Азии Юго-Восточной цивилизация!!

---
     Цивилизация возникла 14,5 в. назад. 
     Цивилизация остановилась 8,5 в. назад. 
---
     Часто исследователи применяют термин цивилизации в единственном числе ко всему комплексу цивилизаций Юго-Восточной Азии, выделяя при этом их основные характеристики, и в хронологии этой цивилизации указывая основные события, связанные с природой, климатом, государствами, выдающимися деятелями.
---
     Произошла эта цивилизация от индийской, позднее она проявилась в Индонезии и Малайе, сначала в хинаянской, потом в исламской, и, наконец, в западной транскрипции. 
     Область распространения цивилизации включает в себя Бенгалию, Бутан, Индокитай с Камбоджей, Лаосом, Малайзией, Мьянмой, Таиландом, Вьетнамом, а также Южный Китай и Малайский архипелаг с Индонезией.
---
     Тойнби относит эту цивилизацию к расцветшим цивилизациям спутникам, а её начало полагает на середину 7-го века по Рождеству Христову, когда в государствах цивилизации начали создаваться значительные произведения искусства и архитектуры.
---
     Основателями цивилизации Юго-Восточной Азии стали мон-кхмерские народы, народы Индокитая, народы Филиппин, народы мяо-яо, тай-кадайские народы, а также народы Гадданы и Ибаны.
     Цивилизация развивается неравномерно, поскольку у народов, её основавших, была разная скорость истории. У тямов расцвет развитых социокультов начинается в середине 7-го века, в чём им помогли китьайцы, приостановив экспансию Тьямпы на север. 
     Через сто лет начинают зарождаться цивилизационные процессы на Яве. Народы Бирмы во главе с паганцами цивилизационно проснулись только к концу 11-го века.
---
     Другое государство из цивилизационных надстроек Цивилизации Юго-восточной Азии, Шрикшетра, начинает обустраиваться храмовыми прототипами к средине 8-го века.
     На Яве расцвет цивилизации азиатского типа приходится на правление автохтонной махаянистской династии Шайлендров и шиваитской династии Санджайя. При Шайлендрах были возведены буддийские памятники и храмовые комплексы, из которых самыми впечатляющими являются огромный ансамбль Боробудур и индуистский храм Мендут.
При Санджайя был построен шиваитский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане в начале 10-го века.
---
     К рассматриваемой цивилизации относится также царство Эрланга начала 11-го века династии Шривиджайи.
     К началу 13-го века происходит тесное слияние буддизма и индуизма, уже впитавшие к этому времени местные магические обряды и культы, согласно которым все цари этой местности после смерти отождествлялись с богом Вишну.
---
     К началу 9-го века обозначили своё присутствие в Южноазийской цивилизации кхмеры, создав в Камбодже государство Ангкор. В центре столицы Ангкора стояло святилище, посвящённое мифической индуистской горе Меру, где был расположен центр мироздания. Монарх Ангкора называл себя Царём Горы Меру, заодно и владыкой вселенной.
     Религиозно-административное управление этой части Южноазийской цивилизации было достаточно эффективным, в 10-м веке ангкорские владения простирались вверх по долине Меконга до границы Китая.
     К началу 12-го века Ангкорский кусок цивилизации совсем раззадорился, расширив свои земли за счёт монского государства Дваравати, в долине Менама, захватив также часть полуострова Малакка, входящую в настоящее время в состав Таиланда.
     В 12-м веке кхмерский цивилизационный социокульт, подкреплённый эффективным административным правлением, достиг своей вершины. Строится Ангкорват, ставший кульминацией развития храмов-гор.
---
     С конца 12-го века в цивилизации Юго-Восточной Азии отчетливо прослеживается монское влияние на искусство и архитектуру кхмеров.
     Как и на Яве, индуистские и буддийские элементы переплелись с кхмерской магией и культом предков. Мифология, ритуалы, основные обряды были индуистскими, но все смыслы являли кхмерские представления о мироздании. Вся система управления цивилизационными социокультами направлены были на процветание страны.
     К началу 13-го века строительство грандиозных культовых сооружений прекратилось, сила кхмеров оставила, власть перешла к тайским племенам. 
---
     Начиная с 9-го века в Пагане правили бирманцы, которые мигрировали в засушливую центральную часть страны с Шанского нагорья. В Пагане они постепенно обживали территорию, которую ранее занимали моны, передавшие бирманцам многие земледельческие культуры, в том числе рис, зернобобовые, технику орошения, а также основы индусско-буддийской культуры, в том числе письменность.
     Просуществовало в Мьянме правление бирманцев до конца 13-го века, когда сюда пришли тайцы.
     В середине 11-го века Нижняя Бирма подпадает под монское влияние в Пагане, где государственной религией была хинаяна вперемежку с буддизмом. Каноническим языком стал пали, заменивший санскрит. Процветал паганский буддизм, сочетание буддизма, индуизма и местных культов. Но царской властью администрировалась религия хинаяна, что позволяло занимать в общинах ведущие позиции.
---
     К началу 12-го века в Пагане доминирующим племенем становятся моны. При их царях строится храм Ананды, самый красивый из культовых сооружений этого времени.
     Паган не был центром обширной ирригационной сети, как это было в Ангкоре. Конец процветания Пагана пришелся на первую половину 13-го века, когда происходила смена монской культуры управления и письменности на бирманскую. 
     В конце 12-го века становятся заметны сдвиги в местном буддизме. Новые веяния несли с собой монские паломники со стороны Цейлона и Шри-Ланки. Новые мигранты возглавили движение за очищение хинаяны и приведение этой религии первоначальному учению, которое проповедовало бедность, медитацию, отрешённость.
---
     13-й век отмечается в истории цивилизационного строительства Юго-восточной Азии как целостной цивилизации продвижением буддизма и хинаяны, которые здесь закрепились надолго. 
     К концу 13-го века прекратила своё существование держава Шривиджайя, которая развивалась как морская субцивилизация. Монголы во главе с Хубилаем завоёвывают Китай и приходят в Бирму, Вьетнам, Тьямпу и на Яву. Их вторжение было связано с падением большинства надцивилизационных администраций цивилизации Юго-Восточной Азии, распались Паган, Сингасари.
---
     На материковой части цивилизации ведущие позиции занимают тайцы, представлявшие из себя племенной союз, связанный административно-родовыми узами. Тайцы контролируют Верхнюю Бирму, подчинили себе мон-кхмерские племена на западе Ангкорской Камбоджи. Тайцы в качестве своей религии перенимают хинаяну. 
     К середине 14-го века тайцы создают Аютию, прочную административную систему управления страной и цивилизацией, ныне это Таиланд, а к концу 14-го века они уже правят на Сукотане, в Меконге. На всех своих новых территориях тайцы создают свои администрации, власть которых без особого сопротивления принимают местные племена.
---
     С середины 14-го века, тайцы окончательно свергают кхмеров с престола управления цивилизацией, а в первой половине15-го века бывший главный торговый и культурный центр Ангкортхом был разорён.
     Кхмеры отступили в Пномпень, где попытались создать новый цивилизационный социокульт, но осилили только государство.
     Во второй половине 15-го века появляются новые племена во главе с вьетнамцами, которые захватывают Тьямпу. Вьетнамцы принесли новые культуры возделывания земли, которые выдавливают индуистско-буддийские традиции ведения хозяйства на юг, в дельту Меконга, но и туда проникают вьетнамские племена.
---
     В середине 14-го века разворачивается борьба между бирманскими и тайскими племенами за владение Бирмой. Борьба закалила бирманцев, которые усовершенствовали свои социокульты и качество земледелия, на что тайцы не смогли ничем ответить. В ознаменование своего успеха бирманцы строят новую столицу Аву.
     Чуть позже, южнее Бирмы, начинают расселяться моны, освободившиеся диктата правителей Пагана, создав тут свою администрацию, назвав её Пегу. Эта администрация просуществовавшая до середины 16-го века. Моны были довольно успешны и в морском деле, основав несколько приморских городов с торговыми портами
     Моны в качестве основного религиозного культа несли буддизм в бирманском исполнении, основы которого приносили в Пегу миссионеры из Цейлона.
---
     К концу 13-го века на Восточной Яве происходит завершение кодификации местной религии, вводимой местным царём Кертанагаром, который ввёл культ Шивы-Будды, представлявшей собой смесь местной магии и тантризма с их демоническими обрядами в виде Калачакры, по-нашему Колесо времени. 
     Монгольское правление почти не повлияло на основные цивилизационные системы на Яве, окраинной части Юго-восточной Азии. Наблюдался небольшой упадок в эффективности администрирования, но уже с конца 14-го века и весь 15-й век на Яве наблюдается доминирующее положение культа Шива-Будды. Только с усилением исламского султаната на Яве территория Маджапахита с культом Шива-Будды уменьшается до размеров, которые не позволяли этому культу играть хоть какую-то роль в жизни цивилизации.
---
     В начале 14-го века на Бали процветает собственная форма индуистско-буддийской культуры, ставшей впоследствии полностью яванской. Надо отметить, что на Яве с древности существовал писательский кластер, который породил множество выдающихся литературных произведений. Эта древняя яванская литература оказала сильное влияние на балийскую литературу, которая сильно проявилась и в главенствующей здесь индуитско-буддийской религии, уютно инкорпорировавшись в ней.
     И в 20-м веке Бали сохраняет в своих музейно-библиотечных архивах тысячи яванских литературных произведений индуистско-буддийского периода. На самой Яве, через которую прошли потоки разноязычных и разнорелигиозных мигрантов, многое из литературно-летописного наследия было сметено. 
     С конца 13-го века на Цивилизации Юго-Восточной Азии начали ощущаться результаты деятельности исламских проповедников. Основная часть прибрежных городков к середине 14-го века уже исламизирована.
---
     В 15-м веке ислам распространяется на Суматру и Малакку. Торговцы Малакки распространяют ислам на Яву, Бруней, Калимантану. Главным мотивом продвижения ислама стала арабская письменность, расширение торговых контактов на весь исламский мир.
     В начале 16-го века Малакку завоёвывает Португалия, которая не препятствует исламизации населения островов Пряностей.
     В конце 16-го века Индонезия почти полностью исламизирована, только Восточная Ява сохраняет свои индуитско-буддийские верования, которые поддерживается их государством, которое историки называют Паджаджаран, хотя и здесь к середине 17-го века верхушка нового государства приняла ислам.
     На Бали сложилась другая ситуация. Народной религией осталась индуитско-буддийская традиция. Правители в основном принимали ислам. В этом смысле ислам занял место буддизма прошлых веков, когда во дворцах культивировался Будда, а народ оставался в своей роднородственной вере.
---
     Цивилизация Юго-восточной Азии постепенно принимали социокультурные элементы ислама, как ранее это происходило с индуизмом и буддизмом, а, начиная с 18-го века, цивилизация начинает постепенно воспринимать западно-европейские социокультурные  начала.
---
     В 16-м веке на окраинных территориях цивилизации Юго-востока Азии в Аракане, на Бирме, в Сиаме, Таиланде, Камбодже, Лаосе ведущей религией остаётся хинаяна, хотя и с элементами культов других систем. Хинаяна в своей ортодоксальной форме оказалась весьма жизнестойкой к веяниям новых религий и культур. Буддизм же проявился в людях героическим духом терпимости.
     Хинаяна была основной цивилизационной системой Юго-Восточной Азии. Эта религия отражает все стороны жизни человека, включая культуру рождения, ритуалы смерти, способы возделывания земли, технику сбора урожая. Во всех этих сферах хозяйствования и жизни человека присутствуют свои духи, которых нужно умилостивить.
---
     Из известных характеристик, особенностей этой цивилизации можно выделить следующие:
     1. Индуистско-буддийский социокульт в форме хинаяны.
     2. Города, как центры торговли и религии.
     3. Храмовые постройки в форме гор.
     4. Развитые ирригационные системы с водохранилищами и каналами.
     5. Интенсивная обработка обширных рисовых полей.
     6. Централизованное руководство жизнью сплоченной общины.
     7. Администрирование, введённое кхмерами, обеспечивавшее не только государственные цели, но и поощрявшее собственные нужды общины, основой которых был культ воды и плодородия. Все многочисленные боги цивилизации кхмеров, тямов, бирманцев, монов, индонезийцев выполняли идентичные функции по обеспечению земледелия достаточной водой для поливного рисоводства.
     8. Вся история цивилизации испещрена приходящими и уходящими в небытие племенами, которые развивались самостоятельно, но в связке друг с другом. Эта особенность проявляется в производстве ковров, тканей, батиков, одежды. Каждый из составляющих цивилизацию народов оставлял свои символы и знаки на производимых изделиях, при этом там были и символы общего значения, доминировавшие в цивилизации в определённое время.
++++++++++++++++++


Рецензии