Таёжная сказка вторая часть

      
  Лето выдалось жарким. Договорившись, построили хорошую лодку, и стали осваивать реку.  С раннего утра Чукча Атчытагын и олигарх Сёмин уходили на рыбалку, и возились допоздна. Они изучали реку, берега, удобные места для швартовки лодки и отдыха за костром. Однажды ночью мужики проснулись от яркого свечения и грохота на небе.
  - Упал метеорит! Сказал олигарх.
  - А что это такое? Спросил чукча.
  - Это часть небесного тела, или же, просто сбившийся с курса небесный камень – отшельник.
  - А почему он светится красным! 
 
- Потому что в небесах нет воздуха, и все летающие тела сохраняют свой цвет. А войдя в земную атмосферу, где есть кислород, они воспламеняются и горят, пока не упокоятся в земле. Олигарх рассказал то, что было известно ему от сообщений телевидения, пока жил и творил в зоне цивилизации.
 
- Ты часто любишь врать, сказал ему Чукча. То ты катаешься в железных телегах на дальние дали, сидя рядом дружками, то ты видишь изображения с другого конца света, то теперь и летящий по небу камень странно, горит в воздухе. Почему – то я много лет брожу по земле, и ни разу не испытывал, что возгораюсь.  Я ведь, тоже хожу на воздушном пространстве.  Или ты меня за оленя принимаешь?
 
- Я сказал тебе сущую правду. Так говорят наши учёные,  и мы им верим.
  - А умные люди летели, испытывали на себе этот огонь, без зажигающей искорки?  Давай-ка проверим. Забирайся высоко на ветку, и прыгни. Если увижу или услышу дымок,
то поверю. А огонь потушу водой.
  Олигарх рассмеялся:

  - По логике ты прав. Но тут наука. Видимо, от быстрого полёта какие-то предметы сильно трутся о летящий камень.
  - Ты вот, много мудришь, и все мимо. Там, в элитных кругах, вы также врёте друг другу, и зарабатываете на этом?
  - В нашем цивилизованном обществе не менее четыре из десяти человек живут за счет “ля-ля“, и далеко не бедно.
  - А сам ты как попал в это общество?
 
- Родился в семье заслуженной артистки. У матери на сцене были хорошие роли. Она сдала меня в детдом, чтобы не потерять эти роли. Первый канал телевидения сообщал, что у неё была нежная, любящая душа. Влюблялась часто. Утверждала, что те кавалеры, с которыми якшалась,  были ей недостойны. Потому, она не церемонилась с ними. От них получала всё, что хотела, а затем, отправляла архаров в отставку. Деньги, квартира, дача, звание, капали ей, как с небес. Я в детстве скучал, а потом, когда понял, что она мне просто дальняя знакомка из кинофильма, я постепенно позабыл о ней. Занимался спортом и стал мастером спорта по боям без правил.

  А когда началась перестройка, вошёл в команду уголовников, и стал грабить торговцев, магазины и лавки. Пахан говорил: “Никого не бойтесь. Тюрьма – не кладбище. Мы ещё вернёмся и сделаем, как нам нужно. Живите богато, и выручайте друг друга!”
 
  На четвёртом году перестройки попал в тюрьму. Но коллеги вытащили оттуда, и сделали депутатом областной думы. Другие покупали магазины, рестораны, заводы и фабрики. Я не покупал. Не любил себя обременять, хотел жить безопасно. Выступал посредником, и ни с кем не делился. А когда на тень бросили плетень, погрузил всё добро  в самолёт, и прилетел сюда, в безопасное место.
  - Ты счастлив? Спросил его Атчытагын.

  - Очень! – ответил олигарх. Здесь много кислорода, чистый воздух и вода, никто не преследует, не собирает на меня паспортные данные. Не пристают дамы с искусственными губами, грудями да попкой. Здесь моё детство. Здесь я счастлив.
 
- А ты сам как сюда попал? Спросил чукчу олигарх. Здесь моя родина. Окончил четыре класса и пошёл помогать батьке. Пасли оленей. Но жизнь год за годом стала хуже. Налоги росли, зарплата уменьшалась, продукты, которую привозили, стали не вкусными и дорогими. Но, беда этим не закончилась. Пришли люди, сказали, что будут строить для нас комфортные жилища на стойбищах и в центре, и забрали все деньги, накопленные за много поколений. Годы шли, а строителей мы больше не видели. Жаловаться было некому, на бумагах были не реальные данные и имена. И никто из нас не удосужился посмотреть, о чем речь.
 
Однажды, в очень суровую зиму, пропали двадцать оленей. Их съели волки и медведи. Нас предупредили: найти всех оленей и заплатить налоги. Иначе будете отвечать перед законом.
  – Да, жизнь наша – не малина. Мне всего тридцать лет, а тебе – двадцать с гаком. Думаю, что имея такие деньги, сумеем вместе обустроить жизнь лучше всех на свете.
 
  Утром отшельники невдалеке заметили чёрный след и обгоревшую траву. Следы вели в сторону, куда падал с неба горящий предмет.
 
- Это упал самолёт! – сказал Сёмин. Надо разобраться, что их занесло в наши края. Они шли по следу падения небесного тела. Вдали, вокруг небольшой скалы бросались в глаза черные стволы деревьев. Мужики побежали туда. Под скалой  лежала, набок опрокинувшаяся, задняя половина  самолёта. Внутри сутулились останки людей, некоторые валялись на полу, а несколько упали вниз и лежали на траве.

     В упавших багажах оказались личные вещи пассажиров: одежда, обувь, украшения и гаджеты, наличные деньги в кошельках, спортивное оружие и патроны к ним. Больше всего Сёмина заинтересовало оружие. Кое-где, горящие на деревьях листья, упав на сухие остатки трав с прошлых лет, могли спровоцировать большой пожар, тушить который уже никто не сможет. Но обошлось. Влажная земля не воспламенилась. Они поспешно побежали к головной части самолёта. К счастью, двигатели не горели. Никто, из пассажиров, сидевших в салоне, не поднял головы и не просил о помощи. Настала тревожная тишина.   

  - Надо предать усопших к земле! – сказал Атчытагын. Возвращаясь назад, они услышали у задней части самолёта слабый женский голос. Полезли в обломок самолёта, и стали искать, откуда идет голос. Оказалось, - стюардесса. Она чудом спаслась на хвостовой части, которая была полна пустыми целлофановыми бутылками. И это спасло девушку. Очевидно, что самолёт обломился от резкого удара об гигантский камень, верхняя часть которого была на уровне высоких ветвей кедров. Передняя часть, самолёта, скользя через ветки деревьев, отлетела подальше.
Девушка была красива и стройна. Чукча впервые в жизни почувствовал, что она прилетела к нему как божий дар. Поухаживал, лечил её раны, рассказывал, где она оказалась, словом,  привел её в порядок. Олигарх Сёмин предупредил: девушка не должна видеть их базовую стоянку. Он пошёл привести лопаты, чтобы похоронить жертв авиакатастрофы. 
         Атчытагын копал общую могилу, разбирал уцелевшие предметы из багажа граждан. Всех жертв авиакатастрофы предали земле. И в первом удобном случае оглядывался в сторону «ангела». Она, превозмогая боли на теле, это почувствовала тоже.  Приглянувшись, заметила, что мужик-то совсем ничего, хотя простоват немного. Её подсознание говорило так: за двадцать пять лет жизни не встретила ни одного заражённого семейными заботами мужчину. А тут парень ногти рвёт, чтобы обустроить свое жильё. Она, конечно, понимала, что самолёт будут искать, и скорей всего найдут. Поэтому отказалась уйти далеко от места катастрофы. Рассчитывала, если поисковики найдут, то уедет к себе домой, в Челябинск.

  К вечеру ребята нашли под сиденьем пятилетнюю девочку, голос которой был настолько тихим, что никто не услышал.
  Ожидаемый поиск упавшего самолёта остался несбывшейся надеждой. Их, конечно искали. Но в густой тайге, площадью большей, чем вся Европа, искать и найти самолёт без сигналов, это сказка из «Тысяч и одной ночи»!  Язык русский чукча знал плохо. Старался говорить о своих горячих чувствах, чтобы ложились на сердце девушки как бальзам. Но из этого ничего не вышло. Она всё прекрасно понимала, чувствовала. И улыбалась, давая понять, что верит ему.

  Порой очень хотела, чтобы дикий кавалер был жестче. Вспоминала, как нежно любила одного парнишку, который хвастался, что батька трудится в суде. Парень все время говорил о любви, и всегда приглашал в ресторан.  В один прекрасный день Маринка согласилась. За столом сидела ещё одна пара. Они шутили, веселились, танцевали, пили. Когда Маша проснулась, то поняла, что ночевала в дачном домике, на старой железной кровати. Вокруг никого не было. И парня этого больше никогда не встретила. Долго думала, переживала за влюбленного парня, но время равнодушно шло вперёд.

  Маша с Чукчой, не дожидаясь вероятных поисковиков, переселились в более удобное для охоты и рыбалки место, подальше от района падения самолёта. Копали на холме глубокие ямы под жильё, а сверху надёжно перекрыли. Получился неплохой подземный домик с кладовкой. Чукча, используя детали из самолёта, приготовил ловушки для зайцев, лис, птиц. Он нашёл в багажах несколько сапёрных лопаток, крючки, вертлюги, карабины и несколько морских рыболовных удилищ и посуду. Она же нашла в самолете  багаж с семенами.

Ночи были шумные, невдалеке слышался шум течения реки, а вокруг в лесу журчали, свистели, шарахались, шелестели и скрипели деревья и многочисленные лесные обитатели. Небо было ясное и темное. В его далекой глубине можно было разглядеть большую и малую медведицу, и массу других знакомых звёзд. Атчытагын знал много легенд о светилах, и ночами рассказывал о них.
 
Маша с удовольствием слушала легенды, задавала вопросы. Но, очень боялась таёжной ночи. От любого шороха могла проснуться, и просидеть всю ночь. Позже, она привыкла к новому другу, и прижималась к его груди. Успокаивалась и проваливалась в сон.

  Чукча был трус в любовных делах. Он очень боялся услышать дерзких слов в свой адрес. И потому, свои чувства выражал уловами рыбы, зайцами и лисами.  Любая его работа, приходилась по душе красавице. Он знал, что девушка тянется к нему. Но как опрокинуть её на спину? – вопрос для него был загадочным. Прилично ли будет, разрешают ли обычаи взять, да «обрести» невинную девку?

  Однажды, возвращался от олигарха, и в воде увидел купающуюся девушку. Она была абсолютно голая. Тут в голову ему стукнул дьявол. Быстро разделся, и в двух прыжках оказался рядом с ней. Она и не успела испугаться, крикнуть, как оказалась в железных тисках дикаря. Бог велел не описывать подробности, как дальше произошли события. Просто был интим и наполнивший две души радость. Они дико смеялись, выходя на берег. Даже холодная вода не остановила их истерику. Он обнял её, и завел в хату. Вот, так началась новая семья этой пары. Она ночью обратилась к нему, отчего же оказался слишком смелым, что пошёл на такой шаг. На что Чукча ответил:    
 
- Вот,идёт медведь, а впереди околачивается кабанчик, возбуждая аппетит.  Как бы он поступил? Они долго спорили о любви, о семье, о привычках и традициях. Но под утро женщина сказала, что если представится возможность, она непременно переедет в город. Что жизнь в лесу её совсем не прельщает. Этого заявления Атчытагын не понимал.
  - Что вы нашли в городе? – спросил он. Человек сидит на человеке, постоянно в автобусах  куда-то ехать, многие курят, пьют и дерутся.

  - В городе много еды и развлечений. Там образование, работа и деньги. А в этих дебрях, кроме страха ничего нет. Тут заболеешь, и доктора нет. Умрёшь – похоронить некому. Этой ночью подошёл медведь. Долго рылся, но зайти не мог. Я не стала тревожить твой сон. Чукча ничего не говорил. Девушка задала ему вопрос:
  - Тебе нечего ответить? Тогда он посмотрел ей в глаза и сказал:
 
- Здесь свобода. Без машин, техники, без контролёров, угроз здоровью другими людьми. Чистая вода, пища, солнце и воздух. А работа – какое величайшее наслаждение.  Да, здесь медведи и волки. Но они не угрожают нашей жизни. Здесь территория счастья. Пока ты со мной – я самый счастливый человек в мире. 
 
Я тебя люблю, тоже. Но мы люди из разных миров. Потому отношения к жизни, интересы разные. Вот, если бы ты пару недель проживал бы в городе, сразу бы понял, чем разбавляется и свобода и любовь. Обычно, любовь – это просто тяга к другой личности. Но когда она царствует в комфорте, то в неё добавляется мёд. Другой вкус, другое восприятие, понимаешь? А потом, не забудь, что в городе работа. А работа – это денежки. Это хорошая одежда, еда, напитки, поездки, квартира.
 
Зачем тебе эта вся морока? В сердцах переспросил Атчытагын. Это добровольное вхождение в рабство. Гнёшь спину, чтобы получить какие-то гроши. А рядом другие, более хитрые, ничего не делают, а гребут деньги вилами. И живут такие  по-другому, и тебя могут унизить на почве своего благополучия.
 
- Откуда ты это знаешь, медведи рассказали?
  - Сёмин рассказал. Из-за этого он наработал много денег, и убежал из города. Когда я работал оленеводом, первым делом появлялись налоговики, и облагали долгами  за то, что я на собственной земле  пасу собственных оленей. Больше оленей - больше налогов. Помирают, или съедены олени волками да медведями - плати всё равно. Не хочешь платить?   Посадим. Надо было застраховать их.  Они говорят, что у гражданина нет земель. Земля – государственная, и все богатства тоже, а мы платим за то, чтобы поддержать государство, чтобы оно было сильным, и хорошо защищало нас.

Было время, когда мы размножали, разменивали, ели оленей, и волочили жизнь. Но пришли сильные люди, сказали, что теперь они хозяева, и внедрили свои правила. Теперь всё врозь. Человек человеку стал недругом. Появились нуждающиеся семьи, которым помочь трудно.
  - Зря не ропщи, сказала Маша. Мы все платим налоги. Иначе не содержать государство.

  - А зачем государство, угнетающее население? – недоуменно спросил Чукча.
Не лучше ли, обложить налогам  тех, кто съедает уже заработанное?
  - Чтобы охранять нас, чтобы обеспечивать знаниями, работой, жильем.
  - У вас другая жизнь, согласился Атчытагын.  У нас таких удовольствий нет. Все делаем сами, как можем. Или же обращаемся к знахарям и к шаманам. К нам приезжают, чтобы шкурки диких животных и мясо увести.  В период зарплаты к нам приезжают многие. Предлагали лотереи, а я простак на седьмом колене, купил сто штук, спрашиваю: «а я кораблик рыбацкий выиграю?» А лотерейщик в ответ:
 
- Несомненно, выиграешь, в недавно один якут квартиру в Москве выиграл. Приезжает, а внутри дворца обнаженная красавица его ждала. Испугаться не успел, а стал москвичом. Его старший сын сейчас работает послом в Америке, понимаешь?  Аппетит разгорелся, хотел весь запас лотерей прикупить, но другие оленеводы вышвырнули меня и поделили остальное между собой.
  - Совесть надо иметь, не один живешь на севере! -сказал молодой оленевод. Я благодарю своих товарищей, что и радость,  и горе делят поровну.

  - А что, и горе бывает? Спросила Маша.
  - Ещё как бывает! Следующий раз, когда приехал лотерейщик, повторилось то же самое. Я спросил: «А где обещанные выигрыши?» Мне ответили, что этот продавец не тот, что надурил нас в прошлый раз. Он нам сказал:

  - Я честный человек, как и мой батя. Соврать людям совсем не привык. Сам выиграл водоплавающий  джип и морскую сеть на двадцать километров. Прямо, для китов! А около нас нет воды никакой, а дорогая техника стоит и ржавеет. Давай-ка я их тебе за полцены продам, а ты у меня купишь лотереи! – сказал он. Предложение было странным, но грело душу. За полцены купить вездеходный джип – это же, подарок от бога! Согласился. Купил пятьдесят штук лотерей, и сказал:

  - Вези свой вездеход! Но «фортуна» возмутился. Сказал, что там, на месте и гораздо дороже заберут.  Клиентов у меня – как пенсионеры за пенсией.  Я тебе уступил, потому что купил лотереи. А отдашь полцены, я тебе привезу и вездеход.
  - Какая цена?
  -  В аукционах – шесть миллионов рублей. Тебе привезу за три миллиона. Окружающие нас его товарищи рассмеялись. Мне показалось, что лжёт продавец счастья.   

  - Вот, привезёшь свой товар, поезжу, и тогда куплю, -ответил я. Покупать, не видя товар, нет необходимости. Катались предки на санях, и я продолжу в таком духе.
  - Я  уважаю таких достойных людей, сказал собеседник
Потому, сделаю последнюю скидку: отдай в залог полмиллиона рублей, и машина у тебя перед чумом. Залог – это гарантия. Без залога – у нас никто такие крупные сделки не совершает.

  Тут я опомнился: а денег – то таких у меня нет. Отдать в долг соплеменники отказались. Посчитал двести тысяч, а остальные – собрал с оленеводов, продавая им животных за полцены. Одного разделанного оленя захватил, лотерейных дел мастер и его деловые друзья. Все были счастливы, а я – понял, что я теперь - король тундры.

  - А долго ходил в королях? – с ухмылкой спросила Маша. Нет, ответил Чукча. Обманул меня лотерейных дел мастер.  И от отца капитально досталось. Он протянул ко мне газету, и сказал:
  - Продай, сукин сын, за пятьсот тысяч рублей, и верни деньги. В этой газете пятнадцать объявлений,  каждая из них в руках мошенника приносит минимум столько же денег!

  - Как я продам, это же бумага! – возразил я.
  - А что, ты покупал лучшую бумагу?
- Я скоро выиграю, увидишь!
  - Кизяк ты выиграешь от оленя!
  Отец оказался прав. Не выиграл я ничего, и вездеход не привезли. А того парня никто не знает. Через некоторое время случилась тяжба с налоговыми органами. Тогда отец сказал:
 
- Уйди от меня, и живи счастливо. Я в одиночестве гораздо спокойней поживу. Тогда я погрузил свою утварь в сани, запряг оленя, и уехал, не знамо, куда. Лишь по дороге, проголодавшись, подумал, что скоро буду у якутов. А доехав до тайги – заблудился. Однажды в глухомани, увидел на дереве объявление, понять суть не смог. Но понял, здесь поселился иноземец. Он предложил много денег. Но я догадался, что этот – самый большой мошенник, дарит бумаги, а сам  радуется, что за него трудятся его бумажки. Я понял, насколько был прав отец! 

  - Возможно, этот человек выведет нас отсюда! Обрадовалась Маша.
  - Сейчас, выведет! Действие всех его волшебных бумаг здесь потеряло силы. На них в тайге никого не обманешь. Ни медведи, ни лоси, ни кабаны, да и волки тоже не играют в его игру. А мне, тем паче  его бумажные пачки не пригодились, поскольку табак кончился. Я помог ему не умереть от морозов. Он не умел лазить по деревьям, из-за висячего живота. Поставил хороший чум из обработанных мной медвежьих кож.  За минувшие годы всех зверей вокруг от страха перестрелял. А рыб ловить, лодку мастерить так и не научился.

  Но я его хорошо обманул. Сказал, что если раненый медведь нападёт, - лучшее спасение на верхушке деревьев. Теперь кое-какие сдвиги есть. Начал уже лазит по деревьям. Ныне он себя считает мастером – охотником на медведей.


Рецензии
Мощное язычество! Эпос!Я ошеломлён, однако. И ору малышом под креслом потерпевшего крушение самолёта.

Юрий Николаевич Горбачев 2   27.11.2022 16:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.