует отметить, что из известных письменных источников это первое упоминание о религиозном образовательном центре в Агуле. Однако, как нам представляется, подобные учреждения здесь функционировали гораздо раньше.
Так к 1241 году относиться упоминание селения Рича с эпитетом Баб ал-кист Риджа - «Ворота справедливости». Оно встречается в эпиграфическом тексте в стене Джума-мечети. Появление данного эпитета связано с широкомасштабной религиозной деятельностью, которая вела Рича по распространению ислама в нагорном Дагестане. Располагаясь в пограничной зоне между Северным и Южным Дагестаном, это село, наряду с Дербентом, не только была одним из главных мусульманских центров того времени, но и играла активную роль исламского сталкера в регионе. Но, как известно, чтобы возможно было проявить такую деятельность должна была быть и соответствующая база по подготовке и реализации задуманных проектов. А такими базами, как раз и были религиозные учебные центры - медресе. Исходя из этого, можно предположить, что в Агуле они к этому времени имели достаточно крепкие позиции.
К более раннему этапу относиться религиозная деятельность и в селении Буркихан. Здесь, согласно эпиграфическим надписям, культовые сооружения возводились уже в 12 веке. Так, например, этим временем датируется строительство минарета здесь. (Калоев Б.А. Агулы. Материалы научной сессии из истории народов Дагестана. с.2). Мы думаем, что, если возводили минарет, то должна была быть еще и мечеть, а то зачем нужно было его сооружать? А если это так, то должны были быть и структуры помогающие населению поддерживать исламскую традицию в нужном формате, т.е. должны были быть обучающие людей исламу образовательные школы.
К 1080 году относиться упоминание «магала Рича» рядом с Филаном в одном из вариантов исторического сочинения «Дербент-наме». То есть, к этому времени Ричинский магал в источниках позиционируется как самостоятельное от Филана образование со своими политическими амбициями. Но знаменитый энциклопедист Х11 века Якут, со ссылкой на сведения авторов Х в., среди прочих политических единиц Дагестана того периода, упоминает и «небольшую область Филан», как целостное еще образование, «расположенную за Табасараном».
Примерно к тому же периоду относится упоминание агулов, в развернувшейся в 1033 г. возле даргинского селения Уркарах, битве под командованием некого Хусрава и раиса, тогда еще не успевшего «одаргиниться» селения Амух. Сообщается, что мусульмане встретили, направляющиеся на грабеж сводные войска русов (викингов) и алан на подступах к своим поселениям и разбили их наголову, после чего захватчики больше не беспокоили исламские центры. Отсюда следует вопрос, что за исламские центры в Агуле функционировали в это время?
В литературе утвердилось мнение, что первое мусульманское учебное заведение университетского типа - медресе на Кавказе было основано в 1075 г. в селении Цахур, кстати, на 13 лет раньше знаменитого университета в итальянском городе Болонья, который считается древнейшим в Европе. Оно было построено обучавшимися в Багдаде местными жителями по указанию правителя сельджукского государства Мелик-шаха.
Но это несколько «натянутая» информация. Исламский мир в то время раздирали смуты и раздоры из-за обилия существовавших религиозных сект. Когда визирем при Мелик-шахе стал Абу Али аль-Хасан ат-Туси, более известный под титулом Низам аль-Мульк, он приказал за короткий срок практически в каждом более или менее значимом населенном пункте построить учебные заведения. Призваны они были нивелировать религиозные противоречия в умме, выработать единую идеологическую линию и прийти к единому мнению. Эти заведения вошли в историю как медресе «Низамия». Но нам, все-таки кажется, что подобные центры в Агуле возникли гораздо раньше. Просто учебным заведениям Самурской долины повезло больше, что сведения о них попали в средневековые хроники и, таким образом, дошли до нас. В противном случае не объяснить, что за мусульманские центры защищали агулы от викингов и алан в Уркарахе 40 годами раньше строительства визирем Низам аль-Мульком медресе в Цахуре?
Роль и значение Агула в становлении ислама в Дагестане и в целом на Северном Кавказе, если судить объективно, были гораздо выше, чем та, которую играл в этом деле славный город Цахур и другие населенные пункты Юга Дагестана.
Свидетельство о публикации №222040800751